Машкина Флюра Диммухаметовна
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по познавательному развитию
в старшей логопедической группе № 11
Машкина Ф. Д.
МДОУ «Детский сад № 42»
Город Ярославль.
Цель: развитие речи через закрепление мотивов народного орнамента.
Задачи:
1. Познавательные :
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей логопедической группе „Народные промыслы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
-продолжить знакомить детей с русскими народными промыслами : Гжель, Дымково, Хохлома;
-развивать наблюдательность, умение отмечать особенности росписи, фона, элементов узора;
-приобщать детей к истокам русской народной культуры;
-развивать комбинаторные способности детей.
2. Социально- коммуникативные :
-развивать интерес к народным промыслам России;
-воспитывать чувство гордости и уважения к народным мастерам.
3. Речевые:
- упражнять в составлении рассказов от имени предмета дымковской росписи с использованием схемы;
-развивать связную речь детей;
-продолжать учить задавать вопросы;
-развивать фонематический слух;
-пополнить лексический запас детей словами: Гжель, Хохлома, Дымково, орнамент, ярмарка, травушка-муравушка.
4. Физические:
-развивать крупную и мелкую моторику.
5. Художественно- эстетические:
- развивать чувство ритма при повторении музыкальной фразы за педагогом;
- прививать чувство прекрасного.
Предварительная работа:
-рассматривание альбомов, ширм с изделиями народно- прикладного искусства;
-рассматривание предметов, игрушек, посуды по данной теме;
-выполнение работ по рисованию, аппликации на тему: «Бело- синее чудо».
Взаимодействие с родителями:
-заучивание стихотворений, предложенных детям;
-знакомство с материалами по русским народным промыслам : «Золотая хохлома», «Дымково», «Гжель» в ширмах;
-просмотр работ, выполненных детьми на выставочном стенде.
Материал для ООД:
-платок с красивым рисунком для воспитателя;
-изделия русских народных промыслов : деревянная посуда, стол, стулья с хохломской росписью, предметы гжельской керамики; дымковские игрушки;
- обруч с колокольчиками;
-дидактическая игра «Собери посуду»;
- план - схема для составления рассказов с детьми;
-угощения для детей и гостей.
Организационный момент:
- Ребята, у нас сегодня необычное занятие, давайте начнём его тоже необычно, поздороваемся, пропев приветствие:
В. -Доброе утро, дети!
Дети: -Доброе утро, Фаина Дмитриевна!
Все: -Доброе утро, гости!
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, детки, тут красиво?
Аж захватывает дух!
- Добро пожаловать на весёлую ярмарку! С давних пор у русского народа был обычай – устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались люди из ближайших деревень и городов.
- А вы знаете, ребята, что такое ярмарка?
(ответы детей)
- Подходите да смотрите, какие здесь товары собраны!
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли!
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты!
Чтоб ввести нас в мир России, в мир преданий и добра!
Чтоб сказать, что есть в России чудо- люди-мастера!
-Ребята, давайте поглядим, что же у нас представлено на ярмарке.
- Отгадайте-ка загадку:
Игрушки эти не простые, а волшебно расписные.
Белоснежны как берё зки: кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,но отвести не в силах взор.
-Что же это за игрушки?
(ответы детей)
-Правильно, а скажите, откуда они к нам приехали? (из села Дымково)
-Совершенно верно. А какими узорами украсили мастера свои изделия? ….)
-Я предлагаю вам продать дымковскую игрушку, но необычным способом. Вы должны рассказать о ней от имени самой игрушки так, чтобы всем захотелось её купить. А поможет вам план- схема, попробуем?
(дети составляют рассказы об игрушке с использованием плана – схемы)
-Друзья мои, а знаете, что ещё люди на ярмарке делали?
Они не только покупали и продавали товары, но ещё и веселились.
Я приглашаю вас покататься на каруселях.
(русская народная игра «Карусель)
-Еле- еле, еле-еле закружились карусели,
А потом, потом, потом всё бегом-бегом-бегом!
Тише, тише не спешите, карусель остановите-
Раз- два,раз- два, вот и кончилась игра!
- Ну как, понравилось вам кататься на каруселях?
А теперь я предлагаю вам удобно сесть на стульях и послушать сине- голубую сказку.
«Сине-голубая сказка»
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы стоит деревенька Гжель.
Давным - давно жили там смелые да умелые весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать да людей порадовать, край свой прославить. Думали- думали и придумали. Нашли они в сторонушке глину чудесную, белую- белую и решили лепить из неё разную посуду, и расписывать её синей краской разных оттенков. Сами гжельские жители любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капельки, полоски, сеточки. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер чайник слепил необычный, другой чашку, третий сахарницу. Гжельские мастера большие фантазёры. Кроме посуды они лепили животных и птиц. Даже часы в Гжели делают.
-Понравилась вам сказка, ребята? (ответы детей)
- О каком народном промысле эта сказка? (о Гжели)
-А как ещё называется эта роспись? Как вы думаете, почему?
-Гжельская посуда очень хрупкая. Она легко бьётся. Вот и я была неловкой и разбила свой сервиз. Может вы поможете снова собрать её?
(Дидактическая игра «Собери посуду»)
- Молодцы, ребята, спасибо вам, что помогли мне.
-На Руси говорили: «Делу -время, а потехе- час», пришло время отдохнуть и снова поиграть.
(русская народная игра «Золотые ворота»)
-А теперь, пойдём –ка дальше по базару посмотреть кое- какого товару!
Ах! Что за диво! Взгляните, какая интересная деревянная посуда с необычной росписью!
- Кто из вас знает, как эта посуда называется? (золотая Хохлома)
-Ребята, Арина выучила стихотворение об этом народном промысле, давайте её послушаем.
Арина:
Как волшебница жар- птица
Не выходит из ума,
Чародейка- мастерица золотая Хохлома.
И богаты, и красивы гостю рады от души,
Кубки, чаши и ковши!
-Ах, как же хороша хохломская посуда! Одно удовольствие из неё пить и есть!
-Давайте рассмотрим, как она красиво расписана. Что вы здесь видите? ….)
-Ребята, а где вы ещё встречали хохломскую роспись? (на музыкальном занятии мы играли на деревянных ложках)
-Я тоже предлагаю вам поиграть на хохломских ложках. Я вам сыграю музыкальный ритм, а вы попробуйте его повторить.
(музыкальная игра «Повтори ритм»)
-Молодцы, ребята! Хотите ещё со мной поиграть?
- Я загадаю предмет русского народного промысла, а вы, задав мне вопросы, попробуете догадаться, что же я загадала. (сначала загадываю я, а потом – дети)
(лексическая игра «Да- нет»)
-Какие вы умнички! Все мои загадки разгадали!
- Сегодня на ярмарке мы и веселились, и играли, и товар продавали, пришло время и угощения получить.
- Вот вам, ребята, баранки, чтоб жизнь задалась спозаранку! Вот вам гости пряники, чтоб были вы румяненьки!
(раздаю угощения детям и гостям)