Елена Паладыч
«Осень». Конспект коррекционного занятия для неговорящих детей 5–6 лет с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему миру для неговорящих детей 5-6 лет с нарушением интеллекта на тему «Осень
Цель: Формирование представлений детей об осени, как о времени года.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Формировать представления детей об осенних признаках.
2. Формировать представления детей о связи одежды с сезоном.
Коррекционно-развивающие:
1. Формировать знания детей о цвете осенних листьев (желтый, красный).
2. Развивать мелкую моторику через игры с липучками, пластилином, пальчиками.
3. Продолжать формировать умение пользоваться указательным жестом.
Темочки:
- ЗПР, задержка психического развития. Конспекты
- ЗПР. Задержка психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Неговорящие дети
- Неговорящие дети. Конспекты
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Старшая группа
- Темочки
Речевые:
1. Развивать речевой слух, понимание речи, способность подражания звукосочетаниям и простым словам.
2. Учить понимать и выполнять простые инструкции, в том числе со словами встань, сядь и с предлогами В, НА, ПОД.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать у детей соблюдение очередности.
2. Воспитывать аккуратность в выполнении задания.
Организационный момент
Подгруппа детей проходят в кабинет и садятся за столы.
Учитель-дефектолог приветствует детей: «Здравствуйте, ребята, проходите, садитесь на свои места».
Сообщение темы занятия
Учитель-дефектолог начинает рассказ об осени, указывая на соответствующие картинки на доске. «Наступила осень. Солнце светит, но не греет. Часто идут дожди. И поэтому люди (взрослые и дети) берут с собой зонтики и обувают резиновые сапоги, чтобы ноги не промокли. На деревьях листья поменяли цвет. Посмотрите, ребята, какие листья мы видим? Желтые и красные. Листья осенью опадают. Это называется листопад.» Педагог обращается к ребенку:
- «Ваня, подойди ко мне, помоги снять листочки с дерева (пособие на липучках, закрепленное на стене)».
Ребенок подходит, снимает листочки и они падают на стол, на пол. Учитель – дефектолог обращает внимание детей на это явление. «Это листопад. Листья опадают с деревьев и шуршат под ногами.
- «Спасибо, Ваня. Садись на место».
Ребенок садится. Учитель-дефектолог продолжает рассказ, указывая на картинки: «Птицы улетают в теплые края. Посмотрите на веточку на ней сидят птички: воробьи, синички, снегири. Давайте посчитаем сколько птичек сидит на веточке». Учитель дефектолог подносит к каждому ребенку объемное пособие – ветку березы с птичками. Если ребенок сам не считает, то педагог берет руку ребенка с указывающим жестом и считает «Один, два, три. Всего: три». Задание выполняется по очереди совместно с педагогом «рука в руке»/либо самостоятельно ребенком.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Птички»
Учитель-дефектолог:- «Ребята, как летают птички?». Педагог имитирует взмахи крыльев руками, побуждая детей повторять за ним, при необходимости помогать, в это время проговаривая:
«Вот летели птички, птички –невелички,
На дорожку сели, (садимся на стул)
Зернышки поели,
клю-клю-клю, клю-клю-клю (клюем указательным пальчиком по ладошке)
как я зернышки люблю».
Сюрпризный момент
Учитель-дефектолог обращает внимание детей на шум. «Ребята, слышите, кто -то шуршит. Смотрите, это же ежик». Появляется игрушка ежик и здоровается с каждым ребенком по имени. Ежик просит о помощи: «Ребята, мне нужна ваша помощь, пойдемте со мной в лес и помогите мне сделать запасы на зиму». Учитель-дефектолог соглашается помочь ежику и призывает ребят: «Ребята, давайте поможем ежику. Для этого мы с вами отправимся в лес».
Игровое упражнение «Большие ноги»
Учитель-дефектолог включает музыку Е. Железновой «Большие ноги» и совместно с каждым ребенком по очереди «рука в руке» держит клавесы и имитирует движения под песню, четко выговаривая «ТОП-ТОП», побуждая ребенка стучать клавесами по столу и говорить слово «ТОП». Упражнение проделывается столько раз, сколько детей в подгруппе.
После того, как все выполнили упражнение и оказались в лесу, учитель-дефектолог предлагает задание на липучках «Запасливый ежик» (на картинке с ежиком нужно приклеить яблоки и грибы на колючки, а затем снять, посчитать 1,2,3,4; всего 4 и сложить в корзинку). Это задание тоже выполняется по очереди.
Физ. минутка:
Ветер северный подул, «У_У_У» (руки поднять наверх и покачать из стороны в сторону)
Все листочки с липы сдул… (пошевелить пальцами и подуть на них)
Полетели, закружились (плавные движения кистями рук влево-вправо)
И на землю опустились (опустить руки).
Учитель-дефектолог во время физминутки побуждает детей проговаривать УУУ и повторять движения.
Упражнение на дыхание «Сдуй листок»
Учитель-дефектолог обращает внимание детей на упавшие листья, берет один листок и сдувает с ладони, призывая ребят повторить это. Каждому ребенку выдается по листику из бумаги. При необходимости учитель-дефектолог помогает детям.
Упражнение на понимание предлогов
Учитель-дефектолог: «ребята, посмотрите, один листик упал ежику НА голову, ветер снова подул и листик перелетел ПОД стол, ветер снова подул и листик упал В лужу» (проиграть с детьми).
Игровое упражнение «Мы с листочками играли»
Учитель-дефектолог предлагает ребятам поиграть с листочками под музыку Е. Железновой «Мы с листочками играли». Педагог включает музыку, дети выходят и под музыку выполняем движения (ходим, собираем листочки, подбрасываем их). После окончания игры все садятся на свои места.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Пластилиновые заплатки».
Заламинированное пособие с изображением гриба, листочка. Ребята выполняют задание совместно с педагогом «рука в руке» по очереди.
Упражнение: «Подбери заплатку».
Пособие на липучках - листья деревьев желтого и красного цвета, к которым нужно подобрать заплатки в виде формы (круг, квадрат, треугольник). Пособие выдается каждому ребенку для самостоятельного выполнения. При необходимости педагог помогает выполнить задание совместно с ребенком «рука в руке».
Появляется ежик, благодарит ребят за помощь: «Спасибо вам, ребята, что вы помогли мне сделать запасы на зиму» и прощается.
Учитель-дефектолог: «Ребята, какие вы молодцы, что помогли ежику подготовиться к холодам! А для того, чтобы нам с вами не замерзнуть, нужно теплее одеваться.
Игровое упражнение «Одень куклу»
Посмотрите, это наша кукла Маша (пособие на липучках) давайте оденем ее потеплее, чтобы она не замерзла на улице». Задание выполняется по указанию педагога, что за чем одевать. При необходимости совместно с педагогом «рука в руке».
Заключительная часть
Учитель-дефектолог: «Ребята, теперь мы с вами знаем, что такое осень, листопад, почему нужно брать зонтик, когда идет дождь и теплее одеваться. Занятие закончилось. Если вам понравилось – похлопайте. Если не понравилось – потопайте. Встаем, стульчики задвигаем».