Наталья Дзява
Конспект итогового занятия по развитию речи и грамоте в подготовительной группе «Встреча зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
образовательные:
-закрепить знания детей о зимних явлениях, месяцах;
- закреплять умение подбирать к существительному несколько прилагательных и
глаголов;
- закреплять знания о гласных и согласных звуках;
- упражнять в умении делать звуковой анализ слов;
-закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы
существительных;
- упражнять в умении слышать определенный звук и находить его в начале,
Публикация «Конспект итогового занятия по развитию речи и грамоте в подготовительной группе „Встреча зимы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
середине и конце слова;
- упражнять в определении количества слогов;
-закреплять умение подбирать антонимы к словам;
-упражнять в образовании родственных слов;
- закреплять грамматический строй речи;
- расширять словарный запас детей;
- расширять диапазон двигательной активности детей;
Развивающие:
- развивать диалогическую речь;
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
- развивать внимание, слуховое восприятие, логическое мышление, память.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, наблюдательность;
- воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, умение работать сообща.
- воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: конверт, магнитная доска, картинка зимы, снежинки, снежок, ларец с леденцами.
Раздаточный материал: фишки для звукового анализа слов, карточки с предметными картинками.
Ход НОД
1. Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Дети: Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
–Доброе утро!
Воспитатель: А теперь возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу и гостям.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принёс нам конверт -
Зима прислала нам письмо, в снежинках-звездочках оно.
Так начинается письмо: "Я не была у вас давно. "
Красивый почерк у Зимы, письмо читаем дальше мы:
"Пора нам встретиться, друзья, вам без меня прожить нельзя.
Как на санях не покататься? Как не слепить снеговика?
Ну как, ребята, вам остаться без снежной горки, без катка?
Я белоснежная Зима, я вам построю терема
И сад, и лес посеребрю, большую ёлку подарю.
Задания выполнить мои, вы без труда легко должны
Тогда мы встретимся друзья, в лесу среди сугробов прячусь я…
Воспитатель: Ребята, вы хотели бы встретиться с волшебницей-Зимой? Нам нужно её найти, чтобы она смогла вступить в свои права. Если мы преодолеем все препятствия, то Зима придет к нам снежная, морозная со всеми своими зимними забавами. Вы готовы к разным трудностям, которые встретятся нам в пути? Тогда нам нужно поспешить. На чём удобнее всего добраться до леса? (ответы детей). Я предлагаю вам прокатиться на лыжах. Строимся друг за другом, как настоящие лыжники.
Мы на лыжах в лес идём,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога. (Дети проходят круг, имитируя ходьбу лыжников).
Воспитатель: Ну вот мы с вами и в лесу. Прислушайтесь, какая тишина: не слышно птичьих голосов, только скрипит под ногами искристый снежок.
Мы должны подготовиться к встрече с Зимушкой, давайте вспомним, что мы знаем о ней…
Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются?
Дети: (декабрь, январь, февраль)
Воспитатель: А сейчас какой месяц?
Дети: декабрь
Воспитатель: Теперь давайте вспомним: что бывает зимой? Какие природные явления?
Дети: иней, мороз, метель, вьюга, стужа, снег.
Воспитатель: Какой бывает снег?
Дети: лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, рыхлый, непрозрачный)
Воспитатель: Что снег делает? (идёт, падает, кружится, ложится, лежит, сыплется, блестит, искрится, тает)
Воспитатель: Каким бывает ветер?
Дети: сильный, ледяной, холодный, порывистый, морозный, студёный.
Воспитатель: Что происходит зимой на водоёмах?
Дети: Водоёмы замерзают, покрываются льдом.
Воспитатель: Молодцы ребята, я думаю Зима довольна.
2. Основная часть:
Воспитатель: А вот первая снежинка и задание Зимушки-Зимы. Послушайте пожалуйста стихотворение:
Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск воды.
А еще есть звуки речи, мы их точно знать должны.
Звуки четко произносим, слушаем внимательно,
Будем четко говорить, произносить старательно.
-О чем говорится в стихотворении?
Дети: О звуках.
Воспитатель: Что же такое звук?
Дети: То, что слышим, произносим, но увидеть, написать не можем.
Воспитатель: Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть, как называются такие звуки?
Дети: Гласные.
Воспитатель: Какими фишками обозначаем гласные?
Дети: красными.
