Дарья Дергачева
Конспект консультационного занятия для родителей детей с ОНР «Тревожный ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект консультационного занятия для родителей детей с ОНР
Тема: «Тревожный ребенок»
Подготовила Дергачева Д. В.
Форма проведения: групповая консультация. Консультативно-методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения.
Метод проведения: беседа.
Примерная продолжительность: 30 минут.
Адресат: родители детей подготовительной группы компенсирующей направленности.
Публикация «Конспект консультационного занятия для родителей детей с ОНР „Тревожный ребенок“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Цели мероприятия: организация информативно-консультативной помощи родителям детей.
Задачи мероприятия:
• Информирование родителей по вопросам проявления тревожности у дошкольников с ОНР: причины, симптомы.
• разработка совместно с родителями форм взаимодействия с детьми индивидуально, ведущих к снижению и погашению детской тревожности.
Материалы и оборудование: раздаточный материал по числу участников (памятки). Карточки с заранее написанными характеристиками.
Организация помещения: столы составлены в виде прямоугольника, вокруг которого располагаются участники.
Ход мероприятия:
Вступление. «Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады Вас сегодня видеть. Сегодня Мы с Вами поговорим о проблеме повышенного проявления тревожности наших детей группы компенсирующей направленности, имеющих различные речевые нарушения».
Скажите, пожалуйста, как на Ваш взгляд, знакомо ли Вашим детям чувство тревоги?
Родители отвечают «да»
А если задаться вопросом «Все ли дети испытывают это чувство?» На самом деле, все дети независимо от наличия или отсутствия речевых нарушений испытывают ситуативную тревожность. Дети с ОНР демонстрируют более высокий уровень тревожности в ситуациях «ребенок- ребенок», «взрослый-ребенок», когда наряду с этим дошкольники с нормальным речевым развитием демонстрируют более высокий уровень тревожности в повседневных ситуациях и ситуациях «взрослый-ребенок».
Основная часть
Вам наверняка известны причины появления детской тревожности? Если да, то каковы они?
Родители дают свои ответы.
Помимо всего Вами сказанного, низкий уровень речевого развития, в частности, непонимание многих слов, употребляемых педагогами или товарищами, невозможность выразить словами свою мысль часто также могут быть достаточным поводом для тревожности.
Также тревогу могут вызвать завышенные требования родителей, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, тревожность может вызваться боязнью не справиться, сделать не так, как нужно.
Недостаток эмоциональной поддержки в семье также влечет за собой усиление тревожности ребенка. Ребенок не соответствует родительским ожиданиям.
Существует ряд типичных симптомов, по которым мы можем с Вами определить, испытывает ли наш ребенок тревогу. К ним относятся: (Психолог прикрепляет к доске заранее подготовленные карточки с симптомами) :
скованность во время выполнения заданий;
Наблюдали ли Вы у вашего ребенка данное поведение?
Родители отвечают.
излишнее беспокойство;
Сталкивались ли Вы с таким поведением?
Родители отвечают.
пугливость;
Бывают ли подобные проявления поведения у Ваших детей?
Родители отвечают.
ребенок часто не может сдержать слезы.
Случаются ли подобные систематические всплески?
Родители отвечают.
Помимо этих симптомов, существует ряд других, на которые многие родители могут не обращать внимание. К таковым относятся: (добавление карточек на доску) : жалобы на страшные сны; холодные и влажные руки; нередкое расстройство стула; отсутствие хорошего аппетита; беспокойный сон.
Уважаемые родители, запомните, пожалуйста, данные симптомы и всегда обращайте на них внимание!
Наши дети имеют ряд особенностей своего характера, связанных с их особенностью речевого развития. Всем нам знакома ситуация, когда мы не можем усадить ребенка за какое-либо дело. Или ребенок с удовольствием соглашается, но быстро утрачивает интерес к заданию. У него может появиться нервозность, необоснованное беспокойство. Так же нашим детям сложно выразить свою мысль развернутым предложением, они могут начать смущаться или вообще уйти в себя, боясь, что они останутся непонятыми.
Давайте рассмотрим основные правила преодоления тревожности у дошкольника :
1. Старайтесь хвалить и поощрять ребенка за что-то, а не просто так.
2. Хвалить, нужно искренне, дети очень чувствительны к сказанным словам.
3. Приходя, за ребенком в сад похвалите, за «умелые ручки».
4. Окликать ребенка по имени.
5. Не требуйте от ребенка невозможного, все в своё время.
6. Не употребляйте обидных слов, затрагивающие достоинства ребенка.
7. Нельзя сравнивать, оценивать своего ребенка с другими!
8. Проявляйте творчество, сочиняйте с ребенком сказки, это поможет ребенку отвлечься и выразить свою тревогу и страх.
В конце, хотелось бы дать несколько практических советов, которые можно использовать родителям, с целью снижения тревожности у детей с одной стороны, и коррекции особенностей поведенческой стороны, с другой.
Родители предлагают свои варианты
• Упражнение “ Вверх по радуге”
Цель: развитие умения релаксировать, снятие тревожных ощущений, развитие воображения.
Содержание: ребенку предлагается закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с воздухом он взбирается вверх по радуге, а, выдыхая, – съезжает с неё (3 раза). Затем повторяет всё с открытыми глазами (3 раза). Что ты при этом испытывал?
• Упражнения на снятие внутренних зажимов
«Лимон». Сядь на диван или на пол, прими позу лотоса. Закрой глаза и представь, что в твоей правой руке лежит лимон. Сожми кулак, будто бы выжимаешь из фрукта сок. Сжимай его изо всех сил, пока они не кончатся, а воображаемый сок не вытечет. Теперь представь, что лимон лежит в другой руке. Также выжимай из него сок, чтобы вытекло всё, до последней капли.
Научись снимать напряжение, чтобы сохранять спокойствие в любой ситуации.
• Совместное с взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка. Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним.
• Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка (например, ситуация «боюсь воспитателя» даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация «боюсь войны» позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть чего-то страшного, чего боится ребенок).
• Одной из основных задач является повышение самооценки тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе («У тебя это получается», «Ты это умеешь хорошо делать»).
• Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления.
Родителям раздаются приготовленные брошюры с упражнениями и рекомендациями.
Заключение. Мне, как педагогу, хочется отметить, что наши детки очень быстро взрослеют, их будущее в наших руках. Как мы будем относиться к жизни и показывать наши достоинства и недостатки, они также в дальнейшем будут проявлять в окружении, Будьте терпимее, и относитесь к своим детям очень трепетно. Запомните наши дети — это сосуд, который мы наполняем.
Спасибо за внимание!