МААМ-картинки

Мастер-класс «Этимология словарного слова»

Зульфия Аджиева
Мастер-класс «Этимология словарного слова»

«Зри в корень»

Козьма Прутков

I. Вступление

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов

Купаться ежечасно!

А. Шибаев

Современные школьники считают язык сложнейшей из наук, потому что не могут выучить многочисленные правила и столь же многочисленные исключения из них, не могут запомнить написание словарных слов. Может показаться, что исключений из правил и словарных слов гораздо больше, чем написаний, регулируемых орфографическими правилами. Словарные слова составляют огромный толстый словарь. И все их надо знать наизусть.

Публикация «Мастер-класс „Этимология словарного слова“» размещена в разделах

Школьникам трудно заучивать наизусть написания, которые не поддаются логике. Из урока в урок, повторяют ученики уже известные словарные слова и учат новые.

При первоначальном знакомстве со словом проводится основательная работа (2 слайд)

1. читаем слово, проговариваем его по слогам;

2. объясняем его значение (если не знаем значение слова, обращаемся к толковому словарю);

3. ставим ударение, подчеркиваем или выделяем другим цветом трудную букву, делим слова на слоги и на слоги для переноса;

4. подбираем однокоренные слова, составляем словосочетания, предложения с этим словом, подбираем синонимы, антонимы, загадки, поговорки, стихотворения с данным словом;

5. записываем слова в орфографический словарик.

То есть, проводим уйму действий с одной лишь целью- запомнить слово. Наблюдения показывают, что учащиеся, окончившие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Одна из причин этого видится в том, что работа над орфограммами ведется на уроках изолированно и бессистемно.

К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается только списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.

Третья причина заключается в особенностях памяти младшего школьника: на этапе знакомства и нескольких последующих уроков дети достаточно хорошо запоминают и пишут правильно слова с непроверяемыми орфограммами, а спустя время, встречая эти же слова в письменных работах, допускают ошибки.

«…Непроверяемые написания составляют 30-35% по отношению к проверяемым. Эти цифры говорят о необходимости и значимости работы с такими словами(3 слайд)

Многие авторы предлагает комплексную методику изучения словарных слов, включающую в себя наряду с традиционной моделью передачи знаний комплекс нетрадиционных методов и приемов запоминания непроверяемых написаний.

Все чаще учителя начальной школы используют в работе со словарными словами приемы мнемотехники.

Мнемотехника (от греч. mnm — память и tchn — искусство, мастерство(4 слайд) - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций, это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию.

Данная техника помогает преодолеть интерференцию орфографических навыков. Исследования указывают на ассоциативную связь словарных слов с этимологией, лексикой, словообразованием. (5 слайд)

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача найти новые эффективные пути запоминания словарных слов

Работа по правописанию словарных слов – сложная и кропотливая. Но и эту работу можно сделать интересной и увлекательной.

Выражение «зри в корень»(6 слайд) которое я использую сегодня как эпиграф, возникло как афоризм Козьмы Пруткова – поэта, придуманного братьями Жемчужниковыми и А. К. Толстым. Афоризм этот верен не только в своём общепринятом, обобщённо-метафорическом и фразеологическом значении – «Вникай в самую суть дела»(7 слайд, но и в другом, узко лингвистическом значении – «смотри в корень слова».(8 слайд) Отыскивая корень, мы касаемся самых глубинных и существенных признаков слова. А «зри в корень» в широком значении этого оборота позволяет объяснить и превратности орфографии слова, и тайны его происхождения. (9 слайд) Элементы этимологического анализа вводятся в работу с русскими словами, простыми по структуре. Частыми в употреблении и доступными учащимся по происхождению (берёза – восходит к слову белый, большой – к исконному боль –«сила», корова – к общеславянскому кор – «рог», кочан – к слову кочка, лягушка – к исконному ляга от лягать – «бить ногами», огурец от огур – «незрелый», пирог – к исконному пир).(10 слайд)

Этимологический анализ – эффективный приём обогащения словаря младших школьников. Этот прием может служить важным средством объяснения значений непонятных слов, относящихся к природоведческим, нравственным и эстетическим понятиям на уроках русского языка и чтения.

Этимологический анализ должен применяться как вспомогательный прием и проводиться с учетом возраста учащихся. В этом случае этимологические справки доступны младшим школьникам, воспринимаются им с большим интересом. При этом объясняемые слова усваиваются школьниками и по значению и со стороны правописания.

К сожалению, этимологический анализ довольно редко используется в начальной школе в орфографических целях. Причина в недостаточной оснащённости школ материалом, специально ориентированным на такой анализ. Поэтому, представленный ниже вид работ поможет учащимся закрепить полученные знания, умения и навыки в процессе словарной работы с опорой на этимологию.

Именно этот способ работы со словарным словом мне интересен.

Тайна происхождения слова.

II. Основная часть

Творческая задача «Где прячутся ЛОПЫ?»(11 слайд)

(12 слайд)

Сравнение:

-С чем можно сравнить большие уши?

-Большие уши-как что? (лопухи, листья, локаторы)

Анализ:

_Человека с большими, оттопыренными ушами так и называют: лопоухий, по-матерински ласково: лопушок, т. е. сравнивая с лопухом.

