Зульфия Аджиева
Мастер-класс «Этимология словарного слова»
▼ Скачать + Заказать документы
«Зри в корень»
Козьма Прутков
I. Вступление
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!
А. Шибаев
Современные школьники считают язык сложнейшей из наук, потому что не могут выучить многочисленные правила и столь же многочисленные исключения из них, не могут запомнить написание словарных слов. Может показаться, что исключений из правил и словарных слов гораздо больше, чем написаний, регулируемых орфографическими правилами. Словарные слова составляют огромный толстый словарь. И все их надо знать наизусть.
Публикация «Мастер-класс „Этимология словарного слова“» размещена в разделах
Школьникам трудно заучивать наизусть написания, которые не поддаются логике. Из урока в урок, повторяют ученики уже известные словарные слова и учат новые.
При первоначальном знакомстве со словом проводится основательная работа (2 слайд)
1. читаем слово, проговариваем его по слогам;
2. объясняем его значение (если не знаем значение слова, обращаемся к толковому словарю);
3. ставим ударение, подчеркиваем или выделяем другим цветом трудную букву, делим слова на слоги и на слоги для переноса;
4. подбираем однокоренные слова, составляем словосочетания, предложения с этим словом, подбираем синонимы, антонимы, загадки, поговорки, стихотворения с данным словом;
5. записываем слова в орфографический словарик.
То есть, проводим уйму действий с одной лишь целью- запомнить слово. Наблюдения показывают, что учащиеся, окончившие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Одна из причин этого видится в том, что работа над орфограммами ведется на уроках изолированно и бессистемно.
К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается только списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.
Третья причина заключается в особенностях памяти младшего школьника: на этапе знакомства и нескольких последующих уроков дети достаточно хорошо запоминают и пишут правильно слова с непроверяемыми орфограммами, а спустя время, встречая эти же слова в письменных работах, допускают ошибки.
«…Непроверяемые написания составляют 30-35% по отношению к проверяемым. Эти цифры говорят о необходимости и значимости работы с такими словами.» (3 слайд)
Многие авторы предлагает комплексную методику изучения словарных слов, включающую в себя наряду с традиционной моделью передачи знаний комплекс нетрадиционных методов и приемов запоминания непроверяемых написаний.
Все чаще учителя начальной школы используют в работе со словарными словами приемы мнемотехники.
Мнемотехника (от греч. mnm — память и tchn — искусство, мастерство(4 слайд) - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций, это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию.
Данная техника помогает преодолеть интерференцию орфографических навыков. Исследования указывают на ассоциативную связь словарных слов с этимологией, лексикой, словообразованием. (5 слайд)
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача найти новые эффективные пути запоминания словарных слов
Работа по правописанию словарных слов – сложная и кропотливая. Но и эту работу можно сделать интересной и увлекательной.
Выражение «зри в корень»(6 слайд) которое я использую сегодня как эпиграф, возникло как афоризм Козьмы Пруткова – поэта, придуманного братьями Жемчужниковыми и А. К. Толстым. Афоризм этот верен не только в своём общепринятом, обобщённо-метафорическом и фразеологическом значении – «Вникай в самую суть дела»(7 слайд, но и в другом, узко лингвистическом значении – «смотри в корень слова».(8 слайд) Отыскивая корень, мы касаемся самых глубинных и существенных признаков слова. А «зри в корень» в широком значении этого оборота позволяет объяснить и превратности орфографии слова, и тайны его происхождения. (9 слайд) Элементы этимологического анализа вводятся в работу с русскими словами, простыми по структуре. Частыми в употреблении и доступными учащимся по происхождению (берёза – восходит к слову белый, большой – к исконному боль –«сила», корова – к общеславянскому кор – «рог», кочан – к слову кочка, лягушка – к исконному ляга от лягать – «бить ногами», огурец от огур – «незрелый», пирог – к исконному пир).(10 слайд)
Этимологический анализ – эффективный приём обогащения словаря младших школьников. Этот прием может служить важным средством объяснения значений непонятных слов, относящихся к природоведческим, нравственным и эстетическим понятиям на уроках русского языка и чтения.
Этимологический анализ должен применяться как вспомогательный прием и проводиться с учетом возраста учащихся. В этом случае этимологические справки доступны младшим школьникам, воспринимаются им с большим интересом. При этом объясняемые слова усваиваются школьниками и по значению и со стороны правописания.
К сожалению, этимологический анализ довольно редко используется в начальной школе в орфографических целях. Причина в недостаточной оснащённости школ материалом, специально ориентированным на такой анализ. Поэтому, представленный ниже вид работ поможет учащимся закрепить полученные знания, умения и навыки в процессе словарной работы с опорой на этимологию.
Именно этот способ работы со словарным словом мне интересен.
Тайна происхождения слова.
II. Основная часть
Творческая задача «Где прячутся ЛОПЫ?»(11 слайд)
(12 слайд)
Сравнение:
-С чем можно сравнить большие уши?
-Большие уши-как что? (лопухи, листья, локаторы)
Анализ:
_Человека с большими, оттопыренными ушами так и называют: лопоухий, по-матерински ласково: лопушок, т. е. сравнивая с лопухом.
-Какая часть у слов ЛОПОУХИЙ и ЛОПУХ полностью совпадают, одинаковая? (13 слайд)
- «ЛОП»
Суждение.
-Используете ли вы в своей речи это слово? Сейчас такого слова в русском языке нет, это только часть других слов. А в Древней Руси лоп было словом.
ЛОП(14 слайд)
-Попробуем догадаться, что оно значило?
Подведение к информации. Аналогия.
-На что похож лопух по форме? (лапа, ладонь)
(15слайд)
- Вывод: древнее слово ЛОП могло значить что-либо из того, что мы назвали.
Проверка гипотезы.
- Проверим нашу гипотезу. Прослушайте информацию:
В древнем русском языке существовало слово ЛОП. Оно значило: «плоское расширение», «лист».
Определения.
Ищем, где спрятались «ЛОПЫ»?
Решение задачи, работаем с определением словарных слов.
«Четвертый лишний»
Лопата, хлопушка, лопух, лопасть. (16 слайд)
-По какому признаку можно исключить елочную хлопушку и что объединяет остальные слова? (форма)
-И еще, ЗРИ В КОРЕНЬ!
-Все остальные слова имеют древнее слово «лоп».(17 слайд)
Рефлексия.
-Какие слова поможет правильно написать древнее слово «лоп»?
-Что значило «плоское расширение», «лист»?
III. Практическое занятие. Составление словарных задач.
Работа над изучением нового словарного слова начинается с составления задач, целью которых является повышение уровня общей образованности учащихся, воспитание умения высказывать свои мысли, развитие нестандартного мышления. В этих задачах представлены сведения о происхождении слов, а также практические задания по составлению производных слов на основе полученных данных.
Творческая задача «Кто рано поет?»(18 слайд)
Ход занятия:
1) Создание ситуации непроизвольного интереса. Работа с заголовком.
-Что может издавать звуки?
-Кто или что может издавать музыкальные звуки?
-Напишите, как вы понимаете слово ПЕТЬ?
-Какие слова приходят на ум, когда мы думаем о слове ПЕТЬ (устная или письменная работа (составление ассоциативных цепочек слов, словосочетаний в группах или в парах)
Чтение или прослушивание заголовка задачи.
-О чем речь в задаче? О каком слове, как вы думаете?
2) Решение
Информация: русское слово ПЕТЬ означает «издавать голосом музыкальные звуки». Смысл этого слова сохраняется в названии домашней птицы. Какая это птица? Есть ли в вашей цепочке слов эта отгадка?
Проблемный вопрос:
-А звуки у петуха музыкальные? Почему вы так думаете? (В его крике можно проследить ритм, интонацию, длительность и даже сложить слово КУКАРЕКУ).
Задания:
-Подберите родственные слова к слову ПЕТУХ.
-Объясните написание безударной гласной в первом слоге. (19 слайд)
3) Рефлексия. Работа в парах
Задание:
-Придумайте «хитрый» вопрос или загадку к этому словарному слову. Вспомните, как выглядит петух, сказки, песенки о нем.
Например: это слово вскакивает на забор ранним утром и поет. (20 слайд)
IV. Заключительная часть. Таким образом, работа над словарными словами носит творческий характер, их запоминание является более успешным и интересным как для обучающихся, так и для самого учителя, а ошибки в написании слов моими учениками допускаются все меньше и меньше.
«Учите русский годы кряду
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда,
И та награда в нем самом» (Сабир Абдулла)