Шляндина Маргарита
Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять знания детей по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Посуда».
Задачи:
1. Активизировать словарный запас по темам: «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Посуда». Закреплять обобщающие понятия, упражнять в классификации.
2. Отрабатывать умение ориентироваться в пространстве, определять местоположение предметов; правильно употреблять предлоги: на, под, перед, за.
Публикация «Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
3. Упражнять в: образовании существительных в форме родительного падежа, единственного числа (с предлогом и без); Образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением; Образовании относительных прилагательных по темам «овощи», «фрукты», «посуда», «мебель»; Составлении предложений по опорным схемам:
Сущ. в И. п. + гл. + предлог + сущ.
Сущ. в И. п. + гл + сущ.
4. Закреплять умение составлять рассказы-описания об овощах и
Фруктах с опорой на схему.
5. Развивать внимание, зрительную память, целостность
зрительного восприятия; развивать мелкую моторику пальцев
рук.
6. Поддерживать интерес к логопедическим занятиям.
Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Оборудование: Игрушечная мебель, кукольная мебель, посуда, игрушечная посуда, игрушечный телефон, муляжи фруктов и овощей, картинки фруктов и овощей; мячики, игрушечная ворона, костюмы Буратино, Мальвины, зайчика; макет лестницы, круглый стол, квадратный стол, картонные тарелки (разрезанные, чудо-дерево.
Материал: Карточки, картинки, схемы предлогов, рассказа-описания.
НОВОСЕЛЬЕ
1 Орг. момент.
Дети входят в зал за логопедом.
- Дети, посмотрите, как у нас сегодня много гостей. Поздоровайтесь.
(У логопеда звонит телефон (игрушечный)
- Мне пришло сообщение для всех нас. Послушайте: «Дорогие ребята, я, наконец-то прогнал Лисичку из своей избушки и приглашаю вас к себе на новоселье». Подпись: «Зайчик».
-Пойдём к зайчику на новоселье? У него домик новый, пустой. Я предлагаю обустроить ему домик: подарить мебель, посуду. Согласны?
П Основная часть.
- Где мы можем приобрести мебель, посуду? (В магазине)
- Девочки и мальчики! Смело топайте вперёд,
Зайка нас всех в гости ждёт!
1. Дети шагают под музыку. Останавливаемся перед мебелью.
2. Из числа детей выходит Буратино.
а) Буратино: Я дружок ваш, Буратино,
В мячики играл с Мальвиной.
Мячики все разбежались
И куда-то потерялись.
Где какой был, отвечайте,
Быстренько их доставайте.
Логопед: Поднимите руку, кто видит мячик. Где мячик? (На диване) Бери его, клади в корзину.
б) Буратино: Мячик тихо тут скакал,
Эту мебель поломал.
Без чего она
Ждать ремонта должна?
( Картинки: стул без ножки, шкаф без дверцы)
в) Буратино: Какая вам мебель нужна? У меня есть большая и маленькая.
Логопед: Зайчику нужна маленькая мебель. (Показывает на игрушечную)
Я выбираю креслице, теперь вы выбирайте и называйте.
- Спасибо тебе, Буратино. Дети, несите мебель в корзину.
г) «Лесенка»
- Чтобы отправиться дальше, нужно подняться по лесенке.
По ступенечкам шагайте,
Предложения составляйте!
(Кто? – Что делает? – Короткое слово-помощник – Название мебели)
2
- Кто на первой ступеньке? (Буратино)
- Поднявшись на вторую ступеньку, нужно сказать, что делает Буратино.
- На третьей слово-помощник.
- На четвёртой название мебели.
- Поднимитесь по лесенке, скажите предложение.
(Например, «Буратино спит на кровати»)
3. ( Перед детьми два стола: на квадратном стоит столовая посуда (большая тарелка, мелкая тарелка, бокал, ложка, вилка, нож, хлебница, солонка); на круглом – чайная посуда (блюдце, чашка, чайная ложка, сахарница, конфетница, чайник); на полке: сковорода, ковшик, чайник, кастрюля.)
Детей встречает Мальвина.
а) Мальвина: Здравствуйте, ребята!
Чашки, кастрюли, тарелки на столиках стоят.
Что ребята выбрать из этого хотят?
Логопед: Зайчик нас пригласил на обед. С какого стола мы возьмём посуду для обеда? (С квадратного) Назовите её.
- А на круглом столике для чего посуда? (Для чая) Назовите её.
- Зайчику ещё нужна посуда, в которой он будет готовить. Здесь есть такая посуда? (на полке) Назовите её.
- Для чего нужна сковорода? (Чтобы жарить)
-Для чего кастрюля?
- Для чего ковшик?
- Для чего чайник?
- Из чего сделана? (из железа) Значит она какая? (железная…
б) Мальвина: Ой-ой! Ворона! У неё в клюве какой-то пакет!
(Ворона роняет пакет. Мальвина высыпает из него «расколотые» пластиковые тарелки)
- Ворона разбила мои любимые тарелочки. Ребята, помогите мне их собрать.
(Дети собирают из частей 3 тарелки)
в) «Ступеньки»
- Девочки и мальчики,
По ступенечкам шагайте,
Предложения составляйте!
(Кто? – Что делает? – Предметы посуды)
3
4. Звонит игрушечный телефон.
Логопед: Минуточку, ребята, на наш телефон опять пришло сообщение. Это от Зайчика! Он пишет: «Ребята, идите мимо сада и огорода и соберите урожай.»
а) Физминутка «Мы по саду шли»
Мы посаду шли, к яблоне пришли.
Будем яблоки мы рвать и в корзины собирать.
Мы по саду шли, к груше пришли.
Груша так высока, не дотянуться без прыжка.
Мы по саду шли, клубнику нашли.
Ягода поспела, снимай её смело.
Мы по огороду шли, и капусту там нашли.
Руби, не зевай. Мешок полон набирай.
Мы по огороду шли и морковку там нашли.
Подойди к ней, наклонись, дергай, дергай, не ленись.
Мы по огороду шли и картошку там нашли.
Бери лопату и копай. Ох! Весь собрали урожай!
б) «Чудо дерево»
Логопед: Наш Зайчик – любитель-садовод.
А В его саду смешное Чудо-дерево растёт.
Что за овощи и фрукты созрели на нём?
Растут ли овощи и фрукты на дереве одном?
Дайте срочно мне ответ: Так бывает или нет?
- Где растут овощи?
- Где растут фрукты?
- А разные фрукты могут расти на одном дереве?
- На чём растут яблоки? (груши? мандарины?.)
- Давайте снимем с Чудо-дерева урожай и разложим по корзинам. В эту корзину несите овощи, а в эту – фрукты.
(дети раскладывают овощи и фрукты по корзинам)
- Проверим.
(дети называют, логопед кладёт на пол)
4
в) Логопед: Смотрите, опять ворона прилетела. Ой! Она схватила что-то. Наверное, хочет с нами поиграть в игру «Чего не стало»
(Ворона забирает по одному предмету, дети говорят, чего не стало)
- Спасибо, Ворона, за игру! Угощайся горошком.
- Давайте сложим овощи в корзину. А что из них можно приготовить?
(суп, салат, пюре, рагу)
- Теперь уберём фрукты. Что чаще всего готовят из фруктов? (сок)
- Сок из апельсина какой?
(яблоко, груша, слива, вишня, персик, абрикос, виноград)
г) «Лесенка»
- По ступенечкам шагайте, предложения составляйте.
(Кто? – Что делает? – Название овоща, фрукта)
5. Логопед: Ребята, Зайка любит отгадывать загадки. Давайте приготовим ему сюрприз: загадки об овощах и фруктах.
(Логопед раздаё т детям муляжи: морковь, лук, лимон, яблоко, груша, банан, мандарин.)
Зайчик: Здравствуйте, друзья! Я вас давно жду!
Логопед: Ребята приготовили тебе твои любимы загадки.
Зайчик: Ой, как я рад!
(Дети загадывают загадки (рассказ-описание по схеме, Зайчик отгадывает)
Ш Итог.
Логопед: У нас для тебя есть ещё подарки? Какие, ребята? (посуда, мебель)
Зайка: Спасибо! А вот угощение для вас!