Елена Зиганшина
Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в подготовительной к школе группе «Дружба — это мир планеты!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 48»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию в подготовительной к школе группе № 10
Тема: «Дружба – это мир планеты».
Подготовил:
воспитатель 1 категории Е. В. Зиганшина
г. Биробиджан, 2017 г.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Публикация «Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в подготовительной к школе группе „Дружба — это мир планеты!“» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
по познавательному и речевому развитию
в подготовительной к школе группе № 10
Воспитатель: Зиганшина Елена Владимировна.
Место проведения: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 48».
Дата проведения: 04.04.2017 г.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 30 минут.
Тема: «Дружба – это мир планеты».
Вид непосредственной образовательной деятельности: Интегрированная.
Форма деятельности: Совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная.
Форма проведения: Игра.
Цель: Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов.
Доминирующие области: Познавательное развитие, речевое развитие.
Интеграция образовательных областей:
Образовательные задачи:
Познавательное развитие, речевое развитие: Продолжать формировать у детей представление о разных странах, их растительном и животном мире, достопримечательностях, народных костюмах; о людях, живущих в этих странах, их общности и различиях. Дать представления об их жилищах, быте, роде занятий, увлечениях. Закрепить знание названий континентов, стран. Совершенствовать умения составлять рассказы по заданному плану, из личного опыта, задавать и отвечать развернуто на поставленные вопросы, замечать неточности в суждениях, рассуждать, аргументировать свою точку зрения, обогащать словарный запас.
Развивающие задачи:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Развивать коммуникативные навыки детей, память, речь, внимание, мышление, координацию движений. Продолжать развивать познавательный интерес, любознательность, сообразительность, навыки сотрудничества, самостоятельности.
Воспитательные задачи:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Воспитывать умение работать в парах, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. Воспитывать уважительное, доброжелательное, толерантное отношение к людям разных народов, национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира.
Предварительная работа: Индивидуальная работа с детьми: разучивание стихотворений; работа с детьми по карте; рассматривание картин, иллюстраций, просмотр фильмов о жизни людей на нашей планете.
Ожидаемые результаты: Дети обладают установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Достаточно хорошо владеют устной речью. Могут использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения. Умение слушать и отвечать на вопросы. Участвовать в совместной деятельности. Умеют ориентироваться на свою систему знаний, находить ответы на поставленные вопросы. Умеют высказывать свою версию на основе работы с предложенным материалом, умеют слушать взрослого и выполнять его задания.
Материалы и оборудование: проектор, слайды, ширма, куклы в национальных костюмах, картинки для обложки, карта, серия картинок для составления плана рассказа, элементы костюма на картинках, готовые альбомы, аудиозапись национальной музыки.
Содержание непосредственно образовательной деятельности детей:
(1 слайд)
Вводная часть.
Воспитатель с детьми входят в зал и здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее!
Воспитатель: Предлагаю поиграть в коллекцию настроений.
• Игровое упражнение на создание эмоционального контакта «Коллекция настроений».
(воспитатель предлагает детям определить свое настроение по вкусу, запаху, цвету и т. д.)
Воспитатель: Маша, какое у тебя настроение по цвету?
Макар, какое у тебя настроение по цвету?
Сережа, какое у тебя настроение по вкусу?
Алина, какое у тебя настроение по вкусу?
Лиза, какое у тебя настроение по запаху?
Матвей, какое у тебя настроение по запаху?
Воспитатель: Замечательно! У нас получилась целая коллекция настроений.
Ребята, а вы знаете, что такое коллекция?
Дети: Коллекция - это постоянное собирание, каких либо предметов.
Воспитатель: А вы ребята, что-нибудь коллекционируете? (ответы детей)
Воспитатель: Я тоже кое-что коллекционирую. Послушайте загадку и вы узнаете, что я собираю в свою коллекцию.
(воспитатель загадывает загадку).
• Загадка:
«Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно». (Кукла)
(слайд 2)
Воспитатель: Да ребята, я коллекционирую кукол. Вот я принесла небольшую коллекцию, чтобы показать ее вам. Эти куклы представляют разные народы мира. Обратите внимание, они в разных костюмах, у них разный цвет кожи. Предлагаю вам сегодня представить, что мы с вами корреспонденты и редакторы редакции «Познай-ка», которая выпускает познавательные журналы и альбомы. И выпустить свой познавательный альбом про мою коллекцию кукол и странах, которые они представляют. Вы согласны? (слайд 3)
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я раздам вам бэйджи редакторов «Познайки».
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего нужны познавательные журналы и альбомы?
Дети: Чтобы узнавать много нового, знакомиться с животными, природой, знать, что и как устроено в мире.
Воспитатель: Да, вы правы. А для чего нужен будет наш познавательный альбом?
Дети: Чтобы познакомиться с разными странами, узнать, как в них живут люди и что интересного есть в каждой стране, не выезжая из города.
Воспитатель: Конечно, познакомиться с разными странами это интересно, но есть еще одна важная причина для создания альбома, чтобы о ней узнать, предлагаю послушать стихотворение:
(воспитатель читает стихотворение.)
• Чтение стихотворения «Дружба – это мир планеты»
Дружба - это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.
Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе.
Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты!
Воспитатель: Как вы думаете, почему говорят, что дружба – это мир планеты? (ответы детей). Так для чего же нужен будет наш познавательный альбом?
Дети: Чтобы узнать ближе другие страны и чтобы на Земле были дружба и мир между странами.
Воспитатель: Ну, тогда приступим к созданию альбома.
Для того чтобы выпускать познавательные журналы и альбомы, работники редакций много читают, знакомятся с литературой, путешествуют, фотографируют, снимают видео. А как вы думаете, вы, достаточно знаете об этих странах? (дети размышляют). Сегодня мы это проверим. Чтобы создать познавательный альбом про страны, вам придется справиться с различными заданиями. Готовы?
Для начала, я предлагаю выбрать название и обложку для нашего альбома о странах. Названием альбома будет строчка из стихотворения, которое мы прочитали. Как вы думаете, какая строчка и почему? (воспитатель подводит детей к пониманию того, что необходимо выбрать строчку «Дружба – это мир планеты». Дети размышляют, доказывают, почему именно эта строчка). На 3 слайде появляется название альбома.
Воспитатель: Теперь подберем обложку для альбома. (слайд 4)
• Игра «Подбери картинку для обложки познавательного альбома».
(воспитатель предлагает детям из нескольких вариантов картинок подобрать подходящую картинку для обложки, дети выбирают ее, объясняют свой выбор). (слайд 5) На 5 слайде появляется обложка.
Воспитатель: Все ребята, название и обложка готовы.
Наш познавательный альбом будет состоять из разных рубрик: (слайд 6)
Первая рубрика – «Это моя страна».
Воспитатель: Ребята в этой рубрике мы будем рассказывать о каждой стране. Вам ребята, нужно разделиться на пары и на группы из 3 человек. Сейчас я каждой группе и паре раздам картинки с изображением кукол. Теперь подойдите к тем столам, на которых лежат картинки с изображением той страны, откуда ваша кукла. Ваша задача, из этих картинок составить план рассказа о данной стране. Затем, каждой паре и группе нужно будет по составленному плану рассказать о стране, не называя ее. Один ребенок задает вопрос, второй отвечает. А остальные дети, прослушав рассказ, должны будете угадать, о какой стране шла речь. Раскладывать картинки вы должны по заданному плану. (слады 7 – 14)
• Речевая игра «Разложи и расскажи»
План для составления рассказа о стране.
- Показ на карте и название материка, континента;
- Приветствие;
- Климат, природа (реки, пустыни, горы);
- Достопримечательности;
- Животный и растительный мир.
(Дети по заданию воспитателя раскладывают картинки в соответствии с планом, затем поочередно, участвуя в диалоге, рассказывают другим парам, о стране по созданному плану в изображениях, а другие пары отгадывают страну). После того как дети угадывают страну, появляется слайд с картинками об этой стране.
Пример рассказа (диалога) по серии картинок о Тайланде.
- Где находится эта страна?
- Эта страна находится в Юго-Восточной Азии.
- Как здороваются жители этой страны?
- Жители в этой стране говорят друг другу «Вай», прикладывая сложенные вместе ладони к голове или к груди.
- А какой там климат, природа?
- Климат в этой стране жаркий, также в этой стране есть леса, джунгли. Там находится Южно-Китайское море, Индийский океан.
- Какие там достопримечательности?
- В этой стране находится Королевский дворец.
- А какие животные там обитают и какие растения растут?
- В этой стране растет тростник и бамбук, много фруктовых деревьев, очень красивые, удивительные цветы. В этой стране живут много животных: слоны, обезьяны, тигры, очень много змей. Также очень много красивых птиц и бабочек. Это сказочная страна.
Воспитатель: О какой стране вам рассказали?
Дети: О стране Таиланд.
(аналогичные рассказы по картинкам составляются детьми о других странах.)
Воспитатель: Ребята, первую рубрику мы с вами создали.
(слайд 15).А сейчас предлагаю поиграть.
• Подвижное упражнение: «Друг к дружке».
Воспитатель: В этой игре нужно делать все очень быстро, внимательно слушать задания. Как только я скажу фразу «друг к дружке», вы должны найти себе партнера и пожать ему руку, а дальше здороваться теми частями тела, которые я буду называть. Каждый раз, как только я буду говорить «друг к дружке», вы должны будете найти себе нового партнера.
«Ухо к уху;
Нос к носу;
Лоб ко лбу;
Колено к колену;
Локоть к локтю;
Спина к спине;
Плечо к плечу…»
Молодцы, ребята! Отдохнули? Замечательно!
Я знаю, что Маша была со своей семьей в одной из этих стран, расскажи, где вы были, что вам понравилось, что интересного вы увидели и что ты рекомендовала бы посетить? (слайды 16, 17) (рассказ по фото Маши о своем отдыхе в Таиланде)
Воспитатель: Спасибо Маша, очень интересный рассказ! А мы переходим ко второй рубрике.
(слайд 18)
Вторая рубрика – «Давайте познакомимся».
Для ее создания предлагаю поиграть вам в игру.
• Д/И «Подбери элементы костюма».
(воспитатель обращает внимание детей на элементы национальных костюмов каждой куклы. (слайд 19) и предлагает отобрать элементы того костюма куклы, о стране которой они рассказали. Затем предлагает проверить правильность выполнения задания). (слайд 20).
Воспитатель: Ну а теперь расскажите о своей кукле: как ее зовут, что означает ее имя и опишите ее костюм.
• Составление описательного рассказа о кукле в народном костюме.
(дети составляют описательный рассказ о кукле в народном костюме).
На экране появляется кукла, элементы костюма. (слайды 21 – 24)
Дети: Куклу из Таиланда зову Джайди, что означает – «та у которой доброе сердце».
На кукле надета длинная узкая юбка – пхасин и блузка – сабай с большим воротником – шалью. Юбка отделана золотистой тесьмой. На шее надето золотое украшение в виде цветка на длинной цепочке. Волосы украшены цветком из ткани.
(также по каждой кукле дети представляют аналогичный описательный рассказ)
Воспитатель: Вот и вторая рубрика альбома готова.
Предлагаю вам ребята немного отдохнуть. Сейчас будет звучать национальная музыка из этих стран, а вы должны показать элементы танцев каждой из этих стран. (слайд 25)
• Физминутка: «Национальные танцы».
Воспитатель: Отдохнули? А теперь переходим к третьей рубрике.
(слайд 26)
Третья рубрика – «Это интересно».
Воспитатель: В этой рубрике я познакомлю вас жизнью народов разных стран: жилищами людей, занятиями, предметами быта, увлечениями народов.
(воспитатель знакомит детей с новым материалом по иллюстрациям: жилища людей, занятия людей, предметы быта, увлечения) Во время рассказа воспитателя появляются слайды по каждой стране. (слайды 27 – 30)
Воспитатель: А сейчас проверим в игре, какие вы были внимательные и запомнили то, что я вам рассказала.
• Д/И «Закончи предложение».
Например: «Малийцы строят дома из (бамбука, соломы, глины, ….почему, потому, что в Мали тепло, жарко.
Воспитатель: Молодцы ребята, у нас с вами готова еще одна рубрика. И теперь мы с вами должны создать последнюю рубрику.
(слайд 31)
Четвертая рубрика – «Самое вкусное».
Воспитатель: В этой рубрике будет говориться о национальных блюдах каждой страны.
• Д/И «Что не так?».
(воспитатель рассказывает о национальном блюде одной из стран и то, из каких продуктов оно готовится. В рассказе воспитателя детям необходимо заметить то, чего не бывает при приготовлении этого блюда, или что- то лишнее, и недостающее). После завершения рассказа говорят о замеченных неточностях и рассказывают что было не правильно и почему так не может быть. Например: воспитатель дает описание приготовления Таиландского супа и добавляет в него тюлений жир. Дети называют, что не так (в суп не добавляют тюлений жир, почему? Потому, что в Таиланде не водятся тюлени, Таиланд жаркая страна, а тюлени живут на Аляске, там, где холодно).
На экране на слайдах появляется блюдо каждой страны, после того, как дети дадут правильный ответ.
(слайды 32 – 35)
Заключительная часть.
Воспитатель: Вот мы с вами и закончили публикацию познавательного альбома «Дружба – это мир планеты».(слайд 36). Кому над какой рубрикой понравилось работать больше всего? Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Дети вместе с воспитателем просматривают готовый альбом в слайдах. Воспитатель комментирует.)
Воспитатель: Пока мы с вами просматривали альбом, уже напечатаны первые экземпляры, посмотрите, какие интересные они получились. Давайте подарим нашим гостям и спросим у них, в какой из этих стран им хотелось бы побывать и почему? (дети спрашивают несколько гостей).
Воспитатель: Знакомясь с альбомом, интересно будет узнать о разных странах, людях, которые в них проживают, а самое главное, захочется дружить и сохранять мир на всей планете. Ведь каждая страна красива и интересна по- своему.