Анастасия Гришина
Игры для детей старшего звена «Занимательная Этимология»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Откуда слово произошло?»
Ввод в игру: Ребята, я хочу вас пригласить в удивительный мир слов. Скажите, вы когда нибудь задумывались о значении слов и откуда появились те или иные слова? (Ответы детей)
У слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Они могут иметь родственников, богатую родословную, и, напротив, быть круглыми сиротами. Этимология — раздел науки о языке, изучающий происхождение слов. А все значения слов, хранятся в толковых словарях, которые помогут нам узнать, что значит любое слово.
Публикация «Игры для детей старшего звена „Занимательная Этимология“» размещена в разделах
Л: Ребята, а давайте мы с вами отправиться в путешествие в удивительный мир слов? Согласны?
Ответы детей : Да!
Л: (берет в руки вертушку) Дети, у меня есть волшебная Вертушка, чтобы отправится в путешествие нам надо подуть на нее и мы с вами окажемся в удивительной стране слов.
Предлагает детям закрыть глаза и подуть на вертушку.
Л: Ребята, посмотрите, в волшебной стране слов нас ждут множество увлекательных заданий, вы готовы разгадать все тайны слов (ответы детей).
1 задание : «Почему так называют»
Цель: формировать умение объяснять происхождение (этимологию) некоторых слов.
1) Цветы и растения в природе.
Бархатцы – цветы на клумбах, бархатные на ощупь.
Вьюнок – вьется, обвивает растения, растущие рядом.
Одуванчик – разлетается от дуновения (от «дуть»).
Купальница – растет в воде, как бы купается постоянно.
Подорожник – растет около дороги.
Подсолнух – растет, поворачиваясь за солнцем.
Тысячелистник – тысяча мелких листочков на стебле.
Кувшинка (речная) – серединка цветка по форме похожа на кувшинчик.
2) Ягоды и плоды.
Голубика – цвет ягод голубой.
Черника – цвет ягод черный.
Клюква – от слова «клюв», «клевать» (обычно клюют журавли).
Облепиха – ягоды облепляют ветку.
Земляника – поспевшая ягода низко склоняется к земле.
Ежевика – колючая как ежик, кустарник в колючках.
Шиповник – шипы на кустарнике дали название ему и плодам.
3) Грибы.
Рыжик – рыжий цвет шляпки.
Лисичка – гриб рыжий, похожий на маленькую лисичку.
Моховик – внизу шляпки словно мох.
Боровик – растет в бору.
Масленок – словно смазан маслом, блестит, выскальзывает из рук.
Мухомор – мух морит, если сделать настойку из этого гриба.
Овсянка – живет в овсах, цветом оперенья напоминает овес.
Молодцы! Следующее задание:
Задание 2: «Что это значит?»
Цель: формировать умение сочетать слова по смыслу, углублять представления о прямом и переносном значении слов.
Дети определяют, можно ли так сказать, и объясняют смысл этих выражений.
свежая рыба (недавно выловленная, неиспортившаяся);
свежий хлеб (мягкий, только что испеченный);
свежая рубашка (чистая, выглаженная, выстиранная);
свежая газета (новая, только что купленная);
свежая голова (отдохнувшая);
глухой (старик) (тот, кто ничего не слышит);
глухая ночь (тихая, безлюдная, темная);
глухой шум поезда (отдаленный, приглушенный, неслышный).
Золотые руки, каменное сердце, железный характер и тд.
Задание 3 «Объясни слово»
Л: Многозначные слова!
Их необычность такова:
Они – двойняшки, близнецы,
Озорные хитрецы!
Эти шустрые ребятки
Поиграть решили в прятки.
Раз, два, три, четыре, пять –
Выходите их искать!
Ребенок выбирает картинки, описывает предметы и раскладывает по корзиночкам
лук – овощ
лук –оружие
мышка – животное
мышка – компьютерный прибор
Коса – прическа
Коса - инструмент, которым косят траву.
молния- явление природы,
молния – деталь одежды, застегивает и расстегивает вещи.
