Елена Витальевна Хворова
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце»
Цель: развивать речевые компетенции детей по средствам литературного творчества уральского писателя П. П. Бажова
Задачи.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по сказу П, П, Бажова „Серебряное копытце“» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- «Серебряное копытце», Бажов П.П.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
- продолжать развивать общую и мелкую моторику;
- развивать лексико-грамматические категории;
- закреплять умение выделять в слове заданный звук,
- упражнять в умении определять количество слогов в слове.
Коррекционно-образовательные:
- знакомить детей с понятием «камни-самоцветы»,
- закреплять умение соотносить звук и букву,
- упражнять умение составлять слова из букв,
- обогащать словарный запас: сапфир, бирюза, агат, изумруд, малахит, рубин, нефрит, аметист, яшма.
Коррекционно-воспитательные: продолжать развивать интерес к родному краю, к творчеству П. П. Бажова.
Предварительная работа: чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце», рассматривание иллюстраций к сказу, просмотр мультипликационного фильма «Серебряное копытце», просмотр презентации «Уральские самоцветы»
Оборудование: ноутбук, проектор, иллюстрации к сказу «Серебряное копытце», дидактическое пособие «Камни-самоцветы».
Раздаточный материал: карандаши и рисунки для штриховки, картинки с изображением камней-самоцветов и изделий из них (дидактическое пособие «Камни-самоцветы», кассы «Букв и слогов».
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед зачитывает отрывок из сказа «Серебряное копытце»
«Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка – кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. Мурёнка головой покачивает, и козёл тоже. Будто разговаривают. Потом стали по покосным ложкам бегать. Бежит, бежит козёл вокруг балагана, остановится и давай копытцем бить»
Логопед: Из какой сказки этот отрывок? Кто автор?
Дети: Сказ называется «Серебряное копытце», автор П. П. Бажов.
Логопед: Что вылетало из-под серебряного копытца козлика?
Дети: Драгоценные камни.
Логопед: Эти драгоценные камни называются самоцветы.
Просмотр слайдов о камнях-самоцветах.
Упражнение «Тихо-громко повтори»
Первый раз дети проговаривают четверостишие тихо, затем громко, снова тихо.
На Урале проживая,
Знают дети или нет,
Что волшебным называют
каждый камень-самоцвет?
Упражнение «Самоцветы» на развитие крупной и мелкой моторики.
Тот, кто любит аметист –
Шагают на месте
Дружбе верен, сердцем чист.
Кто силач и богатырь –
Руки в стороны, к плечам.
Носит камешек сапфир.
Изображают «силачей»
Кто таинственно молчит –
Указательный палец к губам.
Тому камень малахит.
Руки вперёд, пальцы в кулак.
Этот главный камень - яшма –
Руки к груди, пальцы разжаты.
Сердце сказочной страны.
Руки вперёд, пальцы в кулак.
Будто в чаше в этой яшме
Повороты влево, вправо.
Воды чистые видны.
На закат похож гранат,
Присесть, руки вниз
На восход похож агат.
Встать, руки вверх.
Эти камни в ожерельях
Хлопают в ладоши
Силу солнышка таят.
Дидактическое пособие «Камни-самоцветы» на развитие лексико-грамматических категорий, на закрепление умения выделять в слове заданный звук, на упражнение в умении определять количество слогов в слове.
Логопед предлагает детям по очереди достать из шкатулки карточку. Дети рассматривают камни-самоцветы, изображенные на карточках и изделия из этих камней. Далее педагог предлагает каждому из детей, в соответствии с изображениями на карточках, ответить на вопросы.
Логопед: Это сапфир, сколько слогов в слове САПФИР? Какой первый, какой последний звук в слове? Кольцо из сапфира …какое?. САПФИРОВОЕ кольцо (индивидуальное и групповое проговаривание новых слов)
Это бирюза, сколько слогов в слове БИРЮЗА? Какой первый, какой последний звук в слове? Бусы из бирюзы …какие?. Бирюзовые бусы.
Аналогичные вопросы задаются каждому ребёнку в соответствии с его карточкой, если ребёнок затрудняется, то логопед просит других детей ему помочь, либо сам даёт образец правильного ответа.
Упражнение «Ребус» на закрепление умения соотносить звук и букву, на упражнение умения составлять слова из букв.
Логопед предлагает рассмотреть карточку, и назвать поочерёдно, кто или что на ней изображено (Кокованя, Агат, Малахит, Нефрит, Изумруд) определить первый звук в словах, выбрать соответствующую звуку букву и составить из букв слово.
Дети определяют первый звук в каждом слове, находят соответствующую букву в кассе «Букв и слогов»
Составляют слово КАМНИ.
Упражнение «Зашифруй слово» на закрепление умения выделять в слове заданный звук и закрепление умения соотносить звук и букву.
Педагог предлагает «зашифровать» слово КОШКА, рассмотреть отдельные картинки, назвать предметы на картинках (валенок, шалаш, яшма, дупло, козлик, определить последний звук в каждом слове. Расставить картинки так, чтобы из последних звуков каждого слова можно было составить слово КОШКА.
Упражнение «Козлик» на развитие мелкой моторики.
Козлик рожками играл,
безымянный и средний пальцы прижиты большим пальцем к ладони, указательный и мизинец «торчат» вверх – «козлик с рожками»
Вот так, вот так!
По лужочку поскакал,
перебирают пальцами поочерёдно по поверхности стола
Вот так, вот так!
Кошку Мурку повстречал,
безымянный и средний пальцы прижиты большим пальцем к ладони,
указательный и мизинец «торчат» вверх, но согнуты во 2-ой фаланге – «кошка с ушками»
Вот так, вот так!
Копытцем камни высекал.
Большой палец прижат к ладони, остальные упираются в поверхность стола, указательный стучит по столу – «камни высекал»
Вот так, вот так!
И с Мурёнкой убежал!
перебирают пальцами поочерёдно по поверхности стола
Вот так, вот так!
Упражнение «Штрихи» на развитие мелкой моторики.
Логопед предлагает детям заштриховать силуэт козлика и домика, обращает внимание детей на направление штриховки.
Итог занятия
Дети рассматривают выполненные работы.
Педагог просит рассказать детей о том, что нового они узнали, что запомнили, что им понравилось на занятии.
Упражнение на формирование положительного эмоционального настроя.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!