Ольга Арсентьева
Конспект интегрированной НОД в старшей группе для детей с ЗПР по теме «Дом. Здание»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнять и расширять знания детей о доме и его частях;
- познакомить детей с понятиями : многоэтажный, кирпичный, панельный, деревянный, - соломенный;
- учить образовывать прилагательные от существительных;
- упражнять в образовании сложных прилагательных;
- закреплять прямой счет в пределах 7;
- учить детей давать развёрнутую характеристику звукам речи;
- учить детей дифференцировать звуки, в зависимости от их характеристик;
Коррекционно-развивающие задачи:
Публикация «Конспект интегрированной НОД в старшей группе для детей с ЗПР по теме „Дом, Здание“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
- уточнять и расширять словарь по теме «Дом и его части»;
- упражнять детей в отгадывании загадок;
- развивать лексико-грамматический строй;
- совершенствовать навыки словообразования и словоизменения;
- развивать фонематическое восприятие;
- совершенствовать навыки связной речи;
- развивать общую и мелкую моторики;
- развивать пространственные представления;
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать чувство любви к родному дому и городу;
- воспитывать бережное отношение к труду людей;
- формировать умение взаимодействовать в коллективе и решать проблемные ситуации;
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей
- формировать любознательность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, способность управлять своим поведением;
Здоровье сберегающие технологии: пальчиковая гимнастика «Дом и ворота», физкультминутка
Тип занятия: закрепление полученных знаний и умений.
Вид: индивидуальное занятие
Форма: традиционное
Словарная работа:
Предметный: дом, строитель, стены, крыша, окна, этаж, дверь, квартира, лестница.
Качественный: кирпичный, каменный, деревянный, соломенный, одноэтажный, многоэтажный, новый, красивый.
Глагольный: строить, приглашать, поднимать, гостить.
Подготовка педагога к образовательной деятельности:
Изучила пособие Морозовой И. А., Пушкаревой М. А. «Ознакомление с окружающим миром: Конспекты занятий : 5-6 лет», использовала интернет-ресурсы при подготовке к НОД; составила конспект организованной образовательной деятельности на тему «Дои и его части». Подготовила пособия для проведения ООД (картинки, наборы игры «Волшебный молоточек», дидактическую игру «Собери картинки», дидактическую игру «Звуковой дом»);
Предшествующая работа с детьми: Беседа пот теме «Дом и его части», уточнение домашнего адреса, закрепление знаний и представлений о назначении комнат в доме. Работа по развитию фонематический представлений, умения дифференцировать звуки, определять первый звук в слове и давать его полную характеристику.
Материалы и оборудование:
Почтовый ящик, письмо, 2 набора игры «Волшебный молоточек», картинки с изображением кирпича и кирпичного дома, соломинки и соломенного дома, деревянных досок и деревянного дома, картинки из игры «Собери картинки», дидактическая игра «Звуковой дом», картинки с изображением сказочных героев (Волк, Айболит, Поросенок,
Ослик, картинка с изображением дома без крыши, картинка дома без окон.
Методы и приемы:
1. Упражнение на концентрацию внимания.
2. Сюрпризный момент: Появление письма.
3. Отгадывание загадки.
4. Проблемная ситуация: помочь Незнайке построить дом
5. Игровое упражнение «Волшебный молоточек»
6. Дидактическое упражнение «Из чего дом?»
7. Дидактическая игра «Собери картинку»
8. Физминутка
9. Дидактическое упражнение “Чего не хватает?”
10. Игра «Звуковой домик»
11. Дидактическое упражнение «Стройка»
Ход:
1) Организационный момент
Дефектолог: С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На занятии не зевайте,
Старайтесь, отвечайте!
2) Основная часть.
Беседа.
Дефектолог: Ребята, к нам пришло письмо. Его прислал Незнайка.
Послушайте, что он пишет
“Ребята, помогите мне закончить стихотворение и построить дом”.
Активизация опорных знаний.
Дефектолог: Ребята вы готовы помочь Незнайке?
Дети: Да
Дефектолог : Слушайте внимательно стихотворение-
Доски на гору везём,
Будем строить новый … (дом).
Ребята, как вы думаете, для чего нужен человеку дом?
Дети: Дом нужен для того, чтобы там жить.
Дефектолог: А теперь построим дом для Незнайки. Присаживайтесь за стол.
1) Игровое упражнение «Волшебный молоточек»
Цель: закрепление геометрических фигур, развитие мыслительных операций, развитие зрительно-пространственной ориентировки.
Дефектолог: Чтобы построить дом, нам нужно вспомнить из каких частей он состоит. Володя, какие части дома ты знаешь? Илья, какие еще части дома бывают?
(стены, окна, крыша, труба, двери).
Перед вами лежит строительный материал. Выберем нужный.
Возьмите одну не круглую, не прямоугольную, не треугольную фигуру. Какую фигуру выбрали?
Дети: Квадрат!
Возьмите одну не круглую, не прямоугольную и не квадратную фигуру.
Какую фигуру выбрали?
Дети: Треугольник!
Постройте из этих фигур дом в центре доски. Что вы сделали из квадрата?
Для чего пригодился треугольник?
А теперь возьмите прямоугольник, но не длинный, не тонкий. Что можно сделать из этого прямоугольника?
Дети: Трубу!
Дефектолог: какие красивые дома у вас получились. Наши пальчики устали, немножко отдохнут.
Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота»
- На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
2) Дидактическое упражнение «Из чего дом?»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных
Дефектолог: Ребята, дома строят из разных материалов. Если бы мы построили с вами дом из кирпича (на доске появляется картинка) – тогда бы он какой был? Выберите подходящий дом (кирпичный, из соломы, из камня, из дерева.
Можно ли построить дом из стекла? Почему?
3) Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: закрепить счет в пределах 7, умение сравнивать дома по размеру, упражнять в словообразовании.
Дефектолог: Посмотрите, перед вами лежат сломанные картинки. Разложите детали с цифрами правильно и почините картинки.
Володя, что у тебя получилось?
В. У меня получился дом.
Дефектолог: Посчитай, сколько этажей в твоем доме?
В. В моем доме 7 этажей.
Дефектолог: Илья, а в твоем доме сколько этажей?
И. в моем доме 1 этаж.
Дефектолог: чей дом мы назовем одноэтажным?
Илья, какой у тебя дом? (одноэтажный)
Какой дом у Володи? (семиэтажный, или многоэтажный)
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим.
Окна ставим, крышу кроем.
Вот какой красивый дом!
Будет жить в нем старый гном. Дети выполняют прыжки на месте.
Встают на носочки и тянутся руками вверх.
Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой
Указательным жестом вытягивают руки вперед.
Приседают.
4) Игра «Звуковой домик»
Цель: развитие слухового внимания, учить детей давать развёрнутую характеристику звукам речи, учить детей дифференцировать звуки, в зависимости от их характеристик
Дефектолог: Незнайке скучно одному жить в доме, и он решил позвать к себе гостей. Посмотрите, какой огонек засветился в домике? (Красный)
Какие звуки мы обозначаем красным цветом? (Гласные)
Незнайка сегодня позвал в гости тех сказочных героев, в именах которых первый звук гласный. Ребята, все ли сказочные герои вам знакомы?
По первым звукам в именах сказочных героев угадайте тех, кто пришел в гости к Незнайке.
В кармашке картинки с изображением сказочных героев: волк, поросенок, Айболит, Ослик.
Дефектолог: Володя, какой первый звук в слове «волк». Что ты знаешь про этот звук? Незнайка звал в гости волка?
Илья, какой первый звук в слове «поросенок». Что ты расскажешь про этот звук? Поросенок - гость Незнайки?
Какой первый звук в слове «Айболит»? Что знаете про этот звук? «Айболит» - гость Незнайки? Какой первый звук в слове «Ослик»?
Вот и узнали мы с вами, кого пригласил Незнайка в гости.
Игра “Чего не хватает?”
Дефектолог: Вот и пришло время прощаться нам с Незнайкой. Он благодарит вас за помощь и дарит вам вот эти картинки (домики). Но работа здесь не выполнена до конца. Вы должны определить, какой части дома не хватает на картинке и дорисовать её.
Дети: У меня нет крыши (нет стены, пола, потолка, окна)
3. Итоги.
Дефектолог: Вы отлично потрудились. Помогли Незнайке построить дом, много всего рассказали о доме.
А теперь прошу вас вспомнить игры на занятии.
Что вам больше всего понравилось?
Дефектолог: Мне тоже понравилось с вами помогать Незнайке. А сейчас скажем всем до свидания!
Литература
Пушкарева, Морозова: Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6лет с ЗПР
Шевченко С. Г. :Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С. Г. Шевченко — М. : Школьная Пресса, 2003.
Шевченко С. Г. Природа и мы. — Смоленск, Ассоциация XXI век, 1998, 2000.
Катаева АЛ., Стребелева ЕА. Дидактические игры и упражнения. — М., «Бук-Мастер», 1993.
Селихова Л. : Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Интегр. занятия. Для раб. с детьми (5-7 лет)