Ирина Шурухина
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей с ЗПР (5–6 лет (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Грузовая машина»
Цель: развивать у детей связную речь посредством описания одной игрушки.
Задачи:
Образовательные: Продолжать учить детей самостоятельно составлять небольшие описательные рассказы по наглядному плану (мнемотаблицы). Развивать зрительное внимание. Совершенствовать грамматический строй речи, развивая умение употреблять существительные в родительном падеже. Обогатить словарь детей за счет названий деталей грузовой машины: кабина, кузов, колеса, руль, фары, груз, грузовая, самосвал.
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей с ЗПР (5–6 лет (старшая группа)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционные : Продолжать развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Продолжать развивать зрительное восприятие и внимание. Продолжать развивать умение соотносить (сличать) реальную игрушку с ее изображением. Продолжать развивать сенсорные способности (определять и называть цвет, форму, величину, материал, из которого сделана игрушка).
Воспитательные: Продолжать формировать умение выслушивать сверстников до конца, не перебивая.
Необходимые материалы и оборудование: магнитная доска, 6 мнемотаблиц, указка, магниты, игрушки: большой и маленький грузовики-самосвалы; ткань или большой платок, рисунки грузовика с недостающими деталями (у каждого ребенка — индивидуальный рисунок, круг желтого цвета, руль, магнитофон, запись со звуковым письмом, большой конверт.
Ход занятия
Вводная часть.
Дети садятся на стулья, поставленные в ряд. Перед детьми — стол, на котором стоит игрушка-грузовик, накрытый тканью. Рядом со столом — мольберт с магнитной доской.
Психолог: Посмотрите, ребята, что же это? Наверно, кто-то нам хотел сделать сюрприз? Давайте посмотрим? (Открывает ткань). Да это же…
Дети: Машина!
Психолог: Правильно, это машина. А кто, интересно, нам ее прислал и что нам с ней делать?
Вдруг рядом с машиной психолог находит кассету.
Психолог: Наверное, на этой кассете записано звуковое письмо-ответ на наш вопрос. Сейчас послушаем (Вставляет кассету в магнитофон).
«Здравствуйте, дети! С вами общается кукла Катя — подруга куклы Антошки, который часто бывал у вас на занятиях. Он мне рассказал, что вы очень умные дети. Антошка сообщил, что сделал мне подарок — машину, но увидеть ее я смогу только тогда, когда приду к вам в детский сад. Ах, как мне интересно, какая она! Дети, я приду в детский сад еще не скоро, поэтому хочу попросить вас рассказать о моей машине, а кого-нибудь из взрослых записать все ваши рассказы и отправить мне по адресу: Кукольный городок, улица Конфетная, дом 7, Кукле Кате.
С нетерпением жду от вас письма. До свидания!
Кукла Катя».
Психолог: Ребята, будем придумывать рассказы про машину, чтобы кукла Катя смогла ее представить?
Дети: Да!
Обучающая часть.
Психолог: Ребята, у меня есть волшебные картинки, которые помогут вам составить рассказ о машине.
Психолог выставляет первую схему (мнемотаблицу) - части и детали машины. Дети совместно с педагогом выделяют их, проговаривая название каждой детали и части машины хором и индивидуально. Таким же образом строится работа и с остальными мнемотаблицами.
Далее педагог задает детям вопросы, дети отвечают на них.
Части машины.
Психолог: Посмотрите на эту картинку, вы ее уже знаете. Что она обозначает?
Дети: Она обозначает части игрушки (из каких частей состоит машина).
Психолог: Давайте посмотрим, какие части мы можем выделить у машины?
Дети: Кабина, кузов, фары, колеса.
Психолог: Зачем нужна кабина?
Дети: Кабина нужна, чтобы в ней сидел шофер, вел машину.
Психолог: Что есть в кабине?
Дети: В кабине есть сиденье, руль.
Психолог: Для чего машине нужны фары?
Дети: Фары нужны, чтобы освещать дорогу.
Психолог: Для чего машине нужны колеса?
Дети: Колеса нужны, чтобы машина могла ехать.
Психолог: Сколько колес у машины?
Дети: У машины четыре колеса.
Психолог: Как вы думаете, какая у вас машина — грузовая или легковая?
Дети: У нас грузовая машина.
Педагог: Почему вы так думаете?
Дети: У нашей машины есть кузов.
Психолог: Зачем грузовику нужен кузов?
Дети: Грузовику кузов нужен для того, чтобы перевозить разные грузы.
Психолог: Какие грузы может перевозить грузовик?
Дети: Грузовик может перевозить песок, мусор, игрушки.
Педагог: Посмотрите, кузов у грузовика откидывается. Кто знает, как называется такой грузовик?
Дети: Такой грузовик называется самосвал.
Психолог: Верно, это значит, что он сам сваливает груз. Вот какая умная машина! Молодцы, ребята!
Точно так же ведется работа и по другим схемам в следующей последовательности.
Цвет (каждой части)
Психолог: Посмотрите на эту картинку. Что она обозначает?
Дети: Картинка обозначает цвет каждой части игрушки.
Психолог: Какого цвета кабина машины?
Дети: Кабина машины красная.
Психолог: Какого цвета кузов машины?
Дети: Кузов машины синий.
Психолог: какого цвета фары?
Дети: Фары зеленого цвета.
Психолог: Какого цвета колеса грузовика?
Дети: Колеса грузовика черного цвета.
Психолог: Если наш грузовик разных цветов, то он какой?
Дети: Разноцветный.
Психолог: Вот какая яркая у нас грузовая машина.
Форма
Психолог: Посмотрите на эту волшебную картинку. Что она обозначает?
Дети: На какую геометрическую фигуру похожа машина.
Психолог: Давайте посмотрим, на какую геометрическую фигуру похожа машина в целом?
Дети: машина похожа на прямоугольник.
Психолог: На какую геометрическую фигуру похожи колеса машины?
Дети: Колеса машины похожи на круг.
Психолог: Если бы колеса были похожи на квадрат, то смог бы наш грузовик ездить?
Дети: Нет.
Педагог: Почему вы так думаете?
Дети: Потому что у квадрата есть уголки, которые мешают ездить, а у круга их нет.
Величина
Педагог выставляет игрушку — маленькую грузовую машину и задает вопросы.
Психолог: Посмотрите на картинку. Что она обозначает?
Дети: Она обозначает величину, размер нашей игрушки.
Психолог: По сравнению с этим самосвалом (показывает на маленькую игрушку) наша грузовая машина большая или маленькая?
Дети: Наша грузовая машина большая.
Материал, из которого сделана игрушка
Психолог: Посмотрите на эту картинку. Что она обозначает?
Дети: Из чего сделана игрушка, из какого материала.
Психолог: Посмотрите внимательно, из какого материала сделан наш грузовик?
Дети: Наш грузовик сделан из пластмассы.
Психолог: Молодцы, правильно — вся игрушка пластмассовая.
Как играть/действовать с данной игрушкой
Психолог: Посмотрите на эту последнюю картинку. Что она обозначает?
Дети: Она обозначает, как играть с игрушкой.
Психолог: Что вы можете об этом рассказать?
Дети: Эту машинку можно катать, перевозить и сваливать грузы — песок, мусор, кубики, землю. Можно ставить в гараж, мыть, чинить.
Психолог: Какие вы молодцы, все знаете! А теперь давайте попробуем придумать рассказы о грузовой машине, чтобы кукла Катя представила ее. Постараемся?
Дети: Да!
Далее педагог дает свой образец рассказа о грузовике.
Психолог: Это машина-грузовик. У нее есть кабина, чтобы управлять машиной; фары, чтобы освещать дорогу. Есть четы колеса, чтобы машина могла ехать и кузов, чтобы перевозить различные грузы — песок, землю, игрушки. Этот грузовик называется самосвал, потому что у него кузов откидывается сам. Кабина у машины красного цвета, фары — зеленого, кузов — синего, колеса — черного цвета. В целом грузовая машина похожа на прямоугольник, а колеса на круг. Этот грузовик большой. Сделана вся игрушка из пластмассы. Играть с грузовиком можно по-разному: катать его, перевозить и сваливать различные грузы, ставить в гараж, мыть, чинить. Вот какая замечательная грузовая машина!
Индивидуальные рассказы детей.
В ходе рассказов детей педагог оказывает им помощь: помогает наводящими вопросами, ориентирует на нужную мнемотаблицу и т. д.
Релаксация
Физкультминутка «Воробышки и автомобиль».
Дети - «воробышки» сидят в гнездышках (на стульчиках). Педагог или один из детей - «автомобиль». Когда на площадке тихо, «автомобиля» нет, все «воробышки» разбегаются по площадке, подскакивая на двух ногах. На слово педагога «автомобиль» или неожиданный сигнал автомобиля все «воробышки»возвращаются на свои места. Взрослый выделяет «птичек», которые первыми «прилетели в гнездышки». Чтобы дать детям немного отдохнуть, педагог, изображая автомобиль, дважды «проезжает» из конца в конец по площадке и встает с боку. Дети снова выбегают на середину площадки, игра повторяется.
Заключительная часть.
Упражнение «Чего не хватает?»
Дети стоят у столов, составленных вместе. На них изображением вниз «ромашкой» выложены листы — по количеству детей. На картинках грузовая машина с какой либо недостающей деталью, которая прорисована легким пунктиром.
Психолог поочередно предлагает детям выбрать и перевернуть одну картинку, показать ее другим и назвать, чего не хватает у машины («У моего грузовика не хватает кабины (груза, фары, колеса/колес, кузова)»).
Рефлексия
Психолог: наше занятие подошло к кону. Что мы сегодня с вами делали на занятии? Что вам больше всего понравилось на занятии?. Что было для вас трудным?