Екатерина Бессонова
Конспект итогового занятие по теме «Знакомство с укладом и бытом людей на Руси» с использованием ЭОР
▼ Скачать + Заказать документы
Из древних чудесных камней мы сложим ступени грядущего
«Человеку, не умеющему понимать, прошлое нельзя мыслить о будущем»
Н. Рерих
Конспект итогового занятие по теме «Знакомство с укладом и бытом людей на Руси» с использовании эор
Цель: Знакомство с укладом жизни, бытом на примере жителей древнего Новгорода
Публикация «Конспект итогового занятие по теме „Знакомство с укладом и бытом людей на Руси“ с использованием ЭОР» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Задачи:
• - формировать представление об особенностях жизни русского человека.
• Знакомство с лучшими национальными качествами: доброта, трудолюбие, открытость, гостеприимства, хлебосольства.
• - развивать способности узнавать знакомые предметы на полотнах художников, обстановку дома в музейных экспозициях.
• - воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим.
• Развивать речь за счет слов обозначающих предметы быта, внешний и внутренний вид деревенской избы», понятие «Красный угол»
• Закреплять знания народных сказок.
Материал: эос - презентация, бабушка сказительница, предметы быта, загадки, потешки.
Предварительная работа :
Чтение р. н. сказок, оформление патриотического уголка «Жизнь на Руси в старину», создание выставки: «Предметы быта в старину»
- Разучивание с детьми русские народные песен, хороводные движения.
Организация: Дети сидят полукругом, в центре стол с ширмой.
Ход: Воспитатель: Сегодня мы отправимся на машине времени в прошлое. Звучит р. н. лирическая музыка. Дети делают 3 оборота вокруг себя, садятся. Открывается ширма с обстановкой избы и кукла Бабушка. – Здравствуйте, детишки. Рада вас видеть в своей избушке. Садитесь на лавку, слушайте сказку.
• «Жили – были Дед да Бабка, мамка да папка и детишки Мишенька да Машенька.
• Жили они на деревенской улице в древнем Новгороде, как и в других городах Руси, дома бы6ли деревянные - из брёвен. Стволы деревьев зачищали топорами, вырубали по краям углубления и собирали из них стены. Окна делали небольшие, высоко от земли. Украшали их расписными наличниками.
• Плотник без топора, что изба без угла.
• Не бравши за топор, избы не построишь.
• Из - за длительных холодных погод, все подсобные помещения располагались под одной крышей: хлев, где животные жили, курятник, телеги, да сани. В подполе овощи, соленья – капуста, яблоки мочёные. А на втором этаже в сенях: ступки, сундуки, горшки, чугунки, все что в доме пригодиться.
• Мама с вечера муки в ступе натолчет и поставит тесто для хлеба. Утром с первыми петухами встанет, печку затопит (Чем) – дровами. и хлеб в печь на лопате печься отправит.
У нас печка высока.
Сел на лавку, глядя в печь
У нас лавка широка!
У нас печка высока!
Сел на лавку, глядя в печь.
Жучка пышки будет печь
• Хлеб испечется, тут и вся семья встанет, из умывальника умоется, поест да за дела примется. Мужчины, - рубить дрова, скотинку пасти, в поле работать А наш хозяин в кузнице работал. Детишки ему обед носили, да помогали. А, женщины – скотинку кормить (каких домашних животных вы знаете, Воду из колодца носили женщины на коромысле
• Во все времена люди селились рядом с источниками воды: собирали дождевую воду,
- озёра, реки,
- колодцы.
Загадка: Где вода столбом стоит?
она воды принесет из колодца,
Колодезной воде приписывали различные целебные свойства.
Странники, чей путь проходил мимо колодца, набирал во флягу воду, веря, что она приведёт его к следующему источнику воды.
• А хозяйка в доме уберет, и детки ей обязательно помогают крынки, плошки, помыть. Самовар растопить, чтоб горячим чаем напоит. Тот дом красив, который чист.
• А дитятки маленькие играют в деревянные лошадки, что деда вырезал, а девочки бусы из косточек, да посудка, как у маменьки, только маленькая, учатся взрослым помогать.
• Давайте и мы отдохнё м и поиграем: П. и «Плетень» - дети становятся в ряды с переплетёнными руками с 4- х сторон. Под медленную музыку идут навстречу друг другу и кланяются, под быструю музыку – расцепляются и танцуют. Когда музыка замолчит – чья сторона, быстрее построиться и не перепутает состав.
• Гости придут их радостно встретят, в красный угол посадят, стол накроют (все на стол мечи, что в печи)
Красный угол. Жилое помещение православного христианина считается символом православного храма, так и красный угол – это аналог алтаря. Самое важное и почетное место в доме.
Вечер наступит, все в доме соберутся. Скотинка в хлеву отдыхает, куры на насесте спят. Зажжем лучину – светец. Светец - подставка для лучины, освещающий жильё.
• От дневных дел отдохнуть, да другими заняться : бабушка прядет, мама шьёт, дед лапти плетет, папа лошадки сыну из дерева вырезает. А дети лежат на печи да бабушкины сказки слушают.
• Можно и письма написать, В древности писали на бересте. В Новгороде нашли множество берестяных писем, записок.
• Но если враг придет, то и его встретят. Соберутся мужчины вместе наденут на себя кольчуга да шлем, возьмут колчан со стрелами, булаву. И прогонят гостей непрошеных.
• По выходным в церковь ходили богу помолиться, новости узнать. Колокол на колокольне вестником был и о беде предупредит набатом, и о радости – перезвоном.
• Так и жили - поживали и добра наживали.
- Встали, покрутились вокруг себя. Ну, вот машина времени вернула нас из прошлого в современность.
Вам понравилось? Что запомнилось?
Вы можете взять листы бумаги, краски, карандаши и нарисовать, что вам понравилось и запомнилось.