Шильникова Ольга Николаевна
Конспект итогового занятия по развитию речи «Спешим на помощь Буратино» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Программное содержание:
Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в составлении приложений, описательного рассказа по игрушке «Буратино». Считать слоги в словах.
Воспитывать любовь к родному языку.
2. Словарная работа:
Буратино, золотые, монеты, кот Базилио, лиса Алиса, сундук, черепаха.
3. Методические примеры:
Публикация «Конспект итогового занятия по развитию речи „Спешим на помощь Буратино“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- «Буратино»
- Темочки
Игровая ситуация, рассказывание по игрушке, дидактические упражнения, динамическая пауза (с элементами гимнастики глаз и звукоподражания)
4. Оборудование:
Письмо с заданиями, разрезная картинка (пазлы, Буратино-игрушка, картинки для упражнений по делению слов на слоги, три карточки с одним, двумя и тремя слогами, схема-алгоритм составления рассказа по игрушке, сундук с ракушками, шишками, каштанами, черепаха, пять золотых монет, корзина с угощением.
5. Предварительная работа:
Чтение отрывка сказки, «Золотой ключик, или приключения Буратино» Толстой А. Н. ; просмотр мультфильма «Приключение Буратино», рассматривание иллюстраций.
6. Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Ход занятия:
Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями. Дети, мы с вами в течении года добросовестно трудились, учились правильно произносить звуки, красиво строить предложения, сочинять интересные рассказы. Давайте вспомним наше правило: «Говорим всегда красиво. Четко и не торопливо. Вспомним обязательно все, что узнали на занятиях.» (хором с детьми)
- Сегодня, когда я зашла в нашу группу, обнаружила на столе письмо от одного сказочного героя. Догадываетесь от кого? Нет? Вам подсказка:
- У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто-же это?. Буратино!
- Ребята, у Буратино пропали его пять золотых монет, на которые он хотел купить «новую куртку папе Карло, леденцовых петушков на палочках». Мы должны выяснить, кто забрал у Буратино золотые монеты и найти их.
- А для этого нам необходимо выполнить задания, но задания не простые. Те, кто забрали у Буратино золотые монеты совершенно не грамотные, не умеют правильно говорить и задания запутанные.
- Поможем Буратино? Согласны, ребята?
- Для начала вспомним чистоговорки:
Дидактическое упражнение «Чистоговорка»
Ло-ло-ло – на улице тепло;
Ли-ли-ли – прилетели журавли;
Лу-лу-лу – стол стоит в углу;
Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
Оль-оль-оль – мы купили соль.
Лю-лю-лю – маму милую люблю.
- А теперь вспомним звуки, которые мы знаем. Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других. Слушаем внимательно.
Дидактическое упражнение «Найди звук»
- В шалаше шуршат мыши.
- Ужа ужалила ужица, ужу с ужицой не ужиться.
- На горе Арарат растет крупный виноград.
- Молодцы, потренировались, вспомнили. А теперь переходим к заданиям. Я говорю вам слово, а вы называете его множественное число, но не забывайте, что сказочные герои попытаются нас запутать, будьте внимательны. Образец – таракан-много таракашек, правильно? (нет)
1 задание: дидактическая игра «Один-много»
- Кот-много котов
- Лиса-много лис
- машина-много машин
- муравей-много муравьев
- дом-много домов
- сын-много сыновей
- дочь-много дочерей
- Какие вы молодцы и умницы, за это мы получаем кусочек пазла с изображением тех, кто забрал у Буратино пять золотых.
- Следующее задание:
Я говорю вам слово, а вы подберите к нему слово с противоположным значенем.
2. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».
Образец – большей-зеленый. (Правильно здесь написано или нет? Конечно, нет, правильно будет – маленький)
- День-ночь
- Мягкий-твердый
- Легкий-тяжелый
- Чистый-грязный
- Зло-добро
- Светлый-темный
- Сидеть-стоять
- Мороз-жара
- Опять вы ответили правильно, за это мы получаем еще один кусочек пазла. А теперь отдохнем.
- Динамическая пауза «Медведь по лесу бродит» (с элементами гимнастики глаз и звукоподражания)
- Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит.
(Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками)
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет
(изображать, как медведь достает и ест мед)
Облизывает лапу
Сластена косолапый
(имитировать, как медведь облизывает лапу, стараясь далеко высунуть язык и двигая им снизу вверх)
А пчелы налетают, сердятся,
Жужжат, медведя прогоняют.
( звукоподражание: «жжжж». Отвести руку вперед и по очереди касаться указательным пальцем носа, щек и т. п.)
А пчелы жалят мишку
Не ешь наш мед воришка!
(водить указательным пальцем перед лицом и прослеживать за движением пальца глазами стараясь не поворачивать головы)
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу
(ходьба в «перевалочку»)
Ложится, засыпает
И пчелок вспоминает.
(сесть на место, положить руки под щеку)
(И. Лопухина)
3. Дидактическая игра «Назови три слова».
- Я говорю вам обобщающие понятия, а вы подбираете к нему три подходящих слова.
Образец: Ягоды – укроп, полынь, петрушка. Правильно? А как нужно? (малина, клубника, вишня)
- Транспорт-машина, троллейбус, трамвай.
- Одежда-брюки, шорты, блузка.
- Животные-волк, лиса, заяц.
- Посуда-тарелка, ложка, стакан.
Какие вы молодцы, все правильно ответили, хотя нас постоянно хотят запутать, получаем еще один кусочек пазла, составляем картинку.
- Все карточки перепутанные, нам нужно правильно разложить картинки с карточками (встали за столы).
4. Дидактическое упражнение «Сколько слогов»
Детям предлагается три карточки с одним, двумя, тремя слогами и картинки животных, одежды, предметов мебели и др. нужно разделить картинки по карточкам со слогами.
- Какие вы молодцы, опять правильно составили, получаем еще один кусочек пазла, составляем картинку.
Дети садятся на стулья.
5. – Ребята, посмотрите, а вот и сам Буратино, не удержался и пришел вместе снами отыскать свои золотые монеты. Только он совсем загрустил, давайте мы его развеселим и составим о нем рассказ. Вот по этой схеме (алгоритм описательного рассказа)
1) Это кто (что?
2) Какого цвета игрушка?
3) Какой она формы?
4) Какого размера игрушка?
5) Назови ее детали.
6) Из какого материала сделана игрушка?
7) Как с этой игрушкой можно играть?
- Вот наконец, мы сделали все задания и получаем последний пазл и можем догадаться, кто изображен на картинке. Кто это ребята? Конечно же кот Базилио и лиса Алиса, они забрали у Буратино пять золотых монет. Но монеты мы ребята еще не нашли.
- Осталось последнее задание в письме, в котором указано место, где спрятаны пять золотых, но в нем опять много ошибок, слушаем и исправляем.
- Тот сундук стоять не далеко не близко.
Охраняет сундук черепаху
Сундук стоит над черепахой.
- Три стола мы проходим, ничего мы не находим. Поверните вы налево и идите, видим дверь, открываем и сундук волшебный здесь (под большей черепахой стоит сундук с) Дети ищут монеты.
- Нашли мы сундук, но золотых монет не видно, их нужно найти. Ищем и считаем 1,2,3,4,5. Молодцы ребята, нашли все пять монет для Буратино. А он и не сомневался, что мы ему поможем, поэтому сразу принес нам подарок (угощение).
Раздаю угощение, благодарю Буратино.