Евдокимова Виктория Вячеславовна
Конспект комплексного занятия «Путешествие по островам» (старшая разновозрастная группа для детей с ОВЗ)
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие по островам
Конспект комплексного занятия «Путешествие по островам»
(старшая разновозрастная группа для детей с ОВЗ)
Автор
Евдокимова Виктория
Вячеславовна, учитель -
дефектолог МБДОУ ДСКВ №8 г.
Ейска МО Ейский район
г. Ейск, 2017г.
Цель:
Публикация «Конспект комплексного занятия „Путешествие по островам“ (старшая разновозрастная группа для детей с ОВЗ)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
• дать возможность применить на практике полученные знания по разделам программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», «Первоначальное обучение грамоте», «Формирование элементарных математических представлений»;
П. З.
Коррекционно - образовательные:
• актуализировать умения детей определять «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый согласный звук»; продолжать отрабатывать произнесение звуков изолированно, в словах, предложениях и в связной речи; давать четкую характеристику звука и выкладывать звуковую схему слова;
• актуализировать навыки и умения детей чтения слов и предложения, синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений);
• актуализировать навыки и умения детей звукового анализа и синтеза;
• актуализировать навыки и умения детей грамматического строя речи (согласовывать числительные с существительными от одного до пяти, умение отгадывать загадки;
• актуализировать навыки и умения детей составлять задачи на основе наблюдений и действий с предметами, запись решения задачи в виде примера.
Коррекционно – развивающие:
• продолжать развивать речевой слух, фонематическое восприятие, голос и интонацию, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, эмоции, воображение, мышление, память;
• продолжать развивать глубокий вдох, диалогическую речь, общих речевых навыков, координацию речи с движением.
Коррекционно – воспитательные:
• продолжать воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
Методы и приёмы
Практические методы: упражнения, игры.
Наглядные методы: наблюдение, рассматривание картины.
Словесные методы с опорой на наглядность: рассказ, беседа.
Приёмы: пояснение, объяснение, повторение, указание, педагогическая оценка.
Словарная работа: закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение».
Оборудование: письмо с конвертом, карта, карточки для звукового анализа слова, мультимедийная презентация игры «Называй и сосчитай»; мольберт, столы, шкатулка, карандаши, мяч, буквы.
Предварительная работа. Знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, разучивание стихов, пальчиковая гимнастика «Скоро в школу!», стихотворения «Поезд» и загадок на тему «Цветы».
Ход занятия
1. Организационный момент (рече-моторная разминка)
Учитель – дефектолог.
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу и скорей вставайте в круг
А теперь соседу мячик ты передавай
Друга называй по имени
Утра доброго желай
(Дети встают в круг, передают ребристый мяч с пожеланиями друг другу вежливых слов: удачного дня, хорошего настроения, доброго дня, успехов тебе сегодня, счастливого дня).
2. Введение в тему занятия
Учитель - дефектолог: - Ребята сегодня, в почтовом ящике я нашла письмо. А кто его написал, мы сейчас узнаем, давайте прочитаем его.
ЧТЕНИЕ ПИСЬМА.
«Здравствуйте, ребятки!» Я долгое время наблюдала за вами, радовалась вашим успехам. Вы очень прилежные детки и достойны, побывать в моей стране, вы будете путешествовать по островам: «Цветы», «Жуки», «Волшебный язычок», «Попугаи», «Школа». Я приглашаю Вас, но путь туда весьма долог. Но я думаю, вы обязательно справитесь со всеми заданиями, ведь вы смелые, дружные и умные детки. Чтобы вы не заблудились, я нарисовала вам карту. Ну, я Вас жду. До встречи, Царица Знаний».
(Учитель - дефектолог показывает карту). Изучаем карту.
3. Учитель – дефектолог. - Ну, что, путешествовать любите, тогда в путь! На чем нам дальше ехать? И куда? Посмотрим карту. (Дети изучают карту)
Дети: Сначала мы полетим на самолёте. (Дети проговаривают только [Л]).
Дети. (Дети, стоя на месте, изображают самолёт)
Самолет летит по небу.
Самолёт гудит – Л…ЛЛЛЛ! (самолёт близко - громко гудит самолёт, самолёт далеко - тихо гудит самолёт)
Туча мимо проплыла
Самолёт гудит – ЛА-ЛА…
3.1 Учитель – дефектолог. Мы приплыли на «Остров Цветов».
- Первое задание уже ждет нас.
Учитель – дефектолог. - Вот мы на полянке. Посмотрите сколько здесь цветов.
Поиграем в игру «Отгадай и покажи». (Ребёнок загадывает загадку про цветок, а остальные отгадывают и показывают цветок).
Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек)
Я шариком пушистым белею
в поле чистом, а дунул ветерок - остался стебелек. (Одуванчик)
Из зеленого цыпленка,
Сплошь покрытого пушком,
Становлюсь я горделивым
Алым петушком! (Мак)
Учитель – дефектолог. Дети садятся за стол и работают с ЦОР.
Игра «Называй и сосчитай»
Учитель – дефектолог. Посчитать сколько ромашек, маков, одуванчиков, васильков, колокольчиков и обозначить цифрой.
Учитель - дефектолог. Отлично. Молодцы! Похлопайте себе.
Учитель – дефектолог. Теперь нам пора двигаться дальше. Посмотрим карту. На чем нам дальше ехать? И куда? (Дети изучают карту)
Дети. Нам нужно лететь на ракете! Вот и она.
(Дети, стоя на месте, изображают ракету).
На ракете полетим
И к царице «Знаний» прилетим Р-Р-Рррр…
3.2 Учитель – дефектолог. Мы прилетели на «Остров Жуков». Чтобы жуки нам помогли, нам нужно выложить схему слова ЖУК.
(Дети выкладывают из квадратиков схему слова, комментируют).
Учитель – дефектолог. - Сколько в слове «Жук» слогов?
Дети считают (хлопают). «Один».
Учитель – дефектолог. - Какой первый звук?
Дети. «Ж».
Учитель – дефектолог. Какой он? (Даём характеристику звуку «Ж»).
Дети. «Согласный, всегда твёрдый, звонкий».
Учитель – дефектолог. – «Обозначьте этот звук нужным квадратом».
Дети. «Звук «Ж» обозначим синим квадратом, потому что он твёрдый»
Учитель – дефектолог. - Назовите второй звук.
Дети. «У».
Учитель – дефектолог. Какой он? (Даём характеристику звуку «У»).
Дети. «Гласный».
Учитель – дефектолог. – «Обозначьте этот звук нужным квадратом».
Дети. «Звук «У» обозначим красным квадратом, потому что он гласный»
Учитель – дефектолог. - Назовите третий звук.
Дети. «К».
Учитель – дефектолог. Какой он? (Даём характеристику звуку «К»).
Дети. «Согласный, твёрдый, глухой».
Учитель – дефектолог. – «Обозначьте этот звук нужным квадратом».
Дети. «Звук «К» обозначим синим квадратом, потому что он твёрдый»
Учитель – дефектолог. - Жук – это звук, слог или слово?
Дети: «Слово».
Учитель – дефектолог. «Какой полоской обозначаем слово – короткой или длинной?».
Дети. «Короткой».
Учитель – дефектолог. - «Положите короткую полоску перед собой»
Выставляется полоска на доске.
Учитель – дефектолог. - Ура! Теперь жуки помогут нам.
Взяли жуков и полетели на жуках, на остров «Волшебный язычок»
(Дети берут в руки жуков и сидя корточках, изображают жуков).
(Жжжж)
3.3 Учитель – дефектолог. Мы прилетели на «Остров Волшебный язычок».
Упражнение «Болтушка».
И. п. — стоя, рот широко раскрыт, прямые руки разведены в стороны.
Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад двигаются вперед-назад мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). Выполняется в течение 5-10 с.
Упражнения «Улыбка» — «Трубочка».
И. п. — стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты.
Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук [и]. Длительно и протяжно произнести звук [у], вытягивая губы вперед «трубочкой», при этом ладони соединяются перед грудью, локти разводятся в стороны. Выполняется 5раз.
Упражнение «Накажем непослушный язык».
И. п. — стоя, прямые руки подняты над головой, губы при этом растянуты в улыбке.
Пошлепывание губами кончика широкого языка, при этом пальцы с силой сжимаются в кулаки и разжимаются. Выполняется в течение 10 с.
Упражнение «Щелканье».
И. п. — стоя, прямые руки вытянуты вперед.
По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются кулаки поочередно то правой, то левой руки. Выполняется 5—10 раз.
Учитель - дефектолог. Отлично. Молодцы! Похлопайте себе.
3.4 Учитель – дефектолог. Теперь нам пора двигаться дальше. Посмотрим карту. На чем нам дальше ехать? И куда? (Дети изучают карту)
Дети. Мы поедим на автомобиле! на остров «Попугаев».
Учитель – дефектолог. Прежде чем ехать, накачаем шины насосом.
(Дети качают насосом шины С-С-С-сссссс).
Учитель – дефектолог. Мы приехали на «Остров попугаев».
Учитель – дефектолог. Давайте поиграем на острове в игру «Веселая математика».
Дефектолог. Мы на острове «Попугаев». Посмотрите, что это за деревья?
Дети. Пальмы.
Дефектолог. Кто сидит на пальме?
Дети. Попугаи.
Дефектолог. Сколько попугаев на пальме?
Дети: Один попугай, два попугая, три попугая, четыре попугая, пять попугаев. Всего пять попугаев.
Дефектолог. Потом на остров прилетели ещё попугаи (Дефектолог прикрепляет попугаев).
Дефектолог. Сколько прилетело попугаев?
Дети. Один попугай, два попугая. Всего 2 попугая.
Дефектолог. Кто составит задачу на сложение, про попугаев.
Дети. Устно составляют задачу. (На пальме сидело 5 попугаев, потом прилетели к ним ещё 2 попугая. Сколько всего попугаев сидело на пальме).
Дефектолог. Сколько сначала сидело на пальме попугаев? (5 попугаев)
Какой цифрой надо обозначить? (Цифрой 5)
Сколько попугаев потом прилетело? (2 попугая)
Какой цифрой обозначим? (Цифрой 2)
Сколько всего стало попугаев на пальмах? (7 попугаев)
Какой цифрой обозначим? (Цифрой 7)
Дефектолог. Как получили 7 попугаев? (К 5 попугаям прибавили, ещё двух попугаев и получилось 7 попугаев).
Дефектолог. Прочитаем пример.
5 + 2 = 7
Учитель – дефектолог. Давайте с вами отдохнём и выполним зарядку
Зарядка. (На пространственную ориентировку в собственном теле.)
Учитель – дефектолог.
А сейчас все по порядку (встали руки на пояс)
Встанем дружно на зарядку
Руки в стороны согнули (выполняют движения, прослеживая за ними глазами)
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их,
Оглянулись:
Через правое плечо,
Через левое плечо,
Дружненько присели (приседают, касаются руками пяток)
Пяточки задели.
На носочки поднялись (прослеживают глазами за руками)
Опустили руки вниз.
Учитель – дефектолог. Давайте отдохнём и сделаем дыхательную гимнастику (Развитие речевого дыхания).
Учитель - дефектолог предлагает детям встать к ней лицом, внимательно посмотреть и послушать, как она будет делать упражнение. Дефектолог делает вдох, задерживает дыхание, а потом проговаривает на выдохе поговорку «При солнышке тепло, на острове хорошо».
Учитель - дефектолог. Вы видели, что я сделала вдох, потом задержала дыхание, а потом на выдохе проговорила поговорку. Давайте попробуем сделать это вместе.
Упражнение повторяется 3 раза.
Учитель - дефектолог. Отлично. Молодцы! Похлопайте себе.
3.5 Учитель – дефектолог. Теперь нам пора двигаться дальше. Посмотрим карту. На чем нам дальше ехать? И куда? (Дети изучают карту)
Дети. Мы поплывём на корабле! на «Остров Школа». (Дети проговаривают только [У]).
(Дети садятся на ковёр и изображают корабль).
Корабль по волнам плывет
Корабль гудок дает – У- УУУУУ!
Учитель – дефектолог. Мы приплыли на «Остров Школа». (Дети садятся за столы).
3.5.1 Учитель – дефектолог. Сейчас мы проверим, как мы умеем с вами читать и писать. Что нарисовано? (РУЧКА). Надо выбрать среди написанных букв, нужные буквы и вписать их в клеточки. (Ребёнок самостоятельно печатает слово РУЧКА). Что нарисовано? (АЗБУКА, КАРАНДАШИ). Надо выбрать среди написанных слогов, нужные слоги и вписать их в клеточки. (Дети самостоятельно печатают слова, АЗБУКА, КАРАНДАШИ).
3.5.2 Учитель – дефектолог. Выполним пальчиковую гимнастику «Скоро в школу!»
Громко прозвенел звонок. (дети хлопают в ладоши)
Начинается урок.
Ранец свой я открываю, (сжимают, разжимают кулачки на обеих руках)
Ручка есть, чтобы писать (загибают пальчики, начиная с мизинчика правой руки)
Карандаши, чтоб рисовать,
И резинка, чтобы пятна
Убирала аккуратно
Краски, кисти, и альбом, и тетрадь, и пенал
Школьный дневник и букварь – приятель наш.
Всё это в школе мне пригодится, (сжимают, разжимают кулачки на обеих руках)
Всё это надо, чтобы учиться! (хлопают в ладоши)
3.5.3 Работа в тетради и у доски.
Учитель – дефектолог. Вы скоро 1 сентября пойдёте в школу. Давайте напишем предложение – Скоро в Школу! (Один ребёнок пишет предложение на доске Скоро в школу! и чертит схему предложения, остальные дети пишут в тетрадях).
Работа над предложением.
Учитель – дефектолог. Вы помните, что все слова пишутся раздельно. Начало предложения мы пишем?
Дети. – С большой буквы.
Учитель – дефектолог. – В конце предложения ставим?
Дети. – Точку.
Учитель – дефектолог. – А в нашем предложении в конце предложения стоит какой знак?
Дети. – Восклицательный знак.
Учитель – дефектолог. Сколько слов в этом предложении. При счёте можете загибать пальчики.
Дети. Три.
Учитель – дефектолог. – Какое первое слово, какое второе и третье слово.
Дети. Первое слово скоро, второе слово – в, третье школу.
Учитель – дефектолог. – Какое маленькое слово в этом предложении.
Дети. – «В».
Учитель – дефектолог. - Давайте произнесём это предложение с восклицанием.
Дети. – Скоро в школу!
Учитель – дефектолог. – Теперь начертите схему предложения.
(Дети чертят схему в тетрадях и у доски)
I___ ___ !
4. Учитель - дефектолог. Отлично. Молодцы! Похлопайте себе.
Учитель – дефектолог. - Ну вот, наше путешествие по островам подошло к концу. Мы побывали в стране, где живёт царица Знаний. А где же Царица Знаний? Посмотрите, шкатулка. Посмотрим что там? Какая-то записка.
Письмо: «Я прошу у Вас прощенья,
Что не застали Вы меня.
Много дел, но очень рада,
Что Вы здесь, а вот вам награда».
(Один ребёнок читает письмо)
Учитель - дефектолог. – А подарки получите, когда приедем в детский сад. А отправимся в детский сад на поезде.
Поезд отправляется «Ту – Ту».
Отправляемся в детский сад,
«Чух, чух», пыхчу
Пыхчу, ворчу
Стоять на месте не хочу.
Колёсами стучу, верчу
Садись скорее прокачу. «Чух! Чух!»
Учитель – дефектолог. – Мы вернулись в детский сад. Упражнение на релаксацию мышц ног.
И. п. — сидя на полу, ноги согнуты в коленях, ступни параллельны друг другу, руки в упоре по обе стороны бедер.
Приподнять пятки и подержать так 5с, опустить пятки резко, расслабив мышцы, поднять носки, опираясь на пятки и напрягая пальцы ног (5с). Медленно вытянуть ноги вперед и, опираясь на пятки, покрутить ступнями по часовой и против часовой стрелки. Медленно опустить ноги и расслабить их.
5. Итог занятия.
Учитель – дефектолог. - Вам понравилось путешествие?
- Что запомнилось больше всего? В какие игры играли?
Дети. «Называй и сосчитай», «Отгадай и покажи», «Весёлая математика», делали звуковой анализ слова «Жук», выполняли упражнения, читали, писали предложение в тетради.
Учитель – дефектолог. – Отлично. Молодцы! Похлопайте себе.
Учитель – дефектолог раздаёт детям медали.