Ерошкина Наталья
Конспект итогового интегрированного занятия по обучению грамоте и ФЦКМ в старшей группе «По дорогам радуги»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявление уровня знаний и представлений старших дошкольников по по обучению грамоте и познавательному развитию за учебный год.
Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать предметы;
определять материал, из которого они сделаны;
закрепить знания о весне, уточнить её приметы, расширить знания детей о народных названиях весенних месяцев;
упражнять подбирать к существительному несколько прилагательных;
способствовать закреплению умения слышать определённый звук и находить первую букву своего имени;
Публикация «Конспект итогового интегрированного занятия по обучению грамоте и ФЦКМ в старшей группе „По дорогам радуги“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Радуга, радужные идеи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Материал к занятию : большая радуга с тучами и маленькие радуги по количеству детей; картина «Ранняя весна»; цветок подснежника; дидактическая игра на классификацию предметов с картинками; цветные конверты с заданиями; дидактическая игра «Что лишнее?».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и встанем в круг. (Дети здороваются и встают в круг)
Круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево.
В центр круга соберемся
И на место все вернемся
Все друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь отгадайте загадку:
Разноцветным коромыслом
В небе голубом повисла,
Семицветная дуга,
Несомненно, (радуга)
Воспитатель: Что за чудо - чудеса в гости радуга пришла и дорожки принесла,
Все дорожки не простые, а волшебные такие!
А вы знаете когда на небе появляется радуга? Правильно, когда светит солнышко, все улыбаются, у всех хорошее настроение! А посмотрите у всех ли сейчас хорошее настроение? Обратите внимание на нашу радугу : как вы думаете какое у нее настроение сейчас? А почему она грустит, как вы считаете? Да, ребята она закрыта тучами. Как мы можем ей помочь, улучшить настроение. Посмотрите радуга спряталась от нас, но она нам что-то оставила, что? Конечно, конверты. Как вы думаете зачем? Конечно, мы можем помочь радуге, выполнив её задания! И сделать так, чтобы все тучи ушли и она улыбалась! Кто знает сколько цветов у радуги? А сколько конвертов оставила нам радуга? Почему столько? Да это цвета радуги! В каждом конверте задания, которые необходимо выполнить. Трудная задача стоит перед нами. Ребята, вы готовы пройти сложный путь по дорожкам радуги, проверить свои знания и помочь нашей радуге?Но прежде нам необходимо вспомнить наше правило.
Ребенок:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим,
Никуда мы не спешим!
Воспитатель: Но прежде чем приступить к выполнению заданий, нам с вами нужно вспомнить, все цвета радуги. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Давайте, скорее, откроем 1 конверт с заданием! Ой, я что-то даже не знаю какой выбрать, вдруг опять ошибусь, перепутаю цвета. Помогите мне, какой цвет конверта выбрать первым?
Дети: Красный!
(открывают красный 1 конверт, встают вокруг художника)
Педагог читает задание:
-Кто услышит первый звук своего имени, присаживается на свой стульчик!
Слушайте внимательно!
Затем художник играет с детьми в игру «Что звучит вокруг нас?» : Вы уже знаете дети, что слова звучат. Слова звучат потому, что в них есть звуки, звуки разные, вслушайтесь в слова: ззоонт, шшааррффиик, жжуук, рраак. Теперь повторите эти слова вместе со мной так, чтобы были слышны эти разные звуки. (Дети повторяют).Ещё раз повторите. А теперь произнесите слово машина без меня так, чтобы все звуки слышались очень ясно. (Дети стараются произнести).Много слов «спрятано» вокруг нас, и когда их находят, они тоже звучат; посмотрите сколько предметов в нашей группе,все они имеют названия- это слова, которые звучат. А какие слова предложите вы?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте уберем тучку.
А теперь какой конверт нам нужно выбрать (Оранжевый). Читает задание:
Нам нужно отгадать загадку:
Ребенок:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла (весна)
Дети: это время года весна.
Педагог: Какие умницы! Конечно весна! Давайте присядем за столы и посмотрим на картину поближе. (Картина «Ранняя весна».)
Воспитатель: Давайте опишем словами, какая бывает весна? (долгожданная, звонкая, солнечная, ласковая,мокрая. грязная,праздничная)
Сколько месяцев у весны? (3 месяца).Отгадаем загадки про весенние месяцы?
Ребенок : Дует теплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (март)
Ребенок : Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (апрель)
Ребенок : Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это (май).
Воспитатель: Ребята, вы знаете народные названия весенних месяцев? (март-протальник, апрель-снегогон, май- травень). Как вы считаете почему их так называют? А какие поговорки и пословицы о весне вы знаете?
(Грач на горе – весна на дворе.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Весною сверху печет, а снизу морозит.
Кто спит весною – тот плачет зимою.
Весна длинным днем красна.
Апрель с водой, а май с травой.
Сухой март-плодородие, дождливый-неурожай.
В марте мороз скрипуч, да не живуч.
Апрельский цветок ломает снежок.
Апрельский скворец-весны гонец.
Майская трава и голодного накормит.)
Педагог:
Вот сколько всего мы знаем о весне. Какие мы молодцы!Амы с вами ничего не забыли сделать? Задание выполнили, что нам нужно теперь сделать, чтобы наша радуга улыбалась? Конечно, убрать ещё одну тучку!Посмотрите, какой следующий нам нужен конверт, какого цвета? Правильно, жёлтый! Читает задание: Выполнение физкультминутки. Давайте все встанем, отодвинем стульчики и немного разомнемся.
Физкультминутка называется «Если есть хороший друг.»
Настроение упало, (Стоят руки вверх)
Дело валится из рук… (Опускают руки вниз)
Но ещё не все пропало, (Грозят указательным пальцем)
Если есть хороший друг. (Хлопают в ладоши)
С делом справимся вдвоём, (Берутся за руки)
С облегчением вздохнём- (Вздыхают)
Настроение поднимем (Поднимают сцепленные руки вверх)
И от пыли отряхнём! («Отряхиваются» улыбаются друг другу).Садятся на места.
Воспитатель: вот и выполнили ещё одно задание! Что мы делаем теперь? (Убирает тучку).Что-то я запуталась подскажите, какой выбрать конверт? (Зеленый). Читает задание:игра «Что из чего сделано». На столах у каждого из вас картинки с предметами, которые сделаны из различных материалов. Задание такое : я буду показывать вам дерево, стекло или пластмассу, а вы должны мне показать предметы из этого материала, поиграем?
Воспитатель: Вот у нас осталось уже только 3 цветных конверта, какой цвет выбираем? Какое же задание нам приготовлено?
Дети выбирают голубой конверт. Чтобы выполнить это задание нам нужно поиграть! Игра «Что лишнее?». Я буду показывать вам картинки с предметами, а вы должны найти среди них лишний, и тот кого я спрошу назовёт его.
Воспитатель: Какие молодцы! Что же нам необходимо сделать теперь (Убирают очередную тучку). А какой у нас теперь конверт должен быть? Правильно синий! Какое же задание внутри? Игра «Наоборот». Посмотрите здесь какой-то цветок, кто знает как он называется? Конечно, это подснежник! Давайте с ним поиграем. Для этого надо встать в круг, я в центре. По очереди всем буду давать подснежник и называть слово, а вы говорите мне слово «наоборот». Например:
- скажу я слово «высоко», а ты ответишь «низко».
- скажу я слово «далеко», а ты ответишь (близко).
- скажу я слово «потолок», а ты ответишь (пол).
-скажу я слово «потерял», скажешь ты (нашел).
-«квадрат»…«круг»
-«холодно»… «горячо».
-«черный»… «белый».
-«длинный»… «короткий».
Воспитатель: Посмотрите какие мы с вами молодцы! Уже почти всю радугу открыли! Сколько осталось тучек? А конвертов? Да, осталось последнее задание! Открываем? Даже не знаю, очень сложное. Давайте присядем на стульчики. «Задание на сообразительность» :
-Кто в малине знает толк,
Косолапый бурый …волк. (медведь)
-Дочерей и сыновей
Учит хрюкать… соловей. (свинья)
-Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая…лисица. (белка)
-Быстрее всех от страха несется…черепаха. (заяц)
-По горной круче проходил,
Обросший шерстью…крокодил. (баран)
-В теплой лужице своей
Громко квакал…Бармалей. (лягушонок)
-С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает…корова. (обезьяна)
-В чаще голову задрав,
Воет с голоду…жираф. (волк)
-У двух мышей восемь ушей? -У трех котов шесть хвостов?
Воспитатель: Вот какие умные дети все знают и умеют! Посмотрите какая радостная или грустная наша радуга теперь? Помогли мы ей? Как мы ей смогли помочь, что делали? (произносили слова по звукам, отгадывали загадки, описывали весну, вспомнили пословицы и поговорки о весне, поиграли в игры со словами и предметами из различных материалов, решили задачи на сообразительность). Понравилось вам помогать радуге? Ой посмотрите, а у меня еще один конверт остался! Какого он цвета? Откроем? В нем маленькие радужки, я хочу, чтобы каждый из вас показал свое настроение. Как мы можем это сделать? Вот на этих столах есть простые карандаши, мы можем на радугах нарисовать улыбку (если настроение хорошее, или нет (если настроение грустное. Давайте нарисуем и посмотрим у кого какое настроение!