тамара резикова
Конспект «Литературное наследие Пензенского края» с детьми старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Речевое развитие:
1. Развивать речевую активность детей посредством приобщения к литературному наследию Пензенского края (произведения М. Ю. Лермонтова, А. И. Куприна, сказки и стихи А. П. Анисимовой).
2. Закрепить умение детей различать жанры детской литературы (сказка, рассказ, стихотворение).
Публикация «Конспект „Литературное наследие Пензенского края“ с детьми старшего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Пензенская область, Пенза
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
3. Развивать интерес к художественной литературе Пензенского края, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё.
Познавательное развитие:
1. Совершенствовать память, внимание, воображение посредством заучивания поговорок, считалок, стихов, дидактических игр.
Социально – коммуникативное развитие:
1. Закреплять умение детей взаимодействовать друг с другом в игре.
2. Воспитывать патриотизм у детей через приобщение к литературному наследию малой Родины.
Оборудование: Лэпбук «Литературное наследие Пензенского края», маски для обыгрывания стихотворения «Белые гуси, красные лапки», А. П. Анисимовой, подвижной игры «В ловилки», табличка «Центр науки», схемы для опытов: бумага (мнется, бумага (рвется, бумага (мокнет, бумага (пачкается) – по количеству детей, мелки раскрошенные (зеленый, красный, синий, тряпочки влажные, посуда для влажных тряпочек, тарелки одноразовые для воды, контейнеры для мусора.
Предварительная работа: чтение, прослушивание и разучивание стихотворений М. Ю. Лермонтова, сказок и рассказов русских писателей – А. И. Куприна, А. П. Анисимовой; слушание и разучивание стихотворений, загадок, считалок, поговорок и пословиц А. П. Анисимовой; игры «Найди, где спрятано», «Белые гуси, красные лапки», «В ловилки»; разучивание поговорок о книгах; придумывание загадок; рисование по произведениям М. Ю. Лермонтова, А. И. Куприна, по сказкам А. П. Анисимовой на выбор детей; рассматривание репродукции с картины И. И. Шишкина «На севере диком» : оформление выставок, посвященных М. Ю. Лермонтову, А. П. Анисимовой, А. И. Куприну; прослушивание грамзаписи произведений А. Вивальди «Времена года». Зима»; рассказ воспитателя о детских годах М. Ю. Лермонтова, о творчестве А. И. Куприна, А. П. Анисимовой.
Содержание:
Воспитатель говорит, что принесла для детей сюрприз, но он куда – то делся, ищет. Он уточняет, что сюрприз находится где – то в группе в яркой коробке! Воспитатель говорит расстроенным голосом: «Что же делать?»
Дети: надо поискать.
Воспитатель организует игру «НАЙДИ, ГДЕ СПРЯТАНО».
Дети находят сюрприз (яркую коробку, воспитатель с детьми садятся на коврик и обследуют ее).
Воспитатель предлагает подумать, что бы это могло быть?
Дети: Игрушки, конфеты и т. д.
Воспитатель подсказывает:
Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а разговаривает.
Ответы детей: книга
Вместе с воспитателем дети раскрывают коробку, а там книга ЛЭПБУК по теме «Литературное наследие Пензенского края».
Воспитатель обращает внимание на необычные кармашки в этой книге! Вот кармашек (1, на нем нарисован знак вопроса «?», спрашивает, что же это означает?
Дети: В кармашке находятся загадки, вопросы и т. д.
Дети находят в кармашке три фотографии.
Воспитатель удивился, кто бы это мог быть.
Дети: Это наш земляк, русский поэт М. Ю. Лермонтов. Его имя известно всему миру. Детство поэта прошло недалеко от Пензы, в селе Тарханы. У него очень рано умерла мама, поэтому его воспитывала бабушка. Лермонтов писал стихи о любви к родному краю.
А это писатель Куприн А. И. Он родился в Пензенской губернии. Он много рассказов написал о русской природе, собаках. Собаки нравились ему за свою сообразительность и преданность к хозяину.
А эта фотография Анисимовой А. П. Она жила и работала на нашей Пензенской земле. Она сочиняла песенки, считалки, потешки, сказки.
Воспитатель благодарит детей и спрашивает, какие жанры литературных произведений они знают.
Дети: Сказки, рассказы, стихи и т. д.
Воспитатель спрашивает, чем сказки отличаются от рассказов, стихотворений?
Ответы детей:
Стихотворения звучат складно, их можно петь, под них удобно ходить, прыгать, а с рассказами и сказками такого не бывает.
В сказках есть волшебство! В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.
В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.
Воспитатель предлагает поиграть в игру. Дети встают на ковер, а воспитатель читает стихотворения и рассказы. Если дети услышат стихотворение, будут ходить, а если - рассказ (сказку, будут стоять на месте.
Воспитатель читает несколько стихотворений А. П. Анисимовой вперемешку с отрывками из рассказов (сказок). Закрепляет термины «стихотворение», «рассказ», «сказки».
Воспитатель достает и читает поговорки о книгах, которые лежат в кармашке лэпбука:
• Кто много читает, тот много знает.
• Книга учит жить, книгой надо дорожить.
• Одна книга тысячи людей учит.
Воспитатель предлагает детям рассказать поговорки о книгах.
Дети:
• Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
• Книга твой друг, без неё как без рук.
• Книгу читать скуки не знать.
Воспитатель благодарит детей и предлагает открыть следующий конвертик. А здесь что – то интересное:
Книги просят:
А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!
Кармашек (3) «Угадай произведение и автора». В кармашке представлены иллюстрации из сказок (А. П. Анисимова «Птица Радость», «Заколдованная липа»; М. Ю. Лермонтов «Бородино», «Казачья колыбельная песня»; А. И. Куприн «Барбос и Жулька», «Сапсан», по которым дети говорят, какое это произведение и показывают потрет автора.
Воспитатель хвалит детей и открывает кармашек(4) «Литературный калейдоскоп»(по произведениям наших земляков, предлагает досказать нужное слово:
1. Заяц (Белая шубка)
2. Две (сестры)
3. Птица (Радость)
4. Три (Ивана)
5. Барбос и (Жулька)
6. Белый (пудель)
7. Белеет (парус одинокий)
8. Вова и (корова)
9. Спи (младенец мой прекрасный)
10. Эники (беники)
Воспитатель благодарит детей, открывает кармашек, рассказывает
о герое, а дети догадываются ком идет речь: косой, лопоухий (заяц из сказки «Заяц Белая шубка»); приветливая, белая, румяная (Светлана, лицом, темная, тихая, молчаливая (Смугляна) из сказки «Две сестры»; сильнее всех собак на свете, никогда не трогает сдавшего («Сапсан»); основной чертой ее характера была деликатная, почти застенчивая вежливость (Жулька из рассказа «Барбос и Жулька».
Воспитатель интересуется, что спрятано в следующем кармашке,
открывает кармашек (6) «Что лишнее?» (В кармашке представлены герои знакомых сказок, по которым дети догадываются, кто из них лишний:
1. Лента яркая, светлое зеркальце, серьги, алмазные старинные бусы.
2. Кузнец, Птица Радости, русская девица, медведь.
3. Танк, пушка, кивер, штык.
Воспитатель предлагает поиграть, выбрать на выбор игры:
Кармашек (7). «Физминутка»-на выбор
«Белые гуси, красные лапки»
- Белые гуси, красные лапки,
Где побывали?
На лугах гуляли,
Травку щипали,
Водой запивали.
-Белые гуси, красные лапки,
Что вы видали?
Видели собаку,
-Бобку-забияку.
Бобка лаял:
Гам-гам-гам!
Уходите, вот я вам!
Мы сказали:
Го-го-го!
Не боимся никого! А. П. Анисимова
ИГРА «В ловилки»
Считаются, тот, кому вадить, — волк. Он садится на место. Остальные подходят (не очень близко) и, наклоняясь, будто собирают ягоды, приговаривают:
— На бору, на юру
Красны ягодки беру.
Волки за горами,
Бегите за нами!
Волк бежит ловить. Пойманный садится на место волка.
Села Новая Ерыкла и Зеленец Симбирской губернии. 1899—1904 гг. Запись А. П. Анисимовой.
Воспитатель обращает внимание детей на пустой кармашек (8,который называется «Как правильно обращаться с книгой», предлагает порассуждать о том, какие есть правила обращения с книгой.
Ответы детей : книгу нельзя мять, рвать, мочить, пачкать.
Воспитатель подводит детей к тому, что книга сделана из бумаги; предлагает пройти в «Центр Науки», дети проводят исследования и подтверждают названные правила.
(воспитатель показывает схему – задание проведения опыта: Опыт № 1. Дети мнут бумагу, потом пробуют разгладить лист бумаги рукой, видят, что не получается, делают вывод: нельзя мять книги.
Опыт № 2. Дети рвут бумагу, она хорошо рвется, они делают вывод: нельзя рвать книги
Опыт № 3. Дети льют воду на бумагу и делают вывод: бумага промокает, нельзя мочить книги
Опыт №4. Воспитатель предлагает испачкать пальчики в мелу и потрогать бумагу своими пальчиками, Пачкается? Да. Значит вывод: нельзя брать грязными руками.
Дети вытирают салфеткой руки.
Воспитатель хвалит детей и предлагает положить правила обращения с книгой в кармашек лэпбука.
Воспитатель обращает внимание детей, что остался еще один кармашек в нашей книге, показывает картинку. Что это?
Дети: Концерт!
Дети читают стихи, поют песни, играют в игры, загадывают загадки, слушают в грамзаписи песни, романсы.
В заключении воспитатель предлагает попить чайку, самовар-то готов! (Дети пьют чай с пряниками, баранками).