МААМ-картинки

Игры для детей старшего звена «Занимательная Этимология»

Анастасия Гришина
Игры для детей старшего звена «Занимательная Этимология»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Откуда слово произошло?»

Ввод в игру: Ребята, я хочу вас пригласить в удивительный мир слов. Скажите, вы когда нибудь задумывались о значении слов и откуда появились те или иные слова? (Ответы детей)

У слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Они могут иметь родственников, богатую родословную, и, напротив, быть круглыми сиротами. Этимология — раздел науки о языке, изучающий происхождение слов. А все значения слов, хранятся в толковых словарях, которые помогут нам узнать, что значит любое слово.

Публикация «Игры для детей старшего звена „Занимательная Этимология“» размещена в разделах

Л: Ребята, а давайте мы с вами отправиться в путешествие в удивительный мир слов? Согласны?

Ответы детей : Да!

Л: (берет в руки вертушку) Дети, у меня есть волшебная Вертушка, чтобы отправится в путешествие нам надо подуть на нее и мы с вами окажемся в удивительной стране слов.

Предлагает детям закрыть глаза и подуть на вертушку.

Л: Ребята, посмотрите, в волшебной стране слов нас ждут множество увлекательных заданий, вы готовы разгадать все тайны слов (ответы детей).

1 задание : «Почему так называют»

Цель: формировать умение объяснять происхождение (этимологию) некоторых слов.

1) Цветы и растения в природе.

Бархатцы – цветы на клумбах, бархатные на ощупь.

Вьюнок – вьется, обвивает растения, растущие рядом.

Одуванчик – разлетается от дуновения (от «дуть»).

Купальница – растет в воде, как бы купается постоянно.

Подорожник – растет около дороги.

Подсолнух – растет, поворачиваясь за солнцем.

Тысячелистник – тысяча мелких листочков на стебле.

Кувшинка (речная) – серединка цветка по форме похожа на кувшинчик.

2) Ягоды и плоды.

Голубика – цвет ягод голубой.

Черника – цвет ягод черный.

Клюква – от слова «клюв», «клевать» (обычно клюют журавли).

Облепиха – ягоды облепляют ветку.

Земляника – поспевшая ягода низко склоняется к земле.

Ежевика – колючая как ежик, кустарник в колючках.

Шиповник – шипы на кустарнике дали название ему и плодам.

3) Грибы.

Рыжик – рыжий цвет шляпки.

Лисичка – гриб рыжий, похожий на маленькую лисичку.

Моховик – внизу шляпки словно мох.

Боровик – растет в бору.

Масленок – словно смазан маслом, блестит, выскальзывает из рук.

Мухомор – мух морит, если сделать настойку из этого гриба.

Овсянка – живет в овсах, цветом оперенья напоминает овес.

Молодцы! Следующее задание:

Задание 2: «Что это значит?»

Цель: формировать умение сочетать слова по смыслу, углублять представления о прямом и переносном значении слов.

Дети определяют, можно ли так сказать, и объясняют смысл этих выражений.

свежая рыба (недавно выловленная, неиспортившаяся);

свежий хлеб (мягкий, только что испеченный);

свежая рубашка (чистая, выглаженная, выстиранная);

свежая газета (новая, только что купленная);

свежая голова (отдохнувшая);

глухой (старик) (тот, кто ничего не слышит);

глухая ночь (тихая, безлюдная, темная);

глухой шум поезда (отдаленный, приглушенный, неслышный).

Золотые руки, каменное сердце, железный характер и тд.

Задание 3 «Объясни слово»

Л: Многозначные слова!

Их необычность такова:

Они – двойняшки, близнецы,

Озорные хитрецы!

Эти шустрые ребятки

Поиграть решили в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять –

Выходите их искать!

Ребенок выбирает картинки, описывает предметы и раскладывает по корзиночкам

лук – овощ

лук –оружие

мышка – животное

мышка – компьютерный прибор

Коса – прическа

Коса - инструмент, которым косят траву.

молния- явление природы,

молния – деталь одежды, застегивает и расстегивает вещи.

Гусеница – насекомое.

Гусеница – танка

Ключ – открывать дверь;

Ключ - скрипичный;

Язык - часть тела;

Язык на котором говорим.

Колокольчик – цветок, и звонок.

Иголки – шить, у ели;

Лисичка – гриб и животное

Л: Почему же многозначные слова называют близнецами?

Д: Они одинаково звучат.

Л: А в чем их различия?

Д. : У них разные значения.

Цель: закреплять представления о многозначности слов.

Задание 4:

Поменяйте слоги местами и у вас получатся новые слова.

КАБАН-БАНКА

РАНО -НОРА

ДЫРА-РАДЫ

ЛЫЖИ-ЖИЛЫ

КИРА-РАКИ

СОСНА-НАСОС

Задание 5: «Лишняя буква»

Ребенку предлагается проговорить слово УТОЧКА, выделив первую гласную. А затем проговорить слово без первой буквы. Получилось новое слово – ТОЧКА. Вот еще примеры, в которых первая буква может быть «лишней» : ЩЕЛЬ-ЕЛЬ, УКОЛ-КОЛ, КОСА-ОСА, МРАК-РАК, УДОЧКА-ДОЧКА, ЭКРАН-КРАН, БЕДА-ЕДА, БУСЫ-УСЫ, КРОТ-РОТ, КРОВ-РОВ, ГРОТ-РОТ, ГРОЗА-РОЗА

Задание 6: «Сложные слова»

Цель: учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.

