МААМ-картинки

Конспект интегрированной ООД по ознакомлению старших дошкольников с искусством «Зимний пейзаж»

Ольга Пилипенко
Конспект интегрированной ООД по ознакомлению старших дошкольников с искусством «Зимний пейзаж»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект интегрированной ООД по ознакомлению старших дошкольников с искусством

Цели:

Продолжать знакомить детей с произведениями живописи.

Учить замечать образную выразительность разных объектов в искусстве, гармонию цветов.

Закрепить знание о пейзаже, художниках-пейзажистах, умение создавать образ дерева, используя обрывную технику аппликации, пространственные соотношения при создании сюжета.

Приобщать к воплощению своих представлений в художественной форме.

Публикация «Конспект интегрированной ООД по ознакомлению старших дошкольников с искусством „Зимний пейзаж“» размещена в разделах

Упражнять в подборе относительных прилагательных, передаче характерных признаков объектов и явлений на основе представлений, полученных в результате рассматривания репродукций.

Совершенствовать изобразительные умения (передача формы изображаемых объектов, пропорций и частей, умение техники наклеивания.

Побуждать к активному общению.

Активизировать словарь детей эмоционально – окрашенной лексикой (серебристый, заснеженный).

Формировать эстетические чувства и оценки, коммуникативно – речевые умения, умения работать в коллективе.

Развивать умение дифференцировать произведения живописи по изобразительно – выразительным средствам, фантазию, творческое мышление, креативность.

Воспитывать чувство эстетического наслаждения, любовь к природе и произведениям искусства.

Коррекционные цели: формировать нестереоскопические способы восприятия предметов в пространстве, навык ориентировки в микропространстве; развивать прослеживающую функцию взора, мелкую моторику, глазомер, синхронизировать работу обеих рук.

Словарная работа: лазурь, вьюжит, художник-пейзажист.

Предварительная работа: экскурсии в природу, ознакомление с жизнью и творчеством художников: И. Шишкина, А. Саврасова, И. Айвазовского; рассматривание и беседы по репродукциям картин И. Шишкина «Зима», «Зима в лесу», «Утро в сосновом лесу», В. Поленова «Ранний снег», А. Пластова «Первый снег», А. Саврасова «Зима», «Весенний день», «Грачи прилетели», И. Грабаря «Февральская лазурь», К. Юона «Конец зимы. Полдень», А. Васнецова «Вьюжит. Метель», А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», И. Айвазовский «Неаполитанский залив», «Восход солнца в Феодосии» и др. ; беседы о зиме; занятия по изобразительной деятельности; разучивание игр: «Здравствуйте!», «Нарисуй на спине»; чтение и разучивание стихотворений о зиме; прослушивание музыкальных произведений из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, А. Вивальди.

Оборудование.

Репродукции картин (формат А2) - А. Саврасов «Зима», И. Грабарь «Февральская лазурь», А. Васнецов «Вьюжит. Метель», К. Юон «Конец зимы. Полдень».

Репродукции картин (формат А4) - И. Айвазовский «Неаполитанский залив в лунную ночь», «Восход солнца в Феодосии»; И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», «Лес вечером»; Саврасов «Весенний день»; А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»; разрезные репродукции.

Ткань белого цвета, элементы костюмов (петух, 3 курочки).

Музыкальное сопровождение: звуки зимней природы (скрип снега, вьюга, метель); произведения из цикла «Времена года» А. Вивальди, П. Чайковского, Э. Григ «Утро». Цветная бумага для изображения деревьев, клей, кисточки для клея, салфетки, клеенки.

Содержание ОД:

Дети заходят в зал, становятся полукругом.

Звучит фонограмма музыкальной игры Н. Н. Шутя «Здравствуйте» (дети поют, гости отвечают).

Звучит фонограмма метели.

Воспитатель: что за звук вы слышите?

Дети: звуки метели.

Воспитатель: это признак какого времени года?

Дети: зимы.

Воспитатель: какие явления природы мы еще можем наблюдать зимой?

Дети: снегопад, гололед, вьюга, ледяной дождь, пурга.

Воспитатель: скажите, пожалуйста, вы любите зиму? Зима – это хорошо? Свой ответ начинай со слов: «Зима - это хорошо, потому что…» (бывает много снега, можно играть в снежки, слепить снеговика, можно кататься на коньках, лыжах, санках; зимой встречают Новый год). Продолжите предложение «Зима – это плохо, потому, что…» (бывают сильные морозы, метели, вьюги, гололед, часто приходится сидеть дома)

(Д/и «Хорошо – плохо», со снежком).

Воспитатель:

Я на зимнюю прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

По заснеженной тропинке

С вами мы гулять пойдём

Может быть, зимой волшебной,

Мы сюрпризы всем найдём.

(Коррекционная дорожка «Зимние следы» - идут по снежинкам под музыку Э. Грига «Утро»)

Дети становятся полукругом.

Воспитатель: возьмите в руки пушистые снежинки и подуйте на них, делая вдох через нос, не поднимая плечи, а выдох – плавно ртом, не раздувая щеки.

(Дыхательная гимнастика «Снежинка»)

- Посмотрите, вокруг много снега, дорожки замело.

Глазодвигательная гимнастика «Снег – снежок».

Снег – снежок, снег – снежок Частое моргание глазами

По дорожке стелется. Движения глазами влево – вправо

Снег – снежок, снег – снежок Частое моргание глазами

Белая метелица. Круговые движения глазами

Снег – снежок, снег – снежок Частое моргание глазами

Замело дорожки. Посмотреть вдаль

Снег – снежок, снег – снежок Частое моргание глазами

Тает на ладошке. Посмотреть на ладошку.

Воспитатель: сегодня волшебница зима согласилась поиграть с вами, спрятавшись в картинах известных художников. Приготовила вам стихи, придумала интересные игры.

Большинство художников, поэтов, писателей, как и вы, любят зиму. Любят за красоту и за то особенное настроение, которое она дарит. Зима приносит вдохновение и творческий человек в состоянии вдохновения способен создать истинные шедевры, которые нас — зрителей, слушателей — восхищают, удивляют, радуют, тревожат.

Давайте посмотрим на прекрасные произведения великих русских художников. Мы знаем, что это не настоящие картины, а отпечатанные на бумаге их фотографические снимки, которые называются «репродукциями». Настоящие картины находятся в галереях и музеях.

(Дети поочередно рассматривают знакомые им репродукции).

Останавливаемся около репродукции А. Саврасова «Зима»

Воспитатель:

- Кто написал эту картину? (А. Саврасов)

- Как она называется? («Зима»)

- Какие чувства вызывает у вас эта картина? (тревоги, печали, грусти)

- Какую гамму цветов использовал художник, чтобы создать такое настроение? ( холодную: белый, фиолетовый, синий, голубой, черный). Да, холодные тона эмоционально близки таким состояниям настроения, как грусть, тоска, печаль.

Останавливаемся около репродукции И. Грабаря «Февральская лазурь»

Воспитатель: вспомните фамилию художника, который написал эту картