Получи документы

Конспект «Литературное наследие Пензенского края» с детьми старшего возраста

тамара резикова
Конспект «Литературное наследие Пензенского края» с детьми старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

Речевое развитие:

1. Развивать речевую активность детей посредством приобщения к литературному наследию Пензенского края (произведения М. Ю. Лермонтова, А. И. Куприна, сказки и стихи А. П. Анисимовой).

2. Закрепить умение детей различать жанры детской литературы (сказка, рассказ, стихотворение).

Публикация «Конспект „Литературное наследие Пензенского края“ с детьми старшего возраста» размещена в разделах

3. Развивать интерес к художественной литературе Пензенского края, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё.

Познавательное развитие:

1. Совершенствовать память, внимание, воображение посредством заучивания поговорок, считалок, стихов, дидактических игр.

Социально – коммуникативное развитие:

1. Закреплять умение детей взаимодействовать друг с другом в игре.

2. Воспитывать патриотизм у детей через приобщение к литературному наследию малой Родины.

Оборудование: Лэпбук «Литературное наследие Пензенского края», маски для обыгрывания стихотворения «Белые гуси, красные лапки», А. П. Анисимовой, подвижной игры «В ловилки», табличка «Центр науки», схемы для опытов: бумага (мнется, бумага (рвется, бумага (мокнет, бумага (пачкается) – по количеству детей, мелки раскрошенные (зеленый, красный, синий, тряпочки влажные, посуда для влажных тряпочек, тарелки одноразовые для воды, контейнеры для мусора.

Предварительная работа: чтение, прослушивание и разучивание стихотворений М. Ю. Лермонтова, сказок и рассказов русских писателей – А. И. Куприна, А. П. Анисимовой; слушание и разучивание стихотворений, загадок, считалок, поговорок и пословиц А. П. Анисимовой; игры «Найди, где спрятано», «Белые гуси, красные лапки», «В ловилки»; разучивание поговорок о книгах; придумывание загадок; рисование по произведениям М. Ю. Лермонтова, А. И. Куприна, по сказкам А. П. Анисимовой на выбор детей; рассматривание репродукции с картины И. И. Шишкина «На севере диком» : оформление выставок, посвященных М. Ю. Лермонтову, А. П. Анисимовой, А. И. Куприну; прослушивание грамзаписи произведений А. Вивальди «Времена года». Зима»; рассказ воспитателя о детских годах М. Ю. Лермонтова, о творчестве А. И. Куприна, А. П. Анисимовой.

Содержание:

Воспитатель говорит, что принесла для детей сюрприз, но он куда – то делся, ищет. Он уточняет, что сюрприз находится где – то в группе в яркой коробке! Воспитатель говорит расстроенным голосом: «Что же делать?»

Дети: надо поискать.

Воспитатель организует игру «НАЙДИ, ГДЕ СПРЯТАНО».

Дети находят сюрприз (яркую коробку, воспитатель с детьми садятся на коврик и обследуют ее).

Воспитатель предлагает подумать, что бы это могло быть?

Дети: Игрушки, конфеты и т. д.

Воспитатель подсказывает:

Не куст, а с листочками

Не рубашка, а сшита

Не человек, а разговаривает.

Ответы детей: книга

Вместе с воспитателем дети раскрывают коробку, а там книга ЛЭПБУК по теме «Литературное наследие Пензенского края».

Воспитатель обращает внимание на необычные кармашки в этой книге! Вот кармашек (1, на нем нарисован знак вопроса «?», спрашивает, что же это означает?

Дети: В кармашке находятся загадки, вопросы и т. д.

Дети находят в кармашке три фотографии.

Воспитатель удивился, кто бы это мог быть.

Дети: Это наш земляк, русский поэт М. Ю. Лермонтов. Его имя известно всему миру. Детство поэта прошло недалеко от Пензы, в селе Тарханы. У него очень рано умерла мама, поэтому его воспитывала бабушка. Лермонтов писал стихи о любви к родному краю.

А это писатель Куприн А. И. Он родился в Пензенской губернии. Он много рассказов написал о русской природе, собаках. Собаки нравились ему за свою сообразительность и преданность к хозяину.

А эта фотография Анисимовой А. П. Она жила и работала на нашей Пензенской земле. Она сочиняла песенки, считалки, потешки, сказки.

Воспитатель благодарит детей и спрашивает, какие жанры литературных произведений они знают.

Дети: Сказки, рассказы, стихи и т. д.

Воспитатель спрашивает, чем сказки отличаются от рассказов, стихотворений?

Ответы детей:

Стихотворения звучат складно, их можно петь, под них удобно ходить, прыгать, а с рассказами и сказками такого не бывает.

В сказках есть волшебство! В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.

В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.

Воспитатель предлагает поиграть в игру. Дети встают на ковер, а воспитатель читает стихотворения и рассказы. Если дети услышат стихотворение, будут ходить, а если - рассказ (сказку, будут стоять на месте.

Воспитатель читает несколько стихотворений А. П. Анисимовой вперемешку с отрывками из рассказов (сказок). Закрепляет термины «стихотворение», «рассказ», «сказки».

Воспитатель достает и читает поговорки о книгах, которые лежат в кармашке лэпбука:

• Кто много читает, тот много знает.

• Книга учит жить, книгой надо дорожить.

• Одна книга тысячи людей учит.

Воспитатель предлагает детям рассказать поговорки о книгах.

Дети:

• Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

• Книга твой друг, без неё как без рук.

• Книгу читать скуки не знать.

Воспитатель благодарит детей и предлагает открыть следующий конвертик. А здесь что – то интересное:

Книги просят:

А сейчас

Вы, друзья,

Узнайте нас!

Кармашек (3) «Угадай произведение и автора». В кармашке представлены иллюстрации из сказок (А. П. Анисимова «Птица Радость», «Заколдованная липа»; М. Ю. Лермонтов «Бородино», «Казачья колыбельная песня»; А. И. Куприн «Барбос и Жулька», «Сапсан», по которым дети говорят, какое это произведение и показывают потрет автора.

Воспитатель хвалит детей и открывает кармашек(4) «Литературный калейдоскоп»(по произведениям наших земляков, предлагает досказать нужное слово:

1. Заяц (Белая шубка)

2. Две (сестры)

3. Птица (Радость)

4. Три (Ивана)

5. Барбос и (Жулька)

6. Белый (пудель)

7. Белеет (парус одинокий)

8. Вова и (корова)

9. Спи (младенец мой прекрасный)

10. Эники (беники)

Воспитатель благодарит детей, открывает кармашек, рассказывает

о герое, а дети догадываются ком идет речь: косой, лопоухий (заяц из сказки «Заяц Белая шубка»); приветливая, белая, румяная (Светлана, лицом, темная, тихая, молчаливая (Смугляна) из сказки «Две сестры»; сильнее всех собак на свете, никогда не трогает сдавшего («Сапсан»); основной чертой ее характера была деликатная, почти застенчивая вежливость (Жулька из рассказа «Барбос и Жулька».

Воспитатель интересуется, что спрятано в следующем кармашке,

открывает кармашек (6) «Что лишнее?» (В кармашке представлены герои знакомых сказок, по которым дети догадываются, кто из них лишний:

1. Лента яркая, светлое зеркальце, серьги, алмазные старинные бусы.

2. Кузнец, Птица Радости, русская девица, медведь.

3. Танк, пушка, кивер, штык.

Воспитатель предлагает поиграть, выбрать на выбор игры:

Кармашек (7). «Физминутка»-на выбор

«Белые гуси, красные лапки»

- Белые гуси, красные лапки,

Где побывали?

На лугах гуляли,

Травку щипали,

Водой запивали.

-Белые гуси, красные лапки,

Что вы видали?

Видели собаку,

-Бобку-забияку.

Бобка лаял:

Гам-гам-гам!

Уходите, вот я вам!

Мы сказали:

Го-го-го!

