Прядихина Наталья Юрьевна
Конспект комплексного занятия по развитию речи с использованием аппликации «Периоды осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия по развитию речи с использованием апликациеи «Периоды осени» для старшей группы.
Цели: Формировать представления о периодах осени и их характерных особенностях. Прививать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Совершенствовать грамматический строй речи (подбор однородных определений, согласование существительных с прилагательными в роде, падеже, числе). Развивать связную речь, зрительное восприятие.
Публикация «Конспект комплексного занятия по развитию речи с использованием аппликации „Периоды осени“» размещена в разделах
- Аппликации. Все виды аппликации
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Аппликации
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Задачи: Пополнить активный словарь существительными с уменьшительными суффиксами (березка, дубок, рябинка, тополёк, клёник, сложными словами (листопад). Расширить представления о переносном значении слова золотая (золотая осень). Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
Дети: Осенью.
Он с весны висел на ветке,
Был зелёный – пожелтел,
Только дунул слабый ветер,
Он уже и полетел.
Дети: Лист.
Воспитатель показывает детям лист берёзы.
Воспитатель: Назовите дерево, с которого упал этот лист.
Дети: Берёза.
Воспитатель: Лист какой?
Дети: (березовый).
Воспитатель: Назовите дерево ласково.
Дети: Берёзка.
Воспитатель показывает ещё несколько листьев (дубовый, кленовый, тополиный, рябиновый). Задание то же.
Воспитатель: Молодцы. Вы справились с моим заданием.
Воспитатель проходит между партами с корзиной собранных детьми на прогулке осенних листьев и предлагает их понюхать.
Воспитатель: Расскажите, какие листья на вид, на ощупь, как они пахнут. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос "Какие осенние листья?"
Дети. Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, душистые.
Воспитатель: Верно. Увядающие осенние листья очень вкусно пахнут. Сегодня мы с вами поговорим об осени, о том, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга.
2. Беседа об осени.
Воспитатель: Какой первый месяц осени? (Сентябрь).
Воспитатель: Какой второй осенний месяц? (Октябрь).
Воспитатель: Какой месяц завершает осень? (Завершает осень ноябрь).
Воспитатель: Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца ноября называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Ранней осенью часто бывает тепло днем, а ночи холодные. В начале осени еще много цветов, дозревают фрукты и овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Еще не исчезли многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края. Затем начинается самый красивый период осени, золотая осень. Подумайте, почему осень называют золотой.
Дети. Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым. Осень приносит золотой урожай пшеницы, овощей и фруктов.
Воспитатель: Правильно. Золотой осенью ещё бывают ясные солнечные и довольно теплые дни. Травы золотой осенью тоже меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет листву, и деревья станут голыми, наступит поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами.
3. Физкультминутка
«Мы листики осенние»
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
4. Д/и "Периоды осени".
Воспитатель вызывает к доске трёх человек.
Воспитатель: Посмотрите на картинки и определите, на которой из них изображена ранняя осень, на которой - золотая осень, на которой - поздняя осень. Можете посовещаться, а потом расставьте картинки на доске именно в таком порядке.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы, отлично выполнили задание. Что помогло вам правильно выполнить задание? Расскажите.
Дети рассказывают, на какие приметы они обращали внимание, выполняя задание.
Воспитатель: Вы очень хорошо сумели объяснить свой выбор. Молодцы.
5. Общая артикуляционная гимнастика.
Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. "Широкий" язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке - это тропинки в лесу.
Вкусная брусника. Полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна.
Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.
Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.
Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас "почистим" зубки. "Почистить" языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.
5. Пальчиковая гимнастика.
«Осенний букет»
Пошли пальчики гулять, Стали листья собирать. (пробегают пальчиками по бёдрам к коленям)
Красный листик, жёлтый листик… (поочерёдно прикасаются подушечками пальцев, начиная с указательного к большому)
А потом давай считать: один, два, три, четыре, пять! (поочерёдно загибают пальцы на одной руке)
Сколько листиков собрали? Пять! (протягивают вперёд ладошки, поднимают одну руку вверх широко раздвинув пальцы)
С листьями осенними будем мы играть. (поднимают вверх обе руки, сжимают разжимают пальцы)
6. Работа с картинками (Развитие мелкой моторики, связной речи. Закрепление понятий "Золотая осень", листопад)
Воспитатель: Ребята, а давайте теперь создадим свою картину. Изобразим золотую осень. Перед вами части картины (картинки листьев разных цветов, "кроны" разных цветов, трава, сугробы, цветы, солнышко, тучки).
Сейчас, каждый из вас будет подходить к ватману, брать одну из частей картины, которая соответствует периоду "золотая осень", и составлять осенний пейзаж (приклеивание клеевым карандашом). При этом каждый из вас объяснит свой выбор.
Воспитатель: Вы очень хорошо сумели объяснить свой выбор. Молодцы.
А теперь объясните мне, что такое листопад.
Дети. Листопад, это когда осенью опадают с деревьев листья.
Воспитатель: Давайте, изобразим листопад на нашей картинке. Что для этого нужно сделать?
Дети. Приклеить листья в траву.
Воспитатель: Молодцы. Вы очень хорошо справились с этим заданием.
7. Картинка-загадка "Что ты видишь?"
Воспитатель: Последняя игра сегодня - картинка-загадка "Что ты видишь?" На доске картинка, на которой спрятались листочки. Вы должны назвать эти листочки.
Воспитатель: Молодцы. Вы отлично справились с заданием.
Окончание занятия. (Оценка работы детей.)