Венера Альбекова
Конспект итогового родительского собрания в группе старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового родительского собрания в группе старшего дошкольного возраста (6–7 лет)
Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Мы все заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – это и есть цель сегодняшнего разговора.
Публикация «Конспект итогового родительского собрания в группе старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В рамках закона об образовании вышел «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования", коротко – ФГОС. И он вступил в силу с 1 января 2014г.
Стандарт дошкольного детства — это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его обучения. Почему вдруг ученые взялись за разработку стандарта дошкольного образования? Потому что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования — такого не было никогда, т. е. раньше дошкольный возраст рассматривался как одной из ступеней для подготовки детей к школе. Сейчас дошкольный возраст сам по себе ценен. Сущность изменения касается модели образовательного процесса. Из неё напрочь нужно искоренить учебную модель. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие — стоит во главе угла. Развивать нужно по средством доступного для их возраста деятельности — игры. В результате весь образовательный процесс будет встроен в игру и дети сами того не замечая будут обучаться. Так же в тексте ФГОС нет того понятия занятия, каковым оно было ранее. Однако это не обозначает переход на позиции попустительства. Мы занимаемся с детьми, но само понятие занятие сейчас рассматривается как занимательное дело, образовательный процесс, развивающая деятельность, без отождествления её с занятием как формой учебной деятельности. В стандарте учитываются индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка, связанные с его жизненной ситуацией, интересами и состоянием здоровья.
Изменения касаются также позиции взрослого. Взрослый взаимодействует, но взаимодействие рассматривается не в формальном контексте (я в группе, я контролирую, делаю замечания, поучаю) а в сущностном – партнёрство. Взрослый взаимодействует с детьми: вместе ставит цели, вместе действует для достижения этих целей и вместе оценивает тот продукт, что получился на выходе.
Структура системы образования.
В РФ выделяются уровни образования:
Первый – Дошкольное образование (впервые) является первым самостоятельным уровнем общего образования;
Второй – Начальное общее образование;
Третий – Основное общее образование;
Четвертый – Основное среднее образование;
По сути что такое ФГОС – это требования которые прописаны в программе и каждый воспитатель работает по этой программе.
(показать родителям нашу рабочую программу группы, рассказать своими словами)
Главной стала по новому закону психологическая подготовка детей к школе, которая включает:
• интеллектуальную готовность;
• мотивационную готовность;
• эмоционально-волевую готовность;
• коммуникативную готовность.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти; сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения; установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы — … лес и т. д.
К 6– 7-и годам ребенок должен знать:
• свой адрес и название города, в котором он живет;
• название страны и ее столицы;
• имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
• времена года, их последовательность и основные признаки;
• названия месяцев, дней недели;
• основные виды деревьев и цветов;
• различать домашних и диких животных;
• понимать, что бабушка и дедушка – это родители папы или мамы.
Мотивационная готовность. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку и они добываются ежедневным трудом.
О школе ребенку следует давать только позитивную информацию. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будет». Необходимо помнить, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы и способности.
У некоторых детей наблюдается стабильное нежелание идти в школу или даже боязнь школы. Причиной нежелания идти в школу может быть то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
• способностей ставить перед собой цель,
• принять решение о начале деятельности,
• наметить план действий,
• выполнить его, проявив определенные усилия,
• оценить результат своей деятельности,
• а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Никогда не сравнивайте ребенка с кем-то! Его можно сравнить только с его предшествующими успехами (тем, как он этого добился) или с его же поражениями (как он поступал, и что из-за этого не получалось). Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.
Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.
Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя потому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно.
Коммуникативная готовность. Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, свою позицию, подчиняться кому-то или кем-то руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Казалось бы, каждый из вас считает, что ребенок готов к школе, но придя в школу, он будет испытывать трудности, и вы с этим согласитесь. Я хочу обратить ваше внимание и зачитать…
«Портрет» первоклассника, не готового к школе:
• чрезмерная игривость;
• недостаточная самостоятельность;
• импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
• неумение общаться со сверстниками;
• трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
• неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
• низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
• плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторной координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
• недостаточное развитие произвольной памяти;
• задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
Еще одной из главных задач для родителей перед школой, является задача воспитывать самостоятельность у ребенка.
• Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.
• Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к любым вещам.
• Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.
• Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.
Правила детского общежития, которые вы с ребенком должны проговаривать:
• Не отнимай чужого, но и не всё своё отдавай.
• Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
• Не дерись без обиды.
• Не обижайся без дела.
• Сам ни к кому не приставай и не обижай.
• Зовут играть – иди, не зовут – попросись. Это не стыдно.
• Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чём не проси.
• Из-за отметок не плачь. Будь гордым. С учителем за отметки не спорь. Ни на учителя, ни на отметки не обижайся. Делай уроки не ради отметок, а ради знаний, а какие будут отметки, такие и будут.
• Не ябедничай за спиной у товарищей.
• Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
• Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе пойдём домой.
• Не выставляйся. Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый ребенок.
• Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать тебя и думать о тебе.
Перед походом в школу обязательно повторите с ребенком правила дорожного движения, даже если у ребенка пока нет необходимости самостоятельно пересекать проезжую часть по дороге в школу. Напомните, что дорогу необходимо переходить внимательно, нельзя торопиться.
Формулы вербального (словесного) общения, которыми может овладеть ребёнок к концу дошкольного возраста :
Приветствие. Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, рад тебя или Вас видеть, привет.
Прощание. До свидания, спокойной ночи, до завтра, счастливого пути, доброй ночи, пока.
Извинение. Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; прошу прощения.
Обращение. Скажите, пожалуйста; будьте добры, могли бы вы; вас не затруднит.
Знакомство. Давайте познакомимся, меня зовут…; познакомьтесь, это… .
Взрослые, помните! Подражая взрослым, дети легко усваивают правила вежливости.
Вот портрет дошкольника, готового к обучению в школе по ФГОС:
Физически развитый ребенок, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы физические качества и потребность в двигательной активности. Соблюдает элементарные правила ЗОЖ.
Любознательный. Интересуется новым и неизвестным. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности.
Эмоционально-отзывчивый. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту). Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.
Таким образом, в портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности, а не знания умения и навыки как было раньше.
Но самое главное и это прописано в законе об образовании, что первым и главным в воспитательно — образовательном процессе для детей являетесь вы родители, а мы воспитатели можем оказать помощь в воспитании, посоветовать вам и всегда рады, когда вы к нам обращаетесь.
Всего Вам доброго. Успехов Вам и Вашим детям.