Марина Остапчук
Конспект коррекционного занятия для детей подготовительной к школе группы «Морское путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать лексико-грамматических категорий и развитие связной речи в рамках лексической темы «Обитатели морей и океанов».
Коррекционно-образовательные задачи :
упражнять в умении составлять предложения с простыми и сложными предлогами;
совершенствовать умения образовывать относительные прилагательные;
закрепить представления о звуках речи: гласные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие.
упражнять в дифференцировке в речи звуков /Р-Л/.
закрепить умение детей выполнять звуко -слоговой анализ слова;
упражнять в написании слов.
Публикация «Конспект коррекционного занятия для детей подготовительной к школе группы „Морское путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи.
Развивать связную речь, общие речевые навыки, фонематические функции, навыки чтения и письма, зрительное, слуховое восприятие и внимание, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением,
Коррекционно-воспитательные задачи.
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, видео презентация «Обитатели морей и океанов»., аудиозапись «Звуки моря», подносы с песком, маленькие игрушки для дифференциации /Р-Л/ с контейнерами, сундучок с драгоценностями, картина подводного мира со схемами и морскими обитателями, символы звуков закрепленные на стульчиках. Предварительная работа: просмотр презентаций с изображением морских животных, беседа, чтение литературы по теме, разучивание и отработка скороговорок на дифференциацию /Р-Л/.
Ход занятия:
1. Орг. момент:
Логопед:
Вы ребята дружные? — да!
Вы совсем не скучные? — да!
Настроение — отличное? — да!
Все играть готовы? — да!
2. Основная часть:
2.1. Отгадай на ощупь. /ракушка/
Говорят, что в ракушке остается звук моря. Послушайте.
Массаж рук ракушками
Логопед. Давайте сделаем массаж ладошек ракушками.
(Дети перекатывают ракушки в руках и повторяют текст за логопедом 1 раз)
Море шепчет не грустите,
Чаще в гости приходите.
Много у меня игрушек,
Замечательных ракушек.
Ракушки простые, ракушки витые,
Ракушки и маленькие и большие.
Логопед: Скажите, ребята, кто-то из вас был на море? Хотели бы побывать в удивительном подводном царстве? Я вам предлагаю отправиться в морское путешествие. Логопед: Скажите, на чем можно путешествовать по воде?
Дети: На корабле. Теплоходе. Пароходе. Яхте. Лайнере. Лодке. Паруснике.
А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?
(на подводной лодке, на батискафе)
Логопед: Правильно.
2.2 Речь с движением.
Что там чудится в тумане,
Волны плещут в океане.
Собирайся детвора
К трапу нам идти пора
Мы по берегу гуляем,
Батискаф мы поджидаем
По песочку мы пойдем,
камешки мы соберем.
Чтоб побольше нам собрать
Надо чаще приседать.
Мы потянемся, вздохнем
К воде ближе подойдем
2.3 Релаксация. /Релаксационное упражнение проводится под шум моря. /
Логопед: Вот и море. Светит теплое солнце. Дует ласковый ветер. Давайте подышим прохладным, чистым, морским воздухом. Закройте глазки. Солнышко поласкает вас своими лучиками, погреет.
2.4 Выделение первого звука. Закрепление представлений о звуках. Игра с мячом.
Пассажиры, займите свои места. Я буду кидать мячик и называть слово. Выделите последний звук слова и сядьте на стульчик с подходящим к этому звуку символу.
2.4 Произнесение изолированных звуков и слоговых рядов.
Лодка готова к погружению.
Гудок Л-л-л-л-л-л-л-л-л.
Завели мотор Р-р-р-р-р-р-р-р-р.
Давайте перед погружением проверим связь. Повторите за мной следите за звуками /Р,Л/.
Дети повторяют слоговые ряды. ЛА-РА-РА, РА-ЛА-РА.
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился,
Мы отправимся гулять,
дно морское изучать!
Логопед: А пока наша лодка плывёт, мы посмотрим в иллюминаторы, что происходит за бортом.
2.5 Просмотр видео «Подводный мир»
Как здесь красиво. Какие зелёные водоросли, сколько разных обитателей.
Логопед: Ответьте полным предложением, кого вы видите?
Дети отвечают полным предложением.
Я вижу акулу. /осьминога, медузу,. /
2.6 Рассказы детей о морских обитателях. Развитие связной речи.
Логопед: А что вы знаете о морских животных, расскажите о них.
Дети составляют рассказы о морских обитателях с использованием мнемотаблицы.
