Левченко Ольга
Конспект комплексного занятия «Вот и пришла долгожданная весна!» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Цель: развивать речь с помощью моторики.
О. О. : речевое развитие, познавательное развитие.
Коррекционно-образовательные задачи:[/i]
- актуализировать и активизировать словарь по лексической теме «Весна»;
- конкретизировать представления о весенних признаках в природе (уточнить представления о причинах смены времен года, активизировать знания о перелетных птицах весной, насекомых);
- автоматизировать звуки в играх и упражнениях;
Публикация «Конспект комплексного занятия „Вот и пришла долгожданная весна!“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
- стимулировать речевую активность детей: прилагательные – весенний (день, ветерок, весенняя (травка, погода, обобщающие понятия – птицы, насекомые, растения;
- активизировать использование антонимов в речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать слуховое внимание и восприятие;
- развивать межполушарные связи;
- развивать мышление детей;
- развивать речевой и физиологически правильный выдох;
- развивать мелкую, тонкую и общую моторики, артикуляционную моторику;
- развивать воображение;
- развивать речевой ритм.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитание гуманного отношения к природе;
- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия; доброжелательности, самостоятельности, воспитывать чувство сострадания, обучать навыкам групповой работы в режиме «мозгового штурма
Оборудование:
- звукозаписи: голоса птиц, звуки природы (журчание ручейка);
- сюжетные картинки простого содержания;
- мольберт;
- песочница;
- плоскостные перелетные и зимующие птицы, гнезда и кормушки с липучкой для мольберта;
- открытка.
Ход НОД:
[/b]
1. Организационный момент. Приглашение детей в кабинет, приветствие.
Звучит аудиозапись «Весенние ручейки». Логопед приглашает детей в кабинет, здороваются с приглашенными. Дети встают в круг.
2. Беседа по теме (активизация словарного запаса слов-прилагательных, конкретизация представлений о весенних признаках в природе, согласование слов с жестами).
Ребята, я очень рада всех вас видеть сегодня! Посмотрите в окошко. Какая погода сегодня за окном? (пасмурная, солнечная, теплая, ветреная, весенняя и т. д.). Обратите внимание на небо. Какое оно, видно ли солнышко? (хмурое, ясное, облачное, голубое, красивое, нежное, весеннее и т. д.).
Почему становится тепло, кто знает? (потому что солнышко на небосклоне стало светить дольше, ночи стали короче, а дни длиннее). Правильно, солнце светит дольше, а значит, земля успевает больше прогреваться, чем зимой.
А что весной происходит с растениями?
Давайте присядем на корточки и покажем нашим гостям, как растет трава? (с корточек потихоньку поднимаются, тянут руки к солнышку). Как появляются цветочки? (пригрело солнышко, на снегу появились проталинки. Сквозь землю стали пробиваться росточки. На них появились бутоны. Он медленно раскрываются. Их ароматы благоухают на всю весеннюю полянку. Давайте понюхаем как они пахнут. Понюхаем правый цветочек – левый, правый – левый – дети поворачиваются вправо и быстро с шумом вдыхают воздух через нос. Аналогичное действие выполняют влево по 8 раз в каждую сторону– гимнастика Стрельниковой).
Отлично! А что происходит весной с деревьями? (на них появляются почки. Они набухают, распускаются, превращаются в листья).
Подул весенний прохладный, легкий ветерок и тонкие веточки закачались еле-еле, а молодые листочки на них задрожали. Подул сильный ветер и нагибает деревья вправо-влево.
3. Игра «Мозговой штурм» (ТРИЗ)
Ребята, а вы любите весну? Вот я очень люблю весну! Ведь весной мой самый любимый праздник — 8 марта – день всех мам. Вот эту открытку, которую сделали мои детки я сохранила на память с прошлого праздника и жду — не дождусь нового! А еще можно любоваться цветами, вдыхать их ароматы, смотреть как на лугу порхают бабочки или заливаются песнями птицы! Весна — мое самое любимое время года, она такая хорошая.
Но ведь весной можно и простудиться, когда подует легкий прохладный ветерок, или промочить в лужах ноги, а это плохо. Значит, выходит, что в весне есть и хорошее и плохое? Это вы уже знаете, а вот вы сможете ответить, чем весна отличается от осени? Давайте поиграем, я буду говорить, что бывает осенью, а вы – что бывает весной.
Я начинаю. Осенью становится с каждым днем все холодней и холодней, а весной —. (теплей и теплей).
Осенью на деревьях листья опадают, а весной —. (вырастают).
Осенью день становится короче, а весной —. (длиннее).
Осенью перелетные птицы улетают в теплые края, а весной —. (возвращаются).
Осенью трава на земле увядает, а весной – (вырастает) и т. д.
А чьи голоса вы слышите? (голоса зимующих птиц: дятла и синицы). А зимующие птицы, это какие птицы? Почему их так называют? (они остаются зимовать, не боятся холодов, могут питаться крошками и зерном в кормушках). А какие птицы скоро вернутся к нам на родину? (перелетные). Почему перелетные птицы еще не прилетели? (Потому-что еще холодно, насекомые не проснулись, птицам нечего есть). Чем занимаются весной перелетные птицы (вьют гнезда, высиживают птенцов, щебечут).
4. Зеркальное рисование в песочнице (развитие межполушарных связей, рисование одновременно двумя руками, артгимнастика.
Давайте, как птички полетим к песочнице (выполняют). Прилетели, сложили крылышки и превратились в художников, но не в простых художников: кистей и карандашей у нас не будет. Зато у нас есть пальцы (демонстрируем друг другу пальчики). Нарисуем солнышко двумя указательными пальчиками сразу («Блинчик»). Под солнышком – ручейки (звукоподражание: «Болтушка»). Перепрыгнули через ручеек (демонстрация пальцами прыжка через ручеек) и оказались на полянке. А что зеленеет на поляне? (трава). Нарисуем травку («Качели»). Замечательные картины получились у наших художников. Отряхните ручки (отряхивают руки, вытирают о влажными салфетками).
Я жду вас на лужайке. Дети подходят и становятся в круг.
5. Пальчиковая гимнастика (развитие тонкой и мелкой моторики, взаимосвязи движения и слова, речевого ритма).
Раз – весна, на РАЗ дети выставляют большой палец вверх,
на ВЕСНА – упражнение «Солнышко»
Два – капель, на ДВА – два пальца (указательный, средний,
на КАПЕЛЬ – упражнение «Колечки»
Три – сосульки тают. на ТРИ – указательный, средний, безымянный,
на СОСУЛЬКИ ТАЮТ – ударяют указательным
пальцем на каждый слог о ладонь другой руки
Март пришел, имитация ходьбы указательным и средним
пальцами по локтевой части одной руки
придет апрель, аналогично по локтевой части второй руки
Птицы прилетают. упражнение «Гребешок», большие пальцы
соприкасаются, имитируя голову птицы.
6. Игра «Рассели птиц» (развитие слоговой структуры слова).
Давайте присядем на пеньки (дети усаживаются на стульчики). (Детям раздаются плоскостные картинки перелетных и зимующих птиц для коврографа). Смотрите, вот птицы. Нужно их расселить: зимующих – по кормушкам, перелетных – по гнездам. Чем отличаются гнёзда? (количеством кружков). Значит в гнезде на котором один красный кружок будут селиться птицы, в названии которых только одна часть, во втором гнезде – те, в названии которых две части, и в третьем – три. Так же расселим зимующих птиц по кормушкам.
Грач, скворец, ласточка, лебедь.
Ворона, голубь, дятел, синица.
Дети прикрепляют изображения на коврограф.
Составляют сложносочиненное предложение с противительным союзом а: Грач, стриж… - перелетные птицы, а ворона, голубь… - зимующие.
7. Игра с мячом: «большой-маленький» (формирование лексико-грамматических конструкций).
Ребята. Кто больше, родители или дети? Значит у родителей все большое, а у детей – маленькое. Вот давайте поиграем, я буду кидать вам по очереди мяч и называть названия частей больших птиц, а вы – птенцов.
голова - головка
клюв - клювик
перо - пёрышко
пух - пушок
глаз - глазик
хвост - хвостик
грудь - грудка
спина - спинка
коготь - коготок
Кто весной появляется в птичьих гнездах? (птенцы). Чем занимаются родители этих птенчиков? (кормят птенцов, ухаживают за ними) Чем они будут кормить птенцов? (насекомыми).
Поиграем в игру?
8. Дидактическая игра "Исправь ошибку" (Развитие слухового внимания, учить находить предложения - небылицы.)
Логопед проговаривает неправильное предложение:
Л. Бабушка летает около цветка?
Реб. Нет. Это бабочка.
Л. Пила летит и жужжит.
Реб. Это Пчела.
Л. Лук ползет по веточке.
Реб. Это жук.
Л. Мура села на сыр.
Реб. Нет. Это муха села на сыр.
9. Игра «Посчитай правильно» (грам. строй: согласование числительного 5 с существительным: 5 бабочек, 5 мух и т. д.)
10. Подведение итогов.
Ребята, вы молодцы, очень много знаете о весне, птицах и были очень внимательными! Вам понравились наши игры? А на последок мне бы хотелось вам рассказать одну мудрую пословицу: «Петь хорошо вместе, а говорить по одному!». Учитесь слушать друг друга и никогда не перебивать. Давайте попрощаемся с нашими гостями. Дети уходят.