-Какая часть у слов ЛОПОУХИЙ и ЛОПУХ полностью совпадают, одинаковая? (13 слайд)

- «ЛОП»

Суждение.

-Используете ли вы в своей речи это слово? Сейчас такого слова в русском языке нет, это только часть других слов. А в Древней Руси лоп было словом.

ЛОП(14 слайд)

-Попробуем догадаться, что оно значило?

Подведение к информации. Аналогия.

-На что похож лопух по форме? (лапа, ладонь)

(15слайд)

- Вывод: древнее слово ЛОП могло значить что-либо из того, что мы назвали.

Проверка гипотезы.

- Проверим нашу гипотезу. Прослушайте информацию:

В древнем русском языке существовало слово ЛОП. Оно значило: «плоское расширение», «лист».

Определения.

Ищем, где спрятались «ЛОПЫ»?

Решение задачи, работаем с определением словарных слов.

«Четвертый лишний»

Лопата, хлопушка, лопух, лопасть. (16 слайд)

-По какому признаку можно исключить елочную хлопушку и что объединяет остальные слова? (форма)

-И еще, ЗРИ В КОРЕНЬ!

-Все остальные слова имеют древнее слово «лоп».(17 слайд)

Рефлексия.

-Какие слова поможет правильно написать древнее слово «лоп»?

-Что значило «плоское расширение», «лист»?

III. Практическое занятие. Составление словарных задач.

Работа над изучением нового словарного слова начинается с составления задач, целью которых является повышение уровня общей образованности учащихся, воспитание умения высказывать свои мысли, развитие нестандартного мышления. В этих задачах представлены сведения о происхождении слов, а также практические задания по составлению производных слов на основе полученных данных.

Творческая задача «Кто рано поет?»(18 слайд)

Ход занятия:

1) Создание ситуации непроизвольного интереса. Работа с заголовком.

-Что может издавать звуки?

-Кто или что может издавать музыкальные звуки?

-Напишите, как вы понимаете слово ПЕТЬ?

-Какие слова приходят на ум, когда мы думаем о слове ПЕТЬ (устная или письменная работа (составление ассоциативных цепочек слов, словосочетаний в группах или в парах)

Чтение или прослушивание заголовка задачи.

-О чем речь в задаче? О каком слове, как вы думаете?

2) Решение

Информация: русское слово ПЕТЬ означает «издавать голосом музыкальные звуки». Смысл этого слова сохраняется в названии домашней птицы. Какая это птица? Есть ли в вашей цепочке слов эта отгадка?

Проблемный вопрос:

-А звуки у петуха музыкальные? Почему вы так думаете? (В его крике можно проследить ритм, интонацию, длительность и даже сложить слово КУКАРЕКУ).

Задания:

-Подберите родственные слова к слову ПЕТУХ.

-Объясните написание безударной гласной в первом слоге. (19 слайд)

3) Рефлексия. Работа в парах

Задание:

-Придумайте «хитрый» вопрос или загадку к этому словарному слову. Вспомните, как выглядит петух, сказки, песенки о нем.

Например: это слово вскакивает на забор ранним утром и поет. (20 слайд)

IV. Заключительная часть. Таким образом, работа над словарными словами носит творческий характер, их запоминание является более успешным и интересным как для обучающихся, так и для самого учителя, а ошибки в написании слов моими учениками допускаются все меньше и меньше.

«Учите русский годы кряду

С душой, с усердием, с умом.

Вас ждет великая награда,

И та награда в нем самом» (Сабир Абдулла)

Публикации по теме:

Рекомендации родителям «Обогащение словарного запаса детей посредством игры» Рекомендации родителям «Обогащение словарного запаса детей через игру» Подготовила воспитатель Михайлова Наталия Владимировна МБДОУ «Детский.

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова» Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова» (УМК «Начальная школа XXI века») Аннотация.

Готовим ребенка к школе. Формирование словарного запаса Готовим ребенка к школе. Формирование словарного запаса Наряду с физиологической и психологической готовностью ребенка к школе очень важное.

Игры на развитие речи и увеличение словарного запаса ребёнка Киселева Ирина Васильевна Угадай, кто мой друг?Для этой игры понадобятся картинки с изображениями животных. Ребёнок выбирает карточку с.

«Широкая Масленица». Конспект мастер-класса в начальной школе с использованием художественного слова, ИКТ«Широкая Масленица». Конспект мастер-класса в начальной школе с использованием художественного слова, ИКТ Мастер-класс в начальной школе с использованием художественного слова, ИКТ на тему: «Широкая масленица». Воспитатель Селезнёва Т. М. Образовательные.

Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку? Родителей часто волнует вопрос: «Почему ребенок отстает от сверстников в речевом развитии?». Зачастую только мама может понять, что говорит.

Мастер-класс для педагогов «Игры и упражнения на развитие слоговой структуры слова» Цель: Создать условия для овладения воспитателями играми и упражнениями направленных на преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова.

Мастер-класс «Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса воспитанников» Обогащение словаря дошкольника- процесс долгий, требующий концентрации внимания, усидчивости и терпения. Однако сделать этот процесс проще.

Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей на музыкальных занятиях Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет.

«Активизация словарного запаса детей 3–4 лет». План самообразования Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Мечта" ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ воспитателя Храмовой Марии Сергеевны.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс «Этимология словарного слова»
Опубликовано: 2 апреля 2018 в 16:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД