Светлана Тихомирова
Конспект коррекционно-развивающего занятия с применением информационно-коммуникационных технологий «Путь к общению»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающее занятие
«Путь к общению»
Цель: повышение уровня межличностного взаимодействия между детьми разных возрастных групп; стимулировать процесс самосознаниия и самопониманиях участников занятия.
Обородование: карточки с ситуациями, мультимедийный проектор, ноутбук.
Ход занятия.
Приветствие:
дети становятся в круг и называют свои имена, только в уменьшительно-ласкательной форме.
Педагог-психолог задает детям волросы:
- Как вы считаете, общение важно для нас? Почему?
- Можно ли научиться общаться лучше?
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия с применением информационно-коммуникационных технологий „Путь к общению“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Коммуникабельность - это одно из требований современного общества.
Разыгрывается ситуация:
Двое ребят пытаются начать диалог, один из них стоит в «закрытой позе» и не проявляет интереса к собеседнику, второй пытается войти с ним в полноценный контакт.
Обсуждение:
- Сложно было общаться с человеком, не проявляющим интереса? Почему? Что мешало установить контакт?
Из всех людей единицы изначально умеют общаться легко, непринужденно, эффективно, без конфликтов. Подавляющее большинство людей этому учатся и лучше всего делать это непосредственно в процессе общения.
Презентация «Как научиться общаться лучше».
В основе эффективного общения лежит несколько общих правил:
1. Проявляйте искренний интерес к другим людям. «Человек, который не проявляет интереса к своим собратьям, людям, переживает наибольшие трудности в жизни и причиняет наибольшие несправедливости другим».
2. Попытайтесь понять достоинства другого человека и искренне признать, похвалить эти достоинства. Дайте людям почувствовать их значимость и уникальность.
3. Вместо того чтобы осуждать людей, постарайтесь понять, почему они поступают так, а не иначе. Это более эффективно, чем критиковать или осуждать, так как критика ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает его искать для себя оправдания, а не заставляет задуматься.
4. Будьте доброжелательным, приветливым, улыбайтесь.
5. Обращайтесь к человеку по имени, отчеству, помните, что для человека звук его имени является самым важным и приятным звуком в человеческой речи.
6. Говорите о том, что интересно вашему собеседнику.
7. Будьте хорошим слушателем, этим побуждая человека рассказывать о себе.
8. Проявляйте уважение и терпимость к мнениям другого. Не употребляйте выражений типа: «Ты ничего не понимаешь!», «Твои взгляды безнадежно устарели!», «Думать так – глупо!». Отзываясь неодобрительно о мнениях, вкусах, привычках другого человека, вы обижаете его самого, его личность. К тому же, чаще всего мы меряем по себе, поэтому помните, что вы – не эталон для всех, у каждого человека есть свое мнение и он высказывает свою точку зрения.
9. Больше слушайте, чем говорите.
10. Попытайтесь искренне стать на место другого человека, увидеть вещи с его точки зрения.
11. Как указать человеку на ошибку, не обидев его?
- узнайте, что он сам думает о своем поступке;
- начните с похвалы, отметьте, что ему удается, а затем скажите об ошибке, но не обобщая («У тебя всегда так!») и не переходя на личность человека («У тебя
ничего не вышло, потому что ты лентяй!»);
- никогда не критикуйте человека при посторонних – это унижает его достоинство; лучше – один на один;
- Кроме словесного общения, как еще можно донести информацию до собеседника? (C помощью жестов)
Педагог-психолог предлагает детям жестами показать несколько ситуаций.
Упражнение-разминка.
Педагог-психолог раскладывает на столе маленькие записки на которых написаны различные состояния, каждый из ребят по очереди подходит к столу и вытягивает по одной бумажке, читает доставшееся ему состояние и демонстрирует перед классом, но только с помощью своего поведения, мимики, жестов – всем, кроме слов и письма. Класс отгадывает (необязательно дословно, но приблизительный смысл).
Список состояний:
- хочу спать;
- я устал;
- я уверен в себе;
- как вы мне все надоели;
- пожалей меня;
- у меня хорошее настроение;
- обратите на меня внимание;
- а у меня по контрольной «5»;
- ой, боюсь, боюсь;
- у меня есть тайна;
- мне это нравится;
- мне скучно;
- я вам всем покажу!;
- я стесняюсь;
- ну почему все так плохо;
- ребята, давайте жить дружно.
- я влюбилась!
- мне стыдно!
- я голодный!
- мне холодно;
- мне жарко.
Обсуждение:
Какие трудности у вас возникли в результате такого общения? Как было бы проще
объяснить свое состояние? (живое общение).
Живое общение с собеседником часто бывает спонтанным, непредсказуемым, быстро меняющимся: нельзя составить план, из которого знаешь, что спросит он и что должен ответить ты. Иногда все складывается совсем не так, как ты думал. Требуется хорошо развитая гибкость – умение изменять свое поведение в зависимости от ситуации и реакции собеседника, находить новые способы контакта. Человек обретает эту способность, проходя через множество различных ситуаций и общаясь со многими людьми, вынося практический опыт. Следующее упражнение тренирует умение гибко изменять свое поведение в ситуации.
Упражнение «Карусель».
Разделитесь на две группы поровну. Одна группа пусть образует внутренний круг, а другая – внешний, лицом к лицу. Педагог-психолог называет задание, которое вы должны выполнить, совместно с тем кто напротив вас, а затем - он сделает тоже. После выполнения каждого задания весь внешний круг сдвигается на одного человека вправо, – и у каждого появляется новый партнер для следующего задания.
Задания:
- поздоровайтесь необычным способом (но приятным для собеседника): например, потритесь носами, подайте руки тыльными сторонами, …;
- представьтесь необычным именем (фантастическим, выдуманным, иностранным,);
- скажите собеседнику комплимент;
- задайте человеку один интересующий вас вопрос;
- перед вами незнакомый человек, познакомьтесь, узнайте, чем он занимается, чем интересуется;
- в поезде вы оказались в купе со знаменитым артистом (певцом, спортсменом, актером, вы – его давний поклонник, познакомьтесь с ним, перекиньтесь несколькими фразами;
- рядом с вами – расплакавшийся ребенок, успокойте его;
- вы встретились с человеком, который вам нравится, поговорите с ним о чем-нибудь приятном.
Рефлексия.
- Что же такое гибкость? Легко ли было изменять свое поведение? Что мешало?
Общение – наш путь к успеху, так давайте будем успешными людьми.