Гусеница – насекомое.
Гусеница – танка
Ключ – открывать дверь;
Ключ - скрипичный;
Язык - часть тела;
Язык на котором говорим.
Колокольчик – цветок, и звонок.
Иголки – шить, у ели;
Лисичка – гриб и животное
Л: Почему же многозначные слова называют близнецами?
Д: Они одинаково звучат.
Л: А в чем их различия?
Д. : У них разные значения.
Цель: закреплять представления о многозначности слов.
Задание 4:
Поменяйте слоги местами и у вас получатся новые слова.
КАБАН-БАНКА
РАНО -НОРА
ДЫРА-РАДЫ
ЛЫЖИ-ЖИЛЫ
КИРА-РАКИ
СОСНА-НАСОС
Задание 5: «Лишняя буква»
Ребенку предлагается проговорить слово УТОЧКА, выделив первую гласную. А затем проговорить слово без первой буквы. Получилось новое слово – ТОЧКА. Вот еще примеры, в которых первая буква может быть «лишней» : ЩЕЛЬ-ЕЛЬ, УКОЛ-КОЛ, КОСА-ОСА, МРАК-РАК, УДОЧКА-ДОЧКА, ЭКРАН-КРАН, БЕДА-ЕДА, БУСЫ-УСЫ, КРОТ-РОТ, КРОВ-РОВ, ГРОТ-РОТ, ГРОЗА-РОЗА
Задание 6: «Сложные слова»
Цель: учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.
Оборудование: картинки.
Листья падают-листопад Сам ходит - самоход
Снег падает - снегопад Звонит попусту - пустозвон
Звезды падают - звездопад Сено косит - сенокос
Разводит сады - садовод Везде ходит - вездеход
Разводит леса - лесовод База для нефти - нефтебаза
Перевозит лес - лесовоз Ходит на атомной энергии - атомоход
Сам летит - самолет Пыль сосет - пылесос
Воду возит - водовоз Рыбу ловит - рыболов
Задание 7:«Что бывает круглым?»
В игре происходит расширение словаря ребёнка за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости. Мама, бросая мяч, задаёт вопрос, ребёнок должен на него ответить и вернуть мяч.
– Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко)
– Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка)
– Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф)
– Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока)
Задание 8 : «Назови ласково»
В игре происходит закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. Стол – столик, ключ – ключик. Шапка – шапочка, белка – белочка. Книга – книжечка, ложка – ложечка. Голова – головка, картина – картинка. Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце. Кукла – куколка, свёкла – свёколка. Коса – косичка, вода – водичка. Жук – жучок, дуб – дубок. Вишня – вишенка, башня – башенка. Платье – платьице, кресло – креслице.
Задание 9: Игра «Путаница».
Цель: развивать речь, внимание, логическое мышление.
Описание: прочитать ребенку короткие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Стихи рифмованы таким образом, что последняя рифма не всегда соответствует смыслу текста.
Знает это ребенок любой –
У апельсина цвет. (голубой - оранжевый).
Корова мычит,
Поросенок хрюкает,
Тигр рычит,
А собака. (мяукает - лает).
Как на нашей улице
Крякали две. (курицы -утки).
Известно каждому ребенку,
Что лошадь - мама. (жеребенка).
Цыплята знают, что поутру
Их папу все слышат! Ведь он. (кенгуру - петух).
Игра «Небывальщина».
Цель: развивать речь, логическое мышление, внимание.
Описание: Прочитать ребенку стихотворение К. И. Чуковского «Путаница». Предложить расставить все по своим местам, объясняя свой выбор.
1) Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть,
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ:
Это правда или нет?
Н. Станкевич
2) Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
К. Чуковский
3) Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон.
Лошадь подгоняла
Мужика кнутом.
Л:Ребята, вам понравилось в волшебной стране слов? Вы такие молодцы, разгадали все тайны, узнали как превратить одно слово в другое, искали слова – близнецы, и разгадали значения других новых для вас слов! Вот какая занимательная наука этимология!