Валентина Хохлова
Конспект комплексного занятия по математике и рисованию для детей старшей группы «Морское путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Закрепить знания детей о составе числа 9; умение называть числа в прямом и порядковом счете; измерять предметы условной меркой; обобщить представления детей о часах и времени. Учить ориентироваться в днях недели. Продолжать учить понимать что такое задача, из каких частей она состоит самостоятельно, придумывать задачи. Закрепить знания о плоскостных и объемных геометрических фигурах. Учить рисовать красками различные сюжеты по желанию на воображаемых островах. Развивать мышление, творчество. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.
Публикация «Конспект комплексного занятия по математике и рисованию для детей старшей группы „Морское путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Материал: силуэты морских животных, рыб, растений на голубой ткани; карточки с изображенными на них цифрами; полоски бумаги разной длины; макет часов; геометрические фигуры плоскостные и объемные; краски акварельные, листы белой бумаги различной геометрической формы; кисточки; подставки для кисточек; стаканчики с водой; салфетки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие. Конечно, для этого нужно включить своё воображение. Итак, мы отправляемся на батискафе в подводное царство морей и океанов. Ведь на нашей планете Земля большую её часть занимают водные просторы. Для того, чтобы пройти в батискаф для путешествия, я раздам вам карточки - билеты с цифрами, а вы должны найти им такую карточку - билет, что бы вместе они составляли число 9. Кто нашёл друг друга подходите ко мне для проверки и занимайте места в батискафе. (Состав числа 9).
- Все на месте? Закрываем глаза, включаем воображение: Спуск! (Включаю музыку - шум моря).
- Ну вот мы и прибыли к месту нашей цели. (На доске изображены на ткани морские животные, рыбы, растения). Откройте глаза, посмотрите сколько здесь различных рыб и морских животных. Ребята, посчитайте сколько вы видите рыб и каких? (Вызываю).
- А сколько морских животных? Который по счету находится рыба - луна? и т. д.
- А который по счету рыба парус, если считать слева? (6).
- А если справа (4) и т. д.
- Которая по счету рыба весло, если считать слева (5).
- А 5 для 6 каким будет являться числом, предыдущим или последующим?
- Каким будут числа соседи для 6, 7, 8, 9?
- Ребята, а как вы думаете, хорошо ли будет жить обитателям морей и океанов, если люди будут сбрасывать в их воды всякий мусор: целлофановые пакеты, бумагу, битые бутылки, мазуту!
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Воспитатель: А сейчас внимательно посмотрите на всех обитателей и скажите, кто из них самый длинный, а самый широкий? А чем можно измерить расстояние?
Дети: Метром, сантиметром, километром.
Воспитатель: Правильно, а если нет под рукой метра? Чем для сравнения можно измерить?
Дети: Условной меркой.
Воспитатель: А что может послужить условной меркой?
Дети: Полоска бумаги, ручка и т. д.
Воспитатель: Иди, Вика, замерь этой полоской бумаги рыбу-луну и рыбу весло. Какая длиннее? (Весло). Ой, ребята, а сколько уже время? Что помогает людям определять время?
Дети: Часы.
Воспитатель: Да, ребята, именно часы показывают невидимое, таинственное время. А как называется та их часть на которой расположены цифры и стрелки?
Дети: Циферблат.
Воспитатель: Правильно, а что означают стрелки?
Дети: Большая показывает минуты, а маленькая часы.
Воспитатель: Верно, а сколько кругов должна описать большая стрелка, чтобы прошёл 1 час?
Дети: 1 круг.
Воспитатель: А маленькая?
Дети: От цифры до цифры.
