Людмила Ишеева
Конспект комплексного занятия по рисованию и развитию речи «О чем загрустила осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по речевой и изобразительной деятельности для детей старшей группы.
Программное содержание. Учить отображать в рисунках сезонные изменения в природе, связанные с приходом осени. Закреплять знания об изменениях в осенней природе. Вызывать желание любоваться красками осени, выражать впечатления в образном слове. Развивать поэтический слух : умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты; упражнять разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных. Учить передавать в рисунке картину осеннего пейзажа. Закреплять умение рисовать разные деревья (толстые, тонкие, высокие, стройные, низкие, передавая характерное строение; рисовать акварельными красками; красиво строить композицию рисунка, сочетать краски при изображении образов природы.
Публикация «Конспект комплексного занятия по рисованию и развитию речи „О чем загрустила осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Рисование
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Предварительная работа. Беседы об осенних пейзажах. Наблюдение деревьев и кустарников на прогулке. Рассматривание иллюстраций с изображением осенних пейзажей. Разучивание стихотворения об осени. Рассматривание картин И. Левитана «Золотая осень» и И. Грабаря «Рябинка». Слушание произведения П. Чайковского «Времена года».
Материалы. Иллюстрации на тему «Золотая осень», букет из осенних листьев. Аудиозаписи музыкальных произведений на тему осени. Краски, кисти, бумага. Материал для нетрадиционного рисования : мятая бумага, листья разных пород деревьев, ватные палочки.
Ход НОД
Воспитатель. Как хорошо, ребята, что мы здесь вместе собрались. А теперь присядьте и послушайте загадку.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года, как оно зовется?
(Осень).
Воспитатель. Правильно, это загадка об осени.
А как вы заметили, что наступила осень?
Какие приметы в природе вам это подсказали? (Листья изменили цвет, птицы улетают на юг). Воспитатель. Осень как художник, выбрала самые яркие краски, чтобы раскрасить все вокруг. Послушайте, как рассказал о красках, переменах в природе В. А. Сухомлинский в рассказе «Осенний наряд». (Чтение рассказа).
Воспитатель. Когда лето заканчивается, кто просыпается в лесу? (Бабушка Осень).
Что есть у бабушки осени? (Разноцветный ковер).
Что происходит, когда бабушка Осень дотрагивается до листвы деревьев? (Они меняют цвет). Бабушка Осень гуляет ночью по лесу, какие следы она оставляет? Как они называются? (Заморозки). Давайте рассмотрим осенние пейзажи.
Во время рассматривания иллюстраций дети определяют, по каким местам прошла бабушка Осень.
Воспитатель. По каким приметам вы определили, что здесь прошла бабушка Осень? (Листья желтые, красные, трава жухлая и т. д.).
Дети проходят к букету из осенних листьев.
Воспитатель: Вот замечательный осенний букет. Какие листья в нем собраны? (Кленовые, каштановые.)
На что похож лист клена? Каштана? (На ладошку, на веер.) Листья стали красными.
Значит, что с ними стало? Листья покраснели. Желтые листья пожелтели. Золотые - позолотились, стали желтыми.
Послушайте стихотворение об осеннем лесе русского поэта и писателя И. А. Бунина «Листопад».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небе, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
Вступает в пестрый терем свой…
Какие красивые, нежные слова нашел поэт, чтобы рассказать о лесе! С чем он сравнивает лес? (С расписным теремом.)
Какого цвета лес-терем? (Лиловый, золотой, багряный, пестрый).
И среди золотого леса только елочка темнеет, как будто (Вышка.)
А сейчас представьте, что вы превращаетесь в осенние листочки, и у каждого листочка свой чудесный танец. Физкультминутка «Листопад».
Танец заканчивается, входит художник (ребенок.)
Воспитатель. Вы кто?
Художник. Я художник не простой,
Осени я помогаю, Краски лета изменяю,
И природу украшаю. Парки, улицы, аллеи…
Но работы столько много, что один не успеваю…
К вам я с просьбою пришел:
В руки кисточки берите,
Лес украсить помогите!
Воспитатель. Ну, что, ребята, поможем художнику и осени? Сейчас каждый из вас нарисует свой уголок осеннего леса, в котором растут кустарники и разные деревья: толстые и тонкие, высокие и низкие, стройные и искривленные. А наряд деревьев пестрый: лиловый, золотой, багряный. Подойдите к мольбертам и подумайте, какие деревья и кусты вы нарисуете, как разместите изображения на листе и какой способ рисования вы выберете. Крону деревьев можно изобразить «мятой бумагой», оттиском листьев разных пород деревьев, а листочки нарисовать ватными палочками.
Дети начинают рисовать, звучит музыка П. Чайковского.
По окончании работы дети рассматривают рисунки, рассказывают об их содержании.
Вот какие работы у нас получились!
Рисование листочков ватными палочками
Рисование кроны деревьев мятой бумагой
Рисование кроны оттиском листьев