2.7 Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг! (Делают ладошку у лба «козырьком»)
Что ты видишь, милый друг? (Приставляют пальцы колечками у глаз)
Здесь прозрачная вода. (Разводят ладони в стороны)
Плывёт морской конёк сюда. (Волнообразные движении ладонями вперёд)
Вот медуза, вот кальмар. (Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки)
Двигаются навстречу друг другу. Скрестить ладони рук, широко расставив пальцы в стороны.
А вот это – рыба шар. (Соединить пальцы обеих рук в форме шара)
А вот, расправив восемь ног (Показывают тыльную сторону обеихладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук)
Гостей встречает осьминог!
2.8 Коралловый риф.
Логопед: Мы приближаемся к коралловому рифу! Смотрите, морское течение смыло и перепутала буквы в словах на кораллах. Мы сможем обойти риф, если соберем из букв слова и напишем правильно.
Дети отгадывают слова и пишут на индивидуальных подносах с песком.
Путь открыт, занимайте свои места, плывём дальше!
2.9. Предлоги
Логопед: Смотрите, приплывает акула и морские обитатели спрятались. Ответьте полным предложением на вопрос. Куда спрятались морские животные?
Дети составляют предложения с предлогами "за", "в", "под"--- Краб спрятался под корягу. - Морской конек спрятался в водоросли.
Логопед: Акула поплавала, никого не увидела и уплыла. Обрадовались и выплыли животные из своего убежище. Скажите, откуда они выползли или выплыли?
Дети составляют предложения с предлогами "из", "из-за", "из-под".
2.11 Очистим море -дифференциация Р-Л
Логопед: За игрой мы и не заметили, как опустились на морское дно. Смотрите на дне затонувший корабль. Произошло кораблекрушение и море стало грязным. Нужно собрать мусор, очистить морское дно и спасти обитателей подводного царства. Но есть одна проблема: под водой мы не сможем дышать. Как же нам её решить?
Дети: Надеть акваланги, водолазные костюмы.
Логопед:Итак, надеваем акваланги (дети имитируют надевание костюмов).
Выходим из корабля.
На ковре лежат предметы со звуками /Р, Л/.Дети поднимают, называют слова и складывают предметы в два контейнера подписанных буквами Р, Л.
2.12 Упражнение "Какой, какая?"-относительные прилагательные.
Логопед: Ребята, я нашла сундучок с сокровищами, давайте посмотрим.
Браслет из жемчуга - браслет жемчужный. Кольцо из золота - кольцо золотое.
Давайте, мы не будем брать этот сундучок, а оставим его Русалочке и её сестрам.
2.13 «Море волнуется раз…»-эмоции.
Логопед: Давайте поиграем в игру "Море волнуется раз".
Дети останавливаются и показывают фигуру с выражением заданной логопедом эмоции.
Пора нам возвращаться, у нас заканчивается кислород в баллонах. Дети заходят в батискаф, снимают баллоны, костюмы и садятся (дети имитируют раздевание).
2.14 Составь картину "Подводный мир"-слоговой анализ.
Логопед: Плывем дальше. Ребята, давайте сделаем на память картину подводного мира. На картине нарисована вода и слоговые схемы. Определите количество слогов в названиях морских животных и приклейте над схемой.
Дети выполняют работу.
2.15 Скороговорки для автоматизации и дифференциации звуков «Л», «Р».
Пора нам плыть домой. А чтобы наш корабль быстрее плыл, проговорите быстро и четко скороговорки со звуками /Р-Л/.
Дети проговаривают отработанные скороговорки.
На корабль прокрался краб, у матросов украл он трап.
Карл у Клары украл кораллы.
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
Лука руками ловил крабов.
Рыбу ловит рыболов, в море весь уплыл улов.
Корабль лавировал, лавировал, да не вылавировал.
Винтили болт в корабельный борт.
Рыбка-клоун поплыла, деткам водоросли нашла.
Логопед: Вот мы и приплыли. Выходите.
3. Итог.
Логопед:
В подводном царстве побывали,
Рыб и животных морских повстречали.
Но нам уже идти пора,
Скажем морю мы пока.
Сегодня мы побывали в подводном царстве. Ребята, вам понравилось путешествовать? А что интересного вам запомнилось? Куда бы вы ещё хотели отправиться в следующий раз?
Дети: Мне понравилось, как мы сегодня играли… Вы очень хорошо занимались, старались. Справились со всеми заданиями.