Татьяна Коколова
«Я в этом мире». Занятие по развитию умения самопознания для обучающихся среднего звена
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : изучение характеристик личности, развитие способности к самопознанию, самооценке.
Задачи:
- развивать способности любить и уважать себя и окружающих людей;
- помочь осознать ученикам свою индивидуальность;
- воспитывать ответственность за свой выбор;
- освоение социально приемлемых способов взаимодействия в классе.
Оборудование: презентация, спокойная музыка, альбомные листы, цветные карандаши, краски, ножницы (по количеству детей в группе, грецкие орехи (по количеству детей в группе, ткань голубая (1м, карточки с высказываниями.
Публикация «„Я в этом мире“, Занятие по развитию умения самопознания для обучающихся среднего звена» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Ход занятия.
1. Вступительная часть
Приветствие детей.
Разминка «Улыбка».
Психолог.
Поприветствуем всех присутствующих, Сейчас я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне, улыбнетесь друг другу и нашим гостям и подумаете, как хорошо что мы сегодня с вами вместе. Вдохните в себя свежесть сегодняшнего утра, тепло солнечных лучей. Зарядитесь положительной энергией, Пора начинать занятие.
Дети выполняют задание.
Психолог.
Сегодня мы будем говорить о личности, о личностных качествах, о взаимодействии между людьми. Мы живем с вами в мире людей. Важно знать свои качества и качества других людей. Итак, начинаем!
2. Основная часть.
Упражнение «Орехи».
Психолог. Возьмите себе по одному ореху. В течение одной минуты рассмотрите свой орех и запомните его особенности.
Затем Орехи перемешиваются. После этого каждый пытается найти свой орех.
Обсуждение.
Интересно узнать: что помогло найти свой орех.
Ответы детей.
Психолог. Все орехи, на первый взгляд, очень похожи. Давайте присмотримся внимательно, орехи очень разные и очень разные. Так и люди: в толпе все кажутся одинаковыми. Чтобы увидеть особенности человека, нужно потратить время. Присмотреться к нему.
О ценности ореха судят по тому. Что у него внутри. Он может быть зрелым, пустым, хорошим. Поэтому нельзя судить о человеке только по его внешнему виду («По одежке встречают, по уму провожают»). У ореха очень жесткая скорлупа. Она нужна, что бы защитить нежное ядро. Многие люди тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности. Они не могут сразу открыться, для этого должно пройти время.
Упражнение «Кто я. Какой я.»
Психолог. Вспомните сказку А. С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». У царицы было зеркальце, которое она время от времени спрашивала.
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее
Психолог. Представьте, что вы держите в руках такое волшебное зеркальце и оно дает ответ на ваш вопрос «Кто я». Возьмите свое зеркальце (лист в виде зеркальца) и ответьте на этот вопрос искренне, запишите ваши определения. Можно записать интересы, черты, характеристики начиная с «Я»…
Психолог. Если вы уже закончили, приколите листок бумаги на видное место на груди, затем давайте будем медленно ходить по классу подходить к друг другу, читать характеристики и останавливаясь общаться, например, задавать вопросы о написанных характеристиках.
Психолог. А теперь вернитесь на свои места и поделитесь своими впечатлениями.
Упражнение «Прекрасный сад».
Психолог. Сядьте поудобнее, можно закрыть глаза, и представьте себя цветком…Каким теперь, после того как все представили это, нарисуйте свой цветок.
Детям раздают бумагу, фломастеры, мелки. Участникам предлагают вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, раздает каждому участнику по булавке.
Психолог. Ткань – это поляна сада. Которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.
Обсуждение.
Психолог. Полюбуйтесь на прекрасную поляну цветов. Что вы заметили.
Ответы детей.
Психолог. Хотя и много цветов, всем хватило места, каждый занял только свое место. Каждый цветок имеет свою характеристику. И всем без исключения цветам нужны солнце и внимание.
3. Заключительная часть.
Рефлексия «Наши цветы»
Цель упражнения: рефлексия, обмен эмоциями, полученными в процессе тренинга, чувство единства.
Психолог. Перед вами три круга с надписями разного цвета. У каждого из вас есть по три лепестка разного цвета. Продолжите фразу или напишите пожелание на лепестках и прикрепите его с кружком соответствующего цвета, что бы получились цветы.
Психолог. Вот и подходит к завершению наше занятие. Все мы хорошо поработали. Лучше узнали друг друга. Посмотрите на нашу группу. Сколько в нас общего. Что нас объединяет.
Отвечают дети.
Литература:
1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. -М. : Совершенство,1998.- (Практическая психология в образовании).
2. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. -СПб. : Речь, 2007.-175с.
3. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. -СПб. : Издательство «Речь», 2004.-256с.