Воспитатель: А сколько часов в сутках? (24). Ну-ка, отгадайте, о какой части говорится в этих стихах. (читаю четверостишия). А сколько суток в неделе? (7). С какого дня начинается неделя? А как называется середина недели? Конец? А сколько месяцев в году? (12). С какого месяца начинается год? А кто желает рассказать все месяцы года? Молодцы, ребята, вы постарались, поэтому сейчас мы с вами оденем как будто скафандры водолазов и выйдем в водное пространство поиграть, но по моему сигналу нужно незамедлительно вернуться на свои места в батискаф. (Сигналом будут 3 хлопка).
Игры: «Море волнуется.»
«Дельфины - Афалины»
Воспитатель: Ну, вот мы и отдохнули. А теперь я предлагаю вспомнить, что такое задача? Сколько у неё частей? Придумайте задачу о море, его обитателях и обо всем что связано с морем. (Опрос). А можно я вам задам тоже задачу?
«Восемь осьминогов решили подарить русалочке на день рождение по раковине с жемчугом. Три осьминога искали целый день, но не нашли ни одной, зато трое нашли по две. По сколько раковин нашли 2 оставшихся осьминога, если известно что всего русалочке подарили 8 раковин?»
(По одной).
Воспитатель: Хорошо! А вот такую задачу решите:
«В комнате стояло 10 стульев, на которых сидели 10 мальчиков. Вошли 10 девочек и им всем хватило место. Как это могло случиться?»
Воспитатель: А сейчас вам я простые загадаю загадки, а вы отгадайте:
«В тихую погоду
Нет нас нигде
Ветер подует
Бежим по воде» (Волны)
«Быстрая, зубастая,
Грозная, опасная
Мелочь рыбка берегись
В пасть её не попадись» (Акула)
«Он почти как пароход
Плывёт по океану
То направо, то вперёд
По собственному плану» (Кит)
«Много рук и много ног
А зовусь я.» (Осьминог)
«Он с родни пожалуй раку
Тоже часто лезет в драку!» (Краб)
Воспитатель: Ай да, молодцы! А сейчас я посмотрю как вы справитесь со следующим заданием. Как известно, среди вод, морей и океанов часто встречаются острова. Острова, ребята бывают разной формы. У вас на столах лежат различные формы воображаемых островов. Поднимите те острова у кого они круглой формы (Поднимают, одного из детей прошу рассказать об этой форме. Тоже самое про квадрат, прямоугольник, овал, ромб.)
Воспитатель: Ребята, а на островах бывает встречаются горы тоже различной формы. Я вам буду показывать формы, а вы определите, что это за формы и как они называются? (Шар, цилиндр, конус, пирамида). А сейчас я предлагаю вам на этих воображаемых островах нарисовать кто что пожелает. Вспомните, что мы с вами умеем рисовать. Подумайте и скажите. (опрашиваю несколько детей).
Пока дети рисуют, иду переодеваться в Нептуна.
Входит Нептун
(стихотворение придумано В. Н. Хохловой)
Здравствуйте, ребята!
Я царь - Нептун.
Владыка всех морей,
Просторов океанов.
Для таких как вы детей
Гостеприимен без обманов.
Показал друзей своих
И доволен очень я.
Много знаете о них
Значит вы наши друзья!
Любознательны, умны
И поэтому природу охранять,
Любить должны.
Нужен воздух вам и берег
А нам чистая вода.
Сбережём планету вместе,
Ведь она у нас одна.
И на память вам о встрече
Приготовил я сюрприз.
Все глаза закройте, дети,
А ракушка появись!
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Полюбуйтесь на неё.
В ней жемчужинок полно
500 лет я их берег
А теперь им вышел срок!
По одной я вам дарю
И при этом говорю:
Ты, дружочек вырастай
И природу охраняй
Как себя люби её
С ней ты целое одно
И жемчужина пусть эта
Не дает забыть о том,
Что Земля, запомни это,
Наш большой и общий дом!
А теперь пора мне в путь
До свиданья, навещу вас как-нибудь!
Дети:
Мы любим природу
И сбережём!
Дорогой добра
Мы по жизни пойдем!
Занятие окончено.