Не боимся никого! А. П. Анисимова

ИГРА «В ловилки»

Считаются, тот, кому вадить, — волк. Он садится на место. Остальные подходят (не очень близко) и, наклоняясь, будто собирают ягоды, приговаривают:

— На бору, на юру

Красны ягодки беру.

Волки за горами,

Бегите за нами!

Волк бежит ловить. Пойманный садится на место волка.

Села Новая Ерыкла и Зеленец Симбирской губернии. 1899—1904 гг. Запись А. П. Анисимовой.

Воспитатель обращает внимание детей на пустой кармашек (8,который называется «Как правильно обращаться с книгой», предлагает порассуждать о том, какие есть правила обращения с книгой.

Ответы детей : книгу нельзя мять, рвать, мочить, пачкать.

Воспитатель подводит детей к тому, что книга сделана из бумаги; предлагает пройти в «Центр Науки», дети проводят исследования и подтверждают названные правила.

(воспитатель показывает схему – задание проведения опыта: Опыт № 1. Дети мнут бумагу, потом пробуют разгладить лист бумаги рукой, видят, что не получается, делают вывод: нельзя мять книги.

Опыт № 2. Дети рвут бумагу, она хорошо рвется, они делают вывод: нельзя рвать книги

Опыт № 3. Дети льют воду на бумагу и делают вывод: бумага промокает, нельзя мочить книги

Опыт №4. Воспитатель предлагает испачкать пальчики в мелу и потрогать бумагу своими пальчиками, Пачкается? Да. Значит вывод: нельзя брать грязными руками.

Дети вытирают салфеткой руки.

Воспитатель хвалит детей и предлагает положить правила обращения с книгой в кармашек лэпбука.

Воспитатель обращает внимание детей, что остался еще один кармашек в нашей книге, показывает картинку. Что это?

Дети: Концерт!

Дети читают стихи, поют песни, играют в игры, загадывают загадки, слушают в грамзаписи песни, романсы.

В заключении воспитатель предлагает попить чайку, самовар-то готов! (Дети пьют чай с пряниками, баранками).

Публикации по теме:

Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Птицы Ярославского края» .

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Золотая хохлома» Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности на тему: «Золотая Хохлома» Цель: Продолжать воспитывать.

Конспект познавательного занятия для старшего дошкольного возраста «Народная культура Пензенского края»Конспект познавательного занятия для старшего дошкольного возраста «Народная культура Пензенского края» Конспект познавательного занятия ко Дню толерантности для старшего дошкольного возраста «Народная культура Пензенского края».Тема: «Народная.

Конспект экскурсии в пожарную часть с детьми старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с профессией пожарного Организация детей: со всей группой Содержание экскурсии: Осуществление договорённости с.

Конспект занятия с детьми старшего возраста «Воздух-невидимка» Конспект занятия с детьми старшего возраста на тему: «Воздух-невидимка». Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;.

Конспект занятия с детьми старшего возраста «Письмо от Незнайки» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (конструктор) ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ. Тема: «Письмо от Незнайки».

Конспект занятия с использованием резиночки с детьми старшего дошкольного возраста ГБОУ Школа № 1467 СП 1 Опыт работы инструктора по физической культуре Ивановой Ю. В. и воспитателя Грешновой Г. С. План-конспект физкультурного.

Консультация для воспитателей «Тесто — пластика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с детьми ЗПР»Консультация для воспитателей «Тесто — пластика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с детьми ЗПР» Консультация для воспитателей «Тесто – пластика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с детьми ЗПР» По данным исследования ученых.

Тематическое развлечение посвященное празднованию 75-летия Хабаровского края для детей старшего дошкольного возраста Цель: Воспитание у детей любви и привязанности к родному городу, краю. Задачи: 1. Формировать знания о природе родного Хабаровского края.

Экологический проект: «По страничкам родного края». (Для детей среднего-старшего дошкольного возраста) Проблема: В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект «Литературное наследие Пензенского края» с детьми старшего возраста
Опубликовано: 27 июля 2017 в 12:47
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект «Литературное наследие Пензенского края» с детьми старшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем тамара резикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД