Ольга Зарипова
Конспект ОД по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе «Яркие краски Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия
по ознакомлению с народным
декоративно – прикладным искусством
Тема: «Яркие краски Земли».
Цель: Знакомство детей с изделиями народных умельцев.
Задачи:
Публикация «Конспект ОД по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе „Яркие краски Земли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Обучающие: Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством, выделить характерные особенности хохломской, дымковской, гжельской росписи и башкирского орнамента.
Развивающие: Учить самостоятельно применять изобразительные умения и навыки в декоративной деятельности.
Воспитывающие: Воспитывать эстетическое отношение к предметам народного искусства, художественный вкус.
Предварительная работа:
1) Знакомство с изделиями народных умельцев.
2) Рассматривание элементов хохломской, дымковской, гжельской росписи и башкирского орнамента.
3) Рассматривание и чтение книг:
- «Хохлома» Н. Бедник
- «Гжель» Н. Сурьянинова
- «Башкирские сувениры»
- «Русская народная роспись» Ю. Арбат
4) Приготовление контуров для росписи.
Ход занятия:
Iч.
Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли на выставку изделий народных умельцев. Здесь мы видим много красивых предметов, расписанных разными узорами. Давайте рассмотрим роспись на предметах.
Показать изделия, расписанные хохломской росписью.
- Какой росписью расписана посуда? (Хохломской)
- Как еще ее называют? (Золотая хохлома)
Рассказать детям о том, где родилась эта роспись.
Предложить назвать элементы, встречающиеся в узорах (ягоды, травинки (завиток); краски, которые используют в работе художники (желтая, красная, зеленая, черная)
Прочитать стихотворение: «Золотая хохлома»
Как волшебница жар-птица
Не выходит из ума
Чародейка, мастерица
Золотая хохлома!
И богата, и красива
Гостю рада от души
Кубки, чашки и ковши
И чего здесь только нету
Гроздья огненных рябин
Маки солнечного лета
И ромашки луговин
Воспитатель: Далее мы рассмотрим игрушки из глины, их изготовили дымковские мастера. Роспись родилась в селе Дымково, поэтому игрушки называют – дымковские.
- Какие элементы использовали дымковские мастера? (Точки, кружочки, колечки, прямые и волнистые линии)
- А краски? (Зеленая, красная, оранжевая, желтая, синяя, бордовая и т. д.)
- Какое определение мы дадим игрушкам? Какие они? (Яркие, праздничные, веселые, красивые, пестрые, разноцветные и т. д.)
А сейчас послушайте стихотворение про дымковских мастеров:
В селе Дымково любили песни, пляски
Там рождались чудо-сказки
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
Все игрушки не простые
А волшебно – расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски
Простой, казалось бы, узор
Но отвести не в силах взор
И пошла о дымке слава
Заслужив на это право
Далее мы рассмотрим предметы с росписью «Гжель».
- Какие цвета использованы? (Сине-голубой, белый)
Росписью «Гжель» расписаны предметы из фарфора (это предметы посуды, различные сувениры, часы)
Самый излюбленный узор – это гжельская роза. Еще можно увидеть птиц, сценки из жизни людей.
Давайте послушаем стихотворение о Гжели:
Синие птицы по белому небу
Море цветов голубых
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых
Синяя сказка – глазам загляденье
Словно весною капель
Ласка, забота, тепло и терпение
Русская звонкая Гжель!
- Ребята, а в какой республике мы с вами живем? (Башкортостан)
И, конечно, на нашей выставке изделия башкирских мастеров.
Давайте рассмотрим башкирский орнамент – растительный и геометрический, характерно для этого орнамента – симметричное расположение.
Башкирские мастера тоже использовали яркие краски, поэтому изделия многоцветны.
Народные умельцы дарят людям красоту и сегодня мы в этом убедились. Поэтому тема нашего занятия называется «Яркие краски Земли».
Изделия народных мастеров продавали на ярмарках. Что же такое ярмарка?
- это большие торги, устраиваемые в определенном месте с увеселениями, развлечениями, играми.
Недаром говорят в народе : «Шум, как на ярмарке».
Проводится игра «Ручеек» или «Плетень» под русскую мелодию.
IIч.
Воспитатель: Сейчас мы с вами будем народными мастерами и раскрасим свои работы разными видами росписи (Гжель, Хохлома, Дымковская роспись и башкирский орнамент).
Прежде, чем мы начнем работу, я хочу напомнить вам о том, что о труде написано немало пословиц и поговорок:
1) Без труда не выловить и рыбку из пруда
2) Была бы охота – заладится всякая работа
3) Не сиди сложа руки, так не будет и скуки
Башкирская пословица гласит:
4) Краса Земли – в траве, а краса людей – в труде
«Всегда найдется дело
Для умелых рук,
Если хорошенько
Поглядеть вокруг»
- Вы сейчас постараетесь и покажете, какие умелые руки у вас.
Дети выполняют работу (под тихую мелодию).
После этого все работы рассматриваем.
Дети поют песню:
Мы умеем рисовать
Палочки, кружочки
Получаются у нас
Красивые цветочки
Припев:
Синие, да красные
Желтые, да разные
Всех цветов карандаши
Для рисунков хороши
Вся посуда на столе
Пиалушки, блюдца
Приглашаем чай попить
С нами улыбнуться
Припев:
Синие, да красные
Желтые, да разные
Всех цветов карандаши
Для рисунков хороши
После занятия организуется чаепитие.