Юдина Мария Анатольевна
Конспект консультации для педагогов «Особенности организации сюжетно-ролевой игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект консультации для педагогов
«Особенности организации сюжетно-ролевой игры»
Материал и оборудование: ручки, стикеры без клеевой стороны, ящик «Вопрос специалисту», интерактивная презентация, лист для подсчета баллов, журнал протоколов педчасов, проектор.
Цель: Повысить уровень компетенций педагогов необходимых для организации сюжетно-ролевой игры.
План:
1. Приветствие
2. Особенности организации сюжетно-ролевой игры
3. Интерактивная игра «Организация сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
4. Анонимный опрос «Трудности в организации и руководстве игрой»
Ход:
Здравствуйте уважаемые педагоги!
Сначала мы с вами поговорим об общих вопросах методики организации СРИ,вспомним некоторые моменты. Которые, возможно забылись, затем проведем мозговой штурм и определим ключевые моменты для организации практикума в октябре месяце «Эффективные методы и приемы руководства игрой»
Итак, Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры : эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми:
во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия,
во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми. Вот на этих двух базовых особенностях и строится социально-коммуникативная ценность СРИ.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».
Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.).
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.
Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации.
Сформулируем первый принцип организации сюжетной игры в детском саду : для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребёнка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя - взрослого, которому в любом случае надо подчиниться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра. Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение воспитателя как играющего партнёра — гарантия возникновения у ребёнка побуждения к сюжетной игре вообще и даже возникновения у него интереса к любой тематике, которую включает в игру взрослый.
Второй принцип организации сюжетной игры воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения. А то у нас так часто бывает: дети маленькие играем с ними, выросли- ааа, сами пусть учаться играть. Нет, сами не научаться. Комфортная жизнь ребёнка в условиях детского сада во многом зависит от того, сумеет ли он при желании развернуть совместную игру со сверстниками. Чтобы успешно играть с кем-то, ребёнку необходимо понимать смысл действий партнёра и самому быть им понятым. Для этого смысл условного действия с предметом, момент принятия той или иной роли, развёртываемое в игре событие должно быть пояснены партнёру.
Третий принцип - начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику. Для того чтобы втягивать детей в игру, играть с ними вместе, воспитатель должен сам научиться свободно развёртывать сюжет того или иного строения в «живом» процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. Воспитатель должен владеть игровой «грамотой», игровой культурой. Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры.
Роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры детей. В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми в процессе которой формируется новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использовании детьми имеющихся в их арсенале игровых умений.
Именно поэтому мы в режиме дня прописываем: «СРИ» и «Самостоятельная игра»
А сейчас мы с Вами посмотрим как много мы помним из теоретической основы СРИ
Игра. Подсчет баллов
Какие вы испытываете трудности в ходе организации и руководства игрой?
Например, для молодых специалистов часто бывает трудно закончить игру. Вот сейчас пожалуйста подумаете, и напишите на листочках, сбросьте в ящик вопрос, касающийся организации и руководства игрой.
Спасибо.
С такими открытыми вопросами на следующий наш педчас мы сегодня закончим.
Ваши вопросы, предложения.