Оборудование: картинки.

Листья падают-листопад Сам ходит - самоход

Снег падает - снегопад Звонит попусту - пустозвон

Звезды падают - звездопад Сено косит - сенокос

Разводит сады - садовод Везде ходит - вездеход

Разводит леса - лесовод База для нефти - нефтебаза

Перевозит лес - лесовоз Ходит на атомной энергии - атомоход

Сам летит - самолет Пыль сосет - пылесос

Воду возит - водовоз Рыбу ловит - рыболов

Задание 7:«Что бывает круглым?»

В игре происходит расширение словаря ребёнка за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости. Мама, бросая мяч, задаёт вопрос, ребёнок должен на него ответить и вернуть мяч.

– Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко)

– Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка)

– Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф)

– Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока)

Задание 8 : «Назови ласково»

В игре происходит закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. Стол – столик, ключ – ключик. Шапка – шапочка, белка – белочка. Книга – книжечка, ложка – ложечка. Голова – головка, картина – картинка. Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце. Кукла – куколка, свёкла – свёколка. Коса – косичка, вода – водичка. Жук – жучок, дуб – дубок. Вишня – вишенка, башня – башенка. Платье – платьице, кресло – креслице.

Задание 9: Игра «Путаница».

Цель: развивать речь, внимание, логическое мышление.

Описание: прочитать ребенку короткие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Стихи рифмованы таким образом, что последняя рифма не всегда соответствует смыслу текста.

Знает это ребенок любой –

У апельсина цвет. (голубой - оранжевый).

Корова мычит,

Поросенок хрюкает,

Тигр рычит,

А собака. (мяукает - лает).

Как на нашей улице

Крякали две. (курицы -утки).

Известно каждому ребенку,

Что лошадь - мама. (жеребенка).

Цыплята знают, что поутру

Их папу все слышат! Ведь он. (кенгуру - петух).

Игра «Небывальщина».

Цель: развивать речь, логическое мышление, внимание.

Описание: Прочитать ребенку стихотворение К. И. Чуковского «Путаница». Предложить расставить все по своим местам, объясняя свой выбор.

1) Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть,

А зимой среди ветвей

«Га-га-га» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ:

Это правда или нет?

Н. Станкевич

2) Рады, рады, рады

Светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Темные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

К. Чуковский

3) Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Крыши испугались,

Сели на ворон.

Лошадь подгоняла

Мужика кнутом.

Л:Ребята, вам понравилось в волшебной стране слов? Вы такие молодцы, разгадали все тайны, узнали как превратить одно слово в другое, искали слова – близнецы, и разгадали значения других новых для вас слов! Вот какая занимательная наука этимология!

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста 5–7 лет «Занимательная математика» Выполнила: Логачева Светлана. Воспитатель. Пояснительная записка. Актуальность. Дети должны обучаться математике с самого раннего возраста,.

Интерактивная игра для детей дошкольного возраста «Занимательная математика» Интерактивная игра для детей дошкольного возраста «Занимательная математика» Автор - воспитатель первой квалификационной категории МДОУ.

«Я в этом мире». Занятие по развитию умения самопознания для обучающихся среднего звена Цель занятия: изучение характеристик личности, развитие способности к самопознанию, самооценке. Задачи: - развивать способности любить и.

Кружковая работа для детей подготовительной к школе группы «Занимательная пластилинография» МБДОУ детский сад №14 «Журавлик» «Утверждаю» Заведующая МБДОУ детского сада №14 «Журавлик» ___ Герасимова.

Мастер-класс «Этимология словарного слова» «Зри в корень» Козьма Прутков I. Вступление Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету… Язык.

Приложение к проекту «Занимательная математика». Дидактические игры и пособия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возрастаПриложение к проекту «Занимательная математика». Дидактические игры и пособия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Золотая рыбка» Приложение к проекту «Занимательная математика».

Проект «Занимательная математика для малышей» для детей от 3 до 4 лет Проект «Занимательная математика для малышей» для детей от 3 до 4 лет Пояснительная записка. Формирование открытого демократического общества,.

Занимательная артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста Занимательная артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возрастаПо большому счету, человек разговаривает «головой» - именно в коре.

Занимательная математика для детей «Школа королевы Геры» Программа по математике «Школа королевы Геры» (в рамках экспериментальной площадки) Разработчики системы: Кудряшова Татьяна Георгиевна.

Занимательная наука для детей 1. Самодельный телефонМатериал: 2 пластиковых стаканчика, пластилин, толстая нить длиной около 5 метров. Из пластилина нужно сделать толстую.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры для детей старшего звена «Занимательная Этимология»
Опубликовано: 15 ноября 2018 в 18:25
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры для детей старшего звена «Занимательная Этимология»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Гришина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД