Анищенко Неонила
Конспект интегрированной ОД учителя-логопеда и воспитателя в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в лес»
Составители:
Анищенко Н. Е. – учитель-логопед
Вартанян А. В. - воспитатель
Коррекционно - образовательные задачи:
Расширение и углубление представлений о лесе и диких животных. Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков по теме «Лес и его обитатели». Развитие грамматического строя речи, навыков словообразования и словоизменения, навыков слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
Публикация «Конспект интегрированной ОД учителя-логопеда и воспитателя в старшей группе компенсирующей направленности „Путешествие в лес“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
Развитие артикуляционной, мелкой моторики, речевого дыхания, слухового внимания, фонематических процессов, мимики, зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением. Закрепление звука [ш] и других поставленных звуков в словах, развитие диалогической речи. Развитие умения делать умозаключения и выводы, самостоятельности.
Воспитательные задачи :
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитание стремления оказывать помощь тем, кто оказался в трудной ситуации, любви и бережного отношения к природе.
Материалы и оборудование к ОД:
Корзина, плоскостные изображения ягод (малина, клюква, земляника, черника) и грибов (боровик, подосиновик, лисичка, сыроежка, пазлы (медвежья, заячья, волчья, лосиная, лисья, ежиная семья; детёныши диких животных, муляжи грибов, доски для лепка, пластилин, колонка и запись детской песенки «Белочки-ёжики», шарик-массажер Су-Джок.
Интегрируемые образовательные области:
«Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
«Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром)»
Используемые технологии:
Здоровьесберегающая технология.
Педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности воспитанников (игровые технологии).
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (обучение в сотрудничестве).
Технология использования в обучении игровых методов (деловых, ролевых и других видов обучающих игр).
Современные педагогические технологии.
Методические приемы: вопросы, проблемная ситуация, упражнения, игры,
задания.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о лесе и диких животных населяющих его, беседа по ним.
Рассказы: Г. Скребницкий, В. Чаплина «Как белочка зимует», Г. Скребницкий «В зелёной чаще», «Белка».
Дидактические игры: «Отгадай, кто это?», «Чей этот домик?», «Кто чем питается?», «Кто потерялся?».
Игра с элементами артикуляционной гимнастики «Едем на лошадке»
Музыкальная подвижная игра: «Белочки-ёжики».
Ход ОД:
I. Вводная часть (мотивационный этап).
Логопед приходит в группу с корзинкой в руках. В корзинке лежат плоскостные изображения грибов, ягод.
Логопед: Ребята, здравствуйте! Очень хочется поделиться с вами радостью. Эту корзинку я сделала сама. Вам нравится? Мне тоже. Посмотрите, что в корзинке. (Смотрят) Что это? (Грибы, ягоды). Какие бывают грибы? (Съедобные и несъедобные). А ягоды? (Садовые и лесные, съедобные и ядовитые). А что вам хочется сделать с этими картинками? (Варианты детских ответов). Конечно, давайте достанем все картинки и разложим их так, как вы считаете правильным. ( Дети раскладывают картинки по общим признакам: грибы-ягоды). Как можно их назвать одним словом?
Боровик, подосиновик, лисичка, сыроежка (Грибы).
Малина, клюква, земляника, черника (Ягоды).
А вы можете мне сказать, где это все росло?
(Дети отвечают «в лесу».)
Логопед: Вот было бы здорово, оказаться сейчас в лесу.
Но это ведь далеко… Как же туда попасть? (варианты детских ответов).
II. Основная часть (содержательный этап).
Логопед: Ребята, в лес удобнее ехать на лошадке.
Игра «Едем на лошадке»
Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой (стучим по коленям)
Бубенцы звенят, копыта стучат (дети выполняют упражнение «Лошадка»)
Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой (стучим по коленям)
Ветер шумит ш-ш-ш, лошадка бежит (проговаривают звук [ш], выполняют упражнение «Лошадка»)
Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой (стучим по коленям)
Белочка на ветке орешки грызёт (упражнение «Орешек»)
Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой (стучим по коленям)
Ехали мы, ехали, наконец, приехали!
Появляется Белочка (воспитатель) :
Белочка: Это кто тут расшумелся? Здравствуйте, дети! Лесной вам привет!
Узнали меня, Белочку, или нет? В этот час, весело очень у вас. А вы знаете, что в лесу шуметь нельзя?
Логопед с детьми вспоминают правила поведения в лесу: Мы не только это правило знаем, но и другие.
• На прогулку в лес ходим только со взрослыми.
• Не шумим в лесу.
• Не ломаем ветки деревьев.
• Не пугаем и не забираем животных домой.
• Подкармливаем птиц.
• Не оставляем в лесу никакого мусора.
Логопед: Белочка, мы с ребятами видели в лесу много деревьев. Деревья бывают большие, а бывают маленькие, бывают хвойные, а бывают лиственные. Белочка, а наши ребята лучше, чем ты знают лесные деревья.
Белочка: Это я сейчас проверю.
Игра «Узнай дерево».
Логопед: Понравилась тебе, Белочка, эта игра?
Белочка: Да. Какие вы молодцы!
Логопед: Ах, как холодно в осеннем лесу! (Дыхательное упражнение).
Вдох – нос, выдох – рот.
Логопед: Белочка, чтобы наши ротики не замерзли от холодного воздуха, предлагаю разогреться:
Дети повторяют чистоговорки:
Су-су-су – животные живут в лесу.
Веди-веди-веди – спят зимой медведи.
Ов-ов-ов – не боюсь волков.
Га-га-га – у оленя длинные рога.
Чик-чик-чик – скачет белый зайчик.
Белочка: Какие вы молодцы! Ребята, у моих друзей детки заигрались и потерялись. Не могут родители-звери найти своих детей. Как же им быть, подскажите.
Дети: Надо помочь родителям найти детей.
Игра «Собери семью»
Логопед: Это кто? ( Дети: это - лиса). Разделите слово лиса на слоги. Сколько слогов в слове? Значит это чья семья? ( Дети: лисья) и т. д. заячья, медвежья, волчья. Как его называют? ( Дети: лисёнок).
Белочка играет с детьми в дидактическую игру: «Назови домик?» :
Как называется дом у волка? (Логово). Как называется дом у медведя? (Берлога). Как называется мой дом? (Дупло). Как называется дом у лисы? (Нора).
Физминутка: музыкальная подвижная игра «Белочки-ёжики».
III. Продуктивная деятельность (деятельностный этап).
Логопед: Скучно тебе, наверное, Белочка, в лесу. Хочешь еще поиграть с ребятами?
Белочка: Очень хочу, только осень уже пришла, зима скоро, пора мне запасы на зиму делать.
Логопед: Ребята, а вы хотите поиграть с белочкой?
Дети: Хотим.
Логопед: Что же делать нам тогда? И поиграть с белочкой нам хочется, и пора ей своими делами лесными заниматься.
Дети: Можно белочке помочь собрать запасы на зиму.
Логопед (тихо с детьми) : Вы знаете, что собирают белки на зиму.
Дети: Ягоды и грибы.
Белочка: Ягод я уже много собрала, а вот грибочков у меня мало. Помогите мне с грибами.
Логопед (тихо с детьми) : Как же нам помочь белочке? Где же нам набрать много грибов? Что можно придумать?
Дети: Нарисовать, слепить, вырезать.
Белочка (хлопает) : Налепите мне, пожалуйста, грибов. Я вам буду помогать.
Ведет детей к столу, на котором разложены доски и пластилин.
Рассматривают картинки с изображением грибов и их строение (ножка, шляпка). Лепят грибы для белочки.
Белочка: Теперь мне грибов на всю зиму хватит. Можно и поиграть.
Пальчиковая игра-упражнение с массажером Су-Джок «Белочка на прогулке»
Жила да была в лесу белочка в своем домике – дупле. (зажать шарик в ладошке).
Выглянула белочка из дупла (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидела солнышко.
Улыбнулась белочка солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку вее-ром) и решила прогуляться по лесу. (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик)
Побежала белочка по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик, пробежала по красивой, круглой полянке (ладошки соединить в форме круга, покатать между ними шарик).
Обрадовалась белочка, стала бегать и прыгать по полянке, стала цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца).
Вдруг набежали тучки (зажать шарик в кулачке, нахмуриться, и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спряталась белочка под большой листок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылась от дождя, а когда закончился дождь, побежала домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).
Белочка: Вам пора возвращаться, а мне – все запасы в кладовую сложить. До свидания ребята, приходите еще в гости.
Логопед: Попрощайтесь с Белочкой ребята, нам действительно пора возвращаться. (Прощание детей).
Глаза закрой и повернись, повернись.
В любимой группе очутись.
Белочка уходит, пока дети поворачиваются с закрытыми глазами.
IV. Заключительная часть (рефлексивный этап).
Логопед: Вот мы и погуляли по лесу, познакомились с белочкой, поиграли с ней и помогли подготовиться к зиме. Вам было интересно? (ответы детей). Какие игры вам больше всего понравились?
Литература и другие авторские материалы:
1. Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа)». - СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.
2. О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в старшей группе». - М. : Издательство ГНОМ, 2019.
3. Глушко О. В. Музыкальная игра на внимание «Белочки-ёжики».
4. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. I квартал/ Под ред. д-ра пед. наук, профессора Л. А. Парамоновой. – М. : ТЦ Сфера, 2019.