Воспитатель: Давайте вспомним как называются звуки, которые мы не можем пропеть?
Дети: Согласные.
Воспитатель: Какие бывают согласные?
Дети: Твердые и мягкие.
Воспитатель: Какими фишками мы их обозначаем?
Дети: Твердые согласные- синими, мягкие согласные- зелеными.
Воспитатель: Выполните пожалуйста звуковой анализ слов: СНЕГ, ЗИМА, МОРОЗ (дети выполняют звуковой анализ слов)
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. Давайте прочтём следующее задание красавицы Зимы. Д/и «Назови ласково».
Я буду бросать вам волшебный снежок и говорить слово. А чтобы снежок вас не заморозил, надо быстро сказать это слово ласково и бросить снежок мне.
(снег-снежок, зима – зимушка, метель – метелица, снеговик- снеговичок, снежинка – снежиночка, ветер – ветерок, лёд – ледок, сосулька – сосулечка, мороз – морозец, облако – облачко).
Д/и «Где спрятался звук?»
Воспитатель: Перед вами на столе карточки с картинками в названии которых есть звук [С] Вам нужно определить его место в слове: в начале, середине или в конце слова и поставить фишку в первую, вторую или третью клетку. (У каждого ребёнка карточка: санки, месяц, глобус, фасоль, стакан, лес, сапог, колос, сугроб, носок, автобус, сундук, посылка, сумка, бусы)
Дети выполняют задание.
А теперь каждый своё слово разделит на слоги. Хлопая в ладоши.
Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием быстро справились!
Физкультминутка:
Ели за окном стоят,
В небо синее глядят. (Потягивания — руки вверх.)
Ветки в стороны торчат, (Потягивания — руки вперёд.)
Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Белки прыгают по ёлкам,
Собирают белки шишки.
Не пугают их иголки —
Белки — ловкие малышки. (Прыжки.)
Мы под ёлками сидим
И на белочек глядим. (Присели.)
Ветер дует ледяной (Дети машут руками.)
И вздымает снега тучу.
Он суровый и могучий. (Дети крутят руками.)
Зайцы прячутся в кустах.
Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит, (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа. (Потягивания — руки в стороны.)
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки вверх.)
Скачет по полю лиса. (Прыжки.)
Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба.)
И домой к себе вернёмся. (Дети садятся.)
Воспитатель: Ребята, волшебница Зима просит вас подобрать родственные слова
Д/и «Подбери родственные слова»
Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …
Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье … .
Мороз – морозный, морозить, замораживать … .
Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед …
Воспитатель: Правильно, молодцы ребята и с этим заданием Зимушки-Зимы вы справились!
Предлагаю поиграть с мячом, встаньте в круг, кому мяч попадет, тот назовет слово, противоположное по смыслу. (Игра «Наоборот»)
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь (низко)
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь (близко)
Скажу я слово «потерял» и скажешь ты (нашел)
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты (храбрец).
Теперь «начало «я скажу, ну отвечай (конец).
А еще я говорю- веселый-…грустный
Высокий-…низкий
Старый-…молодой,
Длинный-…короткий,
Широкий-…узкий,
Близко-….далеко,
Тяжелый-…легкий,
Голодный-…сытый,
Жарко-…холодно,
Темно-…светло
Воспитатель: Молодцы, весело мы играли и задание выполняли. А сейчас, надо быть очень внимательными. Я буду читать слова, а вы из этих слов составьте предложения.
1. Холодная, зима, наступила. (Наступила холодная зима).
2. Покрылась, льдом, речка, толстым. (Речка покрылась толстым льдом).
3. Выпал, снег, белый. (Выпал белый снег).
4. Щеки, мороз, за, щиплет. (Мороз щиплет за щеки).
5. Из, дети, горку, снега, сделали. (Дети из снега сделали горку).
6. Снежки, ребята, в, играют. (Ребята играют в снежки).
3. Заключительная часть:
Зима: Молодцы ребята вы действительно много знаете и умеете. Я очень рада нашей встрече! Спасибо, что нашли меня и теперь я могу вступить в свои права. А за то, что вы преодолели все трудности и выполнили мои задания, хочу подарить вам ларец со сладкими леденцами.
А мне пора идти осыпать деревья серебром, покрывать землю снежком, белоснежным ковром. До свидания ребята!
Воспитатель: Спасибо Зимушка-Зима, приходи к нам ещё в гости!
Дети: До свидания!