Наташа Тарасова
Проект на тему «Русская изба» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
на тему : "Русская изба" в старшей группе.
Умный сильный наш народ,
Свою землю бережет!
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Историю своей страны,
Конечно, дети знать должны!
А здесь начало и основа,
Ведь все всегда идет из дома.
Изба! В ней все так интересно.
Мы побывали там. чудесно!
Публикация «Проект на тему „Русская изба“ в старшей группе» размещена в разделах
Актуальность: Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому малышу — с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за детьми и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть — мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, а папа занимается ремонтом, строительством, т. е. занимается мужской работой. Создавая атмосферу национального быта используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми, мы получим возможность приобщения детей к духовной культуре, пробудим у детей основы национального самосознания, национальной принадлежности, приобщим к истокам народной культуры.
Цель: ознакомления детей с бытом русской избы и традициями русского народа; формирования представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта; закрепление знаний детей о русском устном и музыкальном фольклоре; воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с ее устройством. Изготовить макет русской избы. Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька, лавка, сруб.) Привить интерес к предметам старины. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.
2. Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры — драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок.). Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
3. Формировать художественно — эстетическую культуру во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.
4. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства. Воспитывать патриотические чувства.
Вид проекта : поисково - исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (6 недель.)
Участники проекта : Дети старшей группы, воспитатель, родители.
В процессе реализации проекта прогнозируется :
- Дети получат знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве;
- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;
- обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;
- дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;
- Воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
1 Этап: Подготовительный
- сбор информации, подготовка наглядного материала, изучение литературы по музейной педагогике.
- консультации для родителей «Быт и традиции русского народа», изготовление поделок.
- подбор дидактических игр («В русской горнице», «Укрась избушку узором»).
2 Этап: Основной
- работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение бесед «Что такое русская изба», беседа о русском быте;
- чтение художественной литературы, загадки о быте, пословицы о труде
- работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей);
- разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, песен, русских народных игр «Ворота», «Плетень».
- с/р игры «Дочки матери».
- п/и «Жмурки», «Гуси – гуси», «Ручеёк»
- Тематические занятия «Быт русских людей», «Хлеб всему голова».
- игры – драматизации «Теремок», «Заюшкина избушка».
- Художественное творчество: Лепка «Русская изба», «Посуда».
Аппликация «Русская изба».
Рисование «Посуда», «Роспись Матрёшек».
- Музыкальная деятельность: слушанье песен «Как у наших у ворот», «Мы давно блинов не ели», разучивание частушек.
- Экскурсии в краеведческий музей.
3 Этап: Заключительный:
- анализ полученных данных
- презентация «Русская изба»
- развлечение «Посиделки у самовара»
Мероприятия с родителями.
1. Изучение литературы, информации интернет - ресурсов.
2. Консультации для родителей:
- «Как люди на Руси жили?»
- «Предметы быта дедушек и бабушек»
3. Изучение познавательной литературы на тему «Русская изба.» Подбор и изучение экспонатов, информации, литературы собранных родителями.
4. Анкетирование родителей по теме: «Русская изба».
5. Экскурсия в «избу».
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Книжный уголок: рассказы и сказки «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин».
Музыкальный уголок: деревянные ложки, погремушки, колокольчики, гармошки.
Центр с/р/ и: «Встречаем гостей» (чайная посуда, игрушечные изделия: баранки, крендельки).
Центр продуктивной деятельности: Материалы для рисования, лепки, художественного труда.
Подведение итогов по реализации проекта.
Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину.
Расширились знания воспитателей о русской народной культуре, что позволяет им свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий материал (потешки, загадки, сказки, былины и т. д.) с учетом возраста детей, появился интерес к русской народной культуре, желание передавать свои знания детям и их родителям.
Анализ проведённой работы показал перспективность развития данного направления работы с воспитанниками детского сада, поэтому данный проект будет продолжаться в текущем учебном году.
Литература
1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2010.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н, Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.