Костарнова Татьяна Николаевна
Конспект занятия в старшей группе «Казачья изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 77 "Золотая рыбка"
города Ставрополя
КОНСПЕКТ
проведения занятия - путешествия "Казачья изба"
в старшей группе № 1 "Золушка"
в рамках реализации педагогического проекта
"Обычаи и традиции русского народа"
Воспитатель: Т. Н. Костарнова
"Казачья изба"
Цель:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Казачья изба“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
познакомить детей с казачьей избой
Задачи:
- Продолжать расширять представления детей о традициях и обычаях русского народа.
- Воспитывать любовь и уважение к традициям и обычаям русского народа.
- Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою страну.
- Создать радостную, эмоциональную атмосферу у детей.
- Учить анализировать чем отличается обычная крестьянская изба от казачьей избы.
Интеграция образовательных областей:
"Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие".
Материалы: монитор, фото и видео презентации о быте русских людей.
Предварительная работа: рассматривание фотографий и иллюстраций, чтение художественной литературы.
Ход проведения
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости! Всегда рада гостям. Красному гостю - красное место. Приглашаю вас в казачью горницу. Погостите у нас, присаживайтесь.
Воспитатель: Расскажу я вам историю из далекого прошлого края в котором мы живем.
А кто знает как называется наш край? ( ответы детей: Ставропольский край.
Есть в Ставропольском крае два села. Называются они Красное и Старомарьевка. Находятся рядом с городом Ставрополем. Много лет назад на месте сел, Старомарьевка и Красное, были голые дикие степи. И поселились здесь: гордые, смелые, мужественные люди – казаки.
Казак означает «вольный человек». У казаков были свои обычаи и традиции. Некоторые из них сохранились и до нашего времени.
Воспитатель: Ребята вы хотите познакомиться с бытом казаков? Их традициями?
( ответы детей: Да, конечно)
Воспитатель: казаки жили в куренях. В горницах, так называли комнаты - на стенах висели ковры, фотографии, сабли казаков. В курене обязательно была печка - подземка, в ней казачки готовили еду. Она обогревала дом и была так устроена, что грела пол. Дверь в курень была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло холодного ветра. Входя в дом - нужно было кланяться. Там где было много куреней, образовывалась станица. Станицы строились вдоль речек и были хорошо приспособлены к защите от нападения.
Вы уже знаете о русской избе. Давайте назовем отличия казачьей избы от избы русской.
Вы все запомнили, предлагаю игру «Назови правильно»
(Проведение игры)
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста на экран. Вы видите фотографии женщин в красивой одежде. Это казачка. Казачками называли женщин, которые являлись женами, мамами или дочками казаков. Юбочку казачки носили длинную. Деталь на юбочке называлась оборочка. А на кофточке - рюшечка. Обязателен передник, который назывался запон. А платочек в руках и в танце, и в песне пригож. По праздникам казачки одевали кубелек - нарядное платье с красивым узором. На голове шлычка- небольшая шапочка.
Воспитатель: Казачки и маленькие и взрослые очень любили играть в игры. Вот и мы сейчас с вами поиграем в игру «Заря – зарница».
Становимся в кружок на лужок. Я буду «Зарей – зарницей». Вы стоите в кругу, а я хожу за кругом. До кого я дотронусь, тот должен бежать в обратную сторону и как можно быстрее занять свое место.
Заря-заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые,
Раз- два не воронь, беги как огонь!
(Проведение игры)
Воспитатель: Вот как мы славно поиграли. Присаживайтесь и продолжим дальше наше знакомство с бытом казаков.
Воспитатель: С казачкой познакомились. А казак, у нас какой удалой посмотрите. Во что же одет у нас казак?
Казак в шароварах, а на них нашиты лампасы. Это украшение на штанах.
по праздникам одевали красные шаровары, а каждый день носили синие. А вот рубашка у казаков называлась бешмет- запахивалась наглухо и застегивалась крючками. Поверх бешмета надевали черкеску. А на черкеске – газыри. Для чего они служили казаку? В них казак держал патроны. Что одевал казак на голову? - правильное название головного убора – папаха. В нее казак зашивал родную землю или иконку, когда шел защищать родную землю.
Так какой же казак без оружия. Как называется оружие казака? У казака оружие – шашка. Папаху и шашку казак не когда не терял. И был у казака верный друг, кто это? (ответы детей) Конь. Казак без коня не казак. Казаки любили свою родину, свою семью.
Воспитатель: Любили казаки играть в казачьи игры. Я предлагаю вам поиграть в казачью игру "Нагайка". Мальчики строятся в две команды, у первого игрока в руках Нагайка (веревка). необходимо добежать до обруча и сбить нагайкой кегли, затем поставить их возвратиться назад, передать нагайку другому участнику команды. Побеждает команда, которая заканчивает первой.
(Проведение игры)
Воспитатель: Вот сколько много нового и интересного мы сегодня узнали. Мы играли, размышляли, наблюдали. Вам понравилось наше путешествие сегодня?
( Ответы детей: Да, понравилось)
Воспитатель: А что именно каждому из вас понравилось я узнаю из ваших рисунков. Возьмите карандаши и листы бумаги и нарисуйте, что же вам запомнилось в нашем путешествии.