Татьяна Кириленко
Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы «Птицы — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: формирование представлений о перелётных и зимующих птицах.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
уточнить знания детей о зимующих и перелётных птицах;
учить различать птиц по внешнему виду и по характерным признакам,
называть их;
познакомить с жизнью птицы клест;
расширить представление о том, чем питаются птицы зимой;
Публикация «Конспект НОД по ОО „Познавательное развитие“ для детей подготовительной группы „Птицы — наши друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Развивающие :
развивать интерес к жизни птиц;
способствовать развитию речевой активности, диалогической речи, речевого слуха;
упражнять в словообразовании;
развивать способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить;
тренировать мелкие мышцы пальцев рук;
развивать творческое воображение, внимание.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к птицам;
желание помогать им в зимних условиях;
формировать навыки сотрудничества;
воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Художественное творчество».
МАТЕРИАЛЫ: презентация, картинки с изображением птиц, большие картины с изображением кормушки и скворечника, шапочки птиц, перья птиц (пуховые и маховые, мяч для игры, поднос с кормом для птиц, шаблоны пряников, клейстер, кисти, салфетки клеенчатые и матерчатые, аудиозапись «Голоса птиц».
Воспитатель: ребята, послушайте, кто-то стучит к нам в окно! (звучит стук) Кто же это?
Дети: Это голубь!
Воспитатель: посмотрите, что у него в клюве?
Дети: какое-то письмо!
Воспитатель: это не простое письмо, это видеописьмо из леса. Давайте откроем его?
(звучит речь Старичка-лесовичка)
Старичок-лесовичек: здравствуйте, ребята! Я Старичек-лесовичек. Хочу попросить у вас помощи. У нас беда! Птицы все перепутали! Воробьи и вороны собрались улетать, а грачи, жаворонки, да ласточки совсем не собираются возвращаться! Наш лес останется без птиц! Помогите, помогите!
Воспитатель: да! Правда беда! А почему? Что произойдет на земле, если не будет птиц?
Дети: произойдет беда. Некому будет защищать лес, поля и огороды от насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов, мы никогда не услышим их чудных песен.
Воспитатель: верно, ребята, в природе все зависят друг от друга.
Давайте напомним птицам, кто из них зимующие, а кто перелетные.
Воспитатель: у меня на столе лежат картинки с изображением зимующих и перелётных птиц вперемежку. Давайте назовем их.
(дети называют)
Воспитатель: скажите, каких птиц мы называем перелетными?
Дети: которые улетают зимовать в теплые края.
Воспитатель: а почему они улетают?
Дети: им было бы голодно и холодно, потому что наступили холода, насекомые спрятались, не стало ягод, выпало много снега.
Воспитатель: скажите, каких птиц мы называем зимующими?
Дети: которые остаются зимовать.
Воспитатель: а почему они не улетели в теплые края?
Дети: эти птицы не боятся морозов, ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы.
Воспитатель:
Вы должны взять картинку с изображением зимующих птиц и отнести к кормушке, а картинки с перелётными птицами к скворечнику.
(дети выполняют задание)
Воспитатель: молодцы, справились! Теперь на земле все будет спокойно. Зимующие птицы останутся с нами, а перелетные вернутся к нам весной.
Воспитатель: ребята, сегодня я хочу вам рассказать об удивительной птице, которую называют клест.
Птица клест – небольшого размера, из отряда воробьиных, отличается плотным коренастым сложением, коротким раздвоенным хвостом, большой головой и особым клювом, половинки которого загнуты и сдвинуты в разные стороны, образуя крест. Почему у клеста такой клюв, становится понятно, когда клест начинает стремительно вылущивать семена из шишек. Природа идеально приспособила его к добыванию такой пищи. Цепкие лапы позволяют клесту лазить по деревьям и свешиваться к шишкам вниз головой. В отличие от других птиц птенцы у клестов появляются в самое холодное время – зимой, часто на Рождество. Этому способствуют запасы корма. Дети, как вы считаете, птица клест перелетная или зимующая?
(ответы детей)
Гнезда строит самка клеста, на верхушках хвойных деревьев. Строительство начинается с наступлением первых морозов. Гнезда утепляются подстилкой из мха, шерстью различных животных, перьями птиц. А зачем птица так утепляет гнездо?
(ответы детей)
Вот такая необыкновенно интересная птица клест. Но в нашей Ростовской области птица клест не живет, потому что у нас не растет дерево кедр, зернами которого питается клест.
Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай птицу по словесному описанию».
1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)
2. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)
3. У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, на голове он носит красную шапочку. Клюв прочный и острый. Эту птицу называют санитаром леса. (Дятел.)
4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)
5. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)
6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. В народе эту птицу называют «воровка» (Сорока.)
7. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)
8. Это птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими ногами, но очень цепкими пальцами на них. Пальцами он крепко цепляется за деревья, чтобы не упасть. Еще у этой птицы красивые, длинные и острые крылья. Эти птицы настолько привыкли к жизни в городе, что совершенно не боятся людей, зачастую беря корм прямо с ладони человека. Люди даже в свое время приучили этих птиц доставлять почту. (Голубь)
Воспитатель: а сейчас давайте превратимся в птиц и поиграем!
(дети выходят и одевают шапочки птиц)
Птички прыгают, летают (дети прыгают)
Крошки птички собирают. (клюют)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили. (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют. (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают, садятся)
Воспитатель: Да, все птицы разные по величине, по окраске, по поведению. Почему же всех их называют птицами? Чем они похожи?
Дети: у всех птиц есть клюв, две ноги и два крыла, тело покрыто перьями, птенцы появляются из яйца.
Воспитатель: Как вы думаете, почему все птицы могут летать?
Дети: у них широкие крылья, хвост, их держит воздух, у них легкие перья с полым стержнем, они едят понемногу, но часто, у них жесткие маховые перья.
Воспитатель: ребята, покажите, какие перья нужны птицам чтобы летать?
(дети выбирают и показывают маховые перья)
Воспитатель: как называют эти перья?
Дети: маховые.
Воспитатель: рассмотрите маленькие перышки. Для чего они нужны птицам?
Дети: чтобы согревать птиц.
Воспитатель: правильно. Как они называются?
Дети: это перья пуховые.
Воспитатель: а зачем птицам нужно летать?
Дети: находить корм, спасаться от врагов, строить гнезда, улетать в теплые края.
Воспитатель: а сейчас давайте поиграем в игру «Один – много».
(дети становятся в круг, игра проводится с мячом)
— Дети, послушайте название птицы и скажите, как будет, когда их много:
Синица - много синиц
Воробей - много воробьёв
Снегирь - много снегирей
Голубь – много голубей
Ворона – много ворон
Сорока – много сорок
Клест – много клестов
Дятел – много дятлов.
Воспитатель: молодцы! Присаживайтесь на места.
Игра «Нелепицы» :
— Послушайте предложения. Расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?
Птенцы высиживают яйца. (птицы высиживают яйца)
Из яиц птиц вылупились крокодильчики. (из яиц птиц вылупились птенцы)
Дети сделали для аистов скворечники. (дети сделали для скворцов скворечники)
Тело птицы покрыто шерстью. (тело птицы покрыто пёрышками)
Птенцы строят гнёзда. (птицы вьют гнёзда)
Скворец живёт в будке. (скворец живёт в скворечнике)
(дети составляют правильные предложения)
Воспитатель: ребята, посмотрите, что же нам показывает еще Старичок – лесовичек в своем видеописьме?
Дети: следы птиц на снегу.
Воспитатель: а как вы думаете, что они искали на полянке?
Дети: они искали корм.
Воспитатель: очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Поэтому, птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Чем человек может помочь зимующим птицам?
Дети: подкармливать птиц, сделать для них кормушки.
Воспитатель: Кормушки для птиц бывают самые разные. Нужно начинать подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до весны. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. А чем можно кормить птиц?
Дети: семечками, крошками.
Воспитатель: правильно, ребята. Птицам нужны семечки подсолнуха, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.
(Показываю поднос, в котором находится корм: сырые и жареные семечки, крошки белого и чёрного хлеба, проросший овёс, кусочек солёного и несолёного сала)
А давайте, мы тоже с вами постараемся помочь птицам и сделаем для них вкусные птичьи пряники. Занимайте места за столами. Но сначала подготовим наши пальчики к работе.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Птичка прилетела,
Головкой повертела.
Поклевала крошки
Из моей ладошки.
Пёрышки встряхнула,
Быстро упорхнула. Машем кистями рук.
Пальцы собраны в щепоть.
Выполняем повороты кистями рук.
На одной руке пальцы собраны в щепоть, на другой – ладонь раскрыта.
Изображаем, как птичка клюёт зёрна.
Поочерёдно большой палец соединяется с остальными, начиная с указательного.
Машем кистями рук.
Перед вами шаблоны пряников. Я предлагаю намазать их клейстером и выложить сверху различные семечки и семена. Тоже самое сделаем и с другой стороны. А за ленточку повесим наши пряники на веточку.
(показываю выполнение работы)
Все необходимое находится на столах. Приступайте к работе.
(дети выполняют задание)
Давайте наши пряники возьмем с собой на прогулку и развесим на деревья на нашем участке. Вот обрадуются птицы!
Смотрите, Старичок-лесовичек снова что-то хочет нам сказать!
Старичок-лесовичек: Ребята, как много вы знаете о жизни птиц. А самое главное что вы любите птиц и умеете о них заботиться!
(дети выходят с пряниками и становятся полукругом, читают стих)
Дети:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо
Не богаты их корма:
Горсть зерна нужна.
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забыть :
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воспитатель: птицы доставляют много радости человеку, внося оживление в окружающую среду. Весенние песни создают у людей приятное настроение. Давайте бережно относиться к птицам, помогать им переносить суровые испытания зимы, устраивать кормушки, охранять весной и летом гнезда с птенцами, чтобы каждый из вас про себя мог сказать:
Дети:
Я ребята, птиц люблю,
Никогда их не ловлю
Ни ловушками, ни в сети,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону.
Ни скворца, ни воробья,
Ни сороки, ни вороны,
Не обидел в жизни я.
Воспитатель: Дети, берегите птиц! Птицы наши друзья!