Татьяна Удалова
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетные образовательные области:познавательно- речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познание, художественная литература, коммуникация, социализация,
Виды деятельности: познавательная, речевая, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Методы и приё мы реализации: сказочные персонажи (зайчик, бабушка, внучка, курочка, мышка); художественное слово (чтение сказки, обсуждение пословицы); использование элементов театрализации; речевая разминка; физкультминутка"Покружитесь, в героев сказки превратитесь", дидактическая игра "Говорящая мимика; самомассаж лица "Воробей".
Публикация «Конспект комплексного занятия в подготовительной группе „Рассказывание русской народной сказки „У страха глаза велики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «У страха глаза велики», сказка
- Темочки
Цель: Приобщение детей подготовительного к школе возраста к произведениям устного народного творчества.
Задачи:
Обучающие :учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей; расширять словарный запас детей; объяснять значение слов: дать представление о наперстке, колоде, подпечье;
обратить внимание на необычное название (это пословица).
Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание— умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных героев сказки; умение вслушиваться в речь взрослого, отвечать на поставленный вопрос.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому народному творчеству, умение сопереживать героям сказки.
Предварительная работа: разучивание речевой разминки, слов физкультминутки.
Оборудование: зайчик-игрушка, ширма, «яблоня», картинки-схемы с героями- заменителями, яблоки-эмоции, подарки для детей, дорожка, озеро-обруч, напёрсток цветы, маски, плакат.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
- Ребята, давайте подойдём к нашему озеру, водичка так успокаивает.
1. (Звучит медленная, спокойная музыка.)
Дети с воспитателем сидят на ковре, держась за руки, улыбаются друг другу.
- Посмотрите, какая сегодня замечательная погода, солнышко светит, птички поют, у всех отличное настроение. Давайте немножко отдохнём и настроимся на занятие.
Самомассаж лица:
«Воробей»
Сел на ветку воробей,
И качается на ней.
Раз, два, три, четыре, пять.
Неохота улетать.
Поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.
Указательным пальцем растирают крылья носа.
Прикладывают ко лбу ладони и растирают его круговыми движениями в стороны вместе.
Раздвигают указательные и средние пальцы и растирают точки перед и за ушами.
2.(слышится шевеление)
- Что за странный звук?
- Ой, ребята, кто это? (зайчик) Воспитатель берёт зайчика на руки, тот ему что-то шепчет на ушко.
- Ребята, зайчик только что мне сказал, что он убежал из сказки и очень боится туда возвращаться. Говорит, что в сказке страшные охотники. Я вам предлагаю послушать сказку и узнать, чего же на самом деле испугался зайчик.
Речевая разминка. (на фоне музыки «В гостях у сказки»)
- А чтобы попасть в сказку, надо взяться за руки и чё тко повторять за мной волшебные слова:
«Ра-ра-ра – в сказку нам идти пора,
Ги-ги-ги – нам, зайчонок, помоги. (зайчонок первый)
- Отправляемся!
Большие ноги шли по дороге (идут по дорожке)
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
(дети садятся на стульчики)
3. Первичное знакомство со сказкой. Слушание сказки.
– Скажите, любите ли вы сказки? (Ответы.)
– Вижу, все любят!
– А почему вы любите сказки? (Ответы.)
– Конечно же, интересно. Сказки – это такие произведения, которые слушают. Бабушка или мама, дедушка или папа, воспитательница в детском саду или даже артист со сцены рассказывают вам сказки вслух, а вы сидите смирно, ничего не говорите и слушаете…
– А какие сказки вы знаете и любите? (Ответы.)
– Хорошо, молодцы, много сказок знаете. Сказок очень много. Но мы сегодня с вами поговорим о русских народных сказках.
-Я предлагаю познакомиться с русской народной сказкой, которая называется «У страха глаза велики».
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно сказку начинать»
«Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки вёдра были большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки с напёрсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка – из колоды, курочка – из лужицы, а мышка – из следа от поросячьего копытца.
Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки – трёх! Плёх! У курочки – трёх-трёх! Плёх-плёх! У мышки – трёх-трёх-трёх! Плёх-плёх-плёх!
Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.
А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп – и зайке в лоб!
Прыгнул зайка, да прямо нашими водоносами под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабушка охает:
– Ой! Медведище меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
– Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
– Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
– Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!
А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!».
Верно говорят: «У страха глаза велики : чего нет, и то видят».
4. Беседа по содержанию.
- Кто запомнил, как называется сказка? (У страха глаза велики.)
- Как вы понимаете название сказки? (Когда человек пугается, у него на лице появляются большие выпученные глаза).
Воспитатель предлагает упражнение «Говорящая мимика».
- Что такое мимика? (Движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.)
-Что может выражать мимика лица? (Она может выражать радость, гнев, печаль, обиду)
- Я буду называть эмоцию, а вы передайте ее с помощью мимики своего лица. (закрываем маской лицо)
Отрабатывается мимика следующих эмоций: радость, печаль, злость, страх.
- Ребята, а название этой сказки ещё является и пословицей «У страха глаза велики». Давайте произнесем ее хором.
-А теперь давайте разберемся, кто и чего в этой сказке испугался.
- Вспомните, как начинается сказка.
- Жили-были…
- Совершенно верно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а теперь мы вспомним, кто главные герои сказки.
- Как называли бабушку? - Старушка.
- Как называли внучку? - Хохотушка.
- Как называли курочку? - Клохтушка.
- Как называли мышку? – Норушка
- А чтобы вам было понятнее, я приготовила вам самый настоящий кукольный театр.
- Куда герои ходили каждый день? (За водой)
- С чем они ходили за водой? (С ведрами)
- Какие ведра были у бабушки, внучки, курочки, мышки… (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток) показывают дети.
Воспитатель уточняет, что у курочки ведра сравниваются по размеру с огурчиком, а у мышки с наперстком (при этом зайчик показывает наперсток и объясняет его истинное предназначение)
- Откуда брала воду бабушка?. (из колодца, колоды, лужицы, поросячьего следа)
Если дети затрудняются, воспитатель сам говорит, что из колоды, при этом поясняет, что колода - это старинный термин, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.
- Ребята, кто запомнил, как в сказке названы герои одним словом? (Водоносы)
- Почему они так названы? (Потому что каждый день носили воду)
- В этот день водоносы донесли воду? (Нет)
- Кто им помешал? (Зайка)
- Где он сидел? (Под яблоней)
- Как он помешал? (Зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)
-Давайте покажем. - А под яблонькой зайка сидел. (ушки показали) Налетел на яблоньку ветерок, (руками машут)яблоньку качнул, яблочко хлоп - и зайке в лоб (по лбу хлопают)
- Что произошло с водоносами? (Они побросали ведра и убежали домой)
- Куда спряталась бабушка? (на лавку)
- Куда спряталась внучка? (за бабушку)
- Куда взлетела курочка? (на печку)
- Куда спряталась мышка? (под печку)
- Кто со страху померещился бабушке? (Медведище)
Воспитатель обращает внимание детей на ту форму слова, которая употреблена в сказке.
- Почему медведище сказано в сказке? (Потому что большущий медведь привиделся бабушке)
- Кто привиделся внучке? (волк, курочке? (лиса, мышке? (котище)
- Что произошло с зайчиком? (спрятался в лесу под кустом)
- Как вы думаете, что он испытал? (Страх)
- Кто привиделся зайчику? (Четыре охотника)
- Какова концовка сказки? (У страха глаза велики : чего нет, и то видят)
Произносят хором.
Физминутка.
-Давайте покажем, как это было, превратившись в главных героев.
Покружитесь, покружитесь в героев сказки превратитесь!
«Бабушка-старушка ведёрки взяла
И по воду пошла. (еле-еле идут, охают)
А за ней вприпрыжку
Внучка да мышка. (бегут, смеются, пищат)
А за ними бегом
Курочка с ведром. (бегом, кудахчет :ко-ко-ко)
Воды набрали и
Домой зашагали». (спокойно идут)
(Подходят к озеру,черпают воду из озера и идут по дорожке назад)
-Давайте опять превратимся в ребяток.
Покружитесь, покружитесь
И в ребяток превратитесь!
5. Повторный пересказ с помощью кукол.
(на ковре)
6. Подведение итогов.
– Понравилось вам путешествие по сказке? Какие задания мы с вами выполняли? А что больше всего вам понравилось?
- Чему вас научила эта сказка?
- Если чего-то испугался, нужно подумать, а на самом ли деле это так страшно и преодолеть страх.
- Давайте подойдём к стене настроения. Выберите ту картинку, какое настроение у вас было на занятии. Переверните. Я очень рада, что у всех ребят хорошее настроение, и они выбрали именно те фрукты, о которых сегодня шла речь. Заинька, посмотри, сейчас ребята прикрепят фрукты к дереву и они больше не упадут, и не испугают тебя.
(запись «В гостях у сказки»)
– Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться домой. Давайте встанем и повторим волшебные слова:
«Ра-ра-ра – возвращаться нам пора»
Дети возвращаются в группу