Наталья Васильевна Степанова
Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Птицы Ярославского края»
▼ Скачать + Заказать документы
"Охранять природу - значит охранять Родину"
М. Пришвин.
Проект «Птицы Ярославского края»
Возраст детей : 5-6 лет
Тип проекта : познавательно-творческий
Участники проекта : дети старшей группы № 10, воспитатели группы № 10, родители воспитанников
Срок реализации проекта : сентябрь 2016 - май 2017
Актуальность проекта :
Публикация «Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста „Птицы Ярославского края“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Экологическое воспитание дошкольников возможно при определенных условиях:
Формировании элементарных экологических представлений о природе (о растениях и животных как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы);
Воспитании гуманно-деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определенных норм поведения.
Экологическое воспитание дошкольников средством ознакомления с птицами, выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.
Представьте себе мир без птиц : рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.
Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.
В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас?
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Изучению этой темы способствуют:
Возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе;
Большой выбор и доступность детской литературы о птицах;
Широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность и речь;
Возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах : кормление птиц зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.
Цель проекта : расширение и углубление представлений детей о птицах нашего края и формирование бережного и заботливого отношения к ним.
Образовательные задачи проекта :
формировать у детей целостные представления о сезонных изменениях в природе;
знакомить детей с жизнью птиц, их повадками, особенностями образа жизни;
расширять и активизировать словарь детей по теме;
закреплять представления о птицах посредством рисования, лепки, оригами и выполнения поделок из природного материала;
развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;
дифференцировать понятия «перелётные» - «зимующие».
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты из их жизни;
формировать экологическое сознание детей;
воспитывать любовь к родному краю.
Интеграция образовательных областей в процессе реализации проекта :
Познание
Цели:
- Способствовать расширению у детей знаний и представлений о птицах; особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, повадках и приспособлениях к среде обитания;
- Активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; делать обобщения;
- Поддерживать стремление детей расширять знания о жизни птиц Ярославского края;
- Создать альбом для рассматривания «Птицы Ярославского края».
Речевое развитие
Цели:
- Содействовать расширению и активизации словаря детей старшего дошкольного возраста по теме «Птицы Ярославского края»;
- Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь детей;
- Развивать речевое творчество детей.
Социально-коммуникативное развитие
Цели:
- Обогащать игровой опыт и способы игрового сотрудничества;
- Закреплять умение детей соблюдать правила, связанные с выбранной ролью;
- Воспитывать творческую самостоятельность детей;
- Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- Формировать основы безопасного поведения на природе;
- Формировать чуткое, эмоциональное отношение к птицам через произведения художественной литературы.
Художественно-эстетическое развитие
Цели:
- Способствовать развитию продуктивной деятельности детей, использованию широкого спектра материалов и приемов;
- Способствовать развитию детского творчества, эстетического восприятия;
- Развивать способности детей в изображении птиц нетрадиционными техниками;
- Закреплять полученные навыки и умения детей в создании рисунков, поделок птиц разными средствами : карандашами, красками, восковыми мелками, пластилином, тестом и другими.
Физическое развитие
Цели:
- Обогащать двигательный опыт детей и умение самостоятельно его использовать;
- Способствовать формированию умения самостоятельно организовывать подвижные игры;
- Способствовать развитию координации движений, крупной и мелкой моторики;
Этапы реализации проекта :
I. Подготовительный этап: сентябрь-октябрь 2016 г.
Формулировка проблемы, обсуждение цели, задач проекта с детьми и родителями;
Создание условий для реализации проекта;
Перспективное планирование проекта «Птицы Ярославского края»;
Перспективное планирование создания мини-музея «Птицы Ярославского края», подбор экспонатов;
Подбор художественной литературы по теме «Птицы»;
Подбор дидактического материала по теме «Птицы»;
Подготовка консультаций родителей по теме проекта;
Подготовка экскурсий в мини-музей «Птицы Ярославского края» для детей среднего и старшего дошкольного возраста детского сада № 42;
Подбор дидактических и подвижных игр по тематике «Птицы»;
Подбор конспектов занятий с детьми по теме «Птицы Ярославского края» в соответствии с ФГОС ДО.
II. Основной этап: октябрь 2016 - май 2017 г.
Внедрение эффективных методов и приемов по расширению знаний детей о птицах (на протяжении срока реализации);
Определение игрового пространства, игровой мотивации (Октябрь 2016);
Проведение бесед о птицах нашего края с детьми группы (Октябрь 2016- май 2017);
Чтение рассказов о птицах и обсуждение их содержания (Октябрь 2016- май 2017);
Проведение дидактических и подвижных игр с детьми (Октябрь 2016- май 2017);
Проведение экскурсии в мини-музей «Птицы Ярославского края» для детей среднего и старшего дошкольного возраста д/с № 42 (Февраль 2017);
Организация конкурса кормушек «Кафе для пернатых друзей» (Декабрь 2016);
Организация конкурса рисунков «Птицы Ярославского края» (Апрель 2017);
Организация посещения грачевника с детьми и родителями (Март 2017);
III. Заключительный этап: май 2017 г.
Оформление результата проекта в виде презентации;
Размещение проекта и его результатов на сайте ДОУ;
Помещение детских работ в образовательную среду нашей группы;
Обсуждение с детьми и родителями новых знаний и умений;
Принятие решения о перспективах проекта.
Методы проектной деятельности :
Наблюдение;
Беседы;
Чтение художественной литературы;
Рассматривание иллюстраций;
Слушание аудиозаписей «Голоса леса»;
Экскурсии.
Ожидаемые результаты реализации проекта «Птицы Ярославского края»
Расширение и углубление знаний детей о птицах Ярославского края, их повадках;
Обогащение словарного запаса детей по теме «Птицы»;
Развитие познавательного интереса к окружающей нас природе;
Формирование бережного отношения к природе;
Формирование творческих способностей, коммуникативных навыков детей;
Расширение взаимодействия родителей воспитанников и воспитателей группы, вовлечение родителей в совместную творческую деятельность;
Улучшение развивающей предметно-пространственной среды группы.
Используемая литература:
Алексеев В. Н. «300 вопросов и ответов по экологии»;
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»;
Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Экология»;
Кравченко И. В. «Прогулки в детском саду»;
Нифонтова С. Н. «Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет»;
Васильева С. И Тематический словарь в картинках «Дикие птицы средней полосы»;
Нищева Н. В. «Картотека предметных картинок. Птицы»;
Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»;
В. Бианки «Наши птицы»;
Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?»;
Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду»;
Дронь А. В., Данилюк О. Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников»;
Комарова Т. С., Филлипс О. Ю. «Эстетическая развивающая среда в ДОУ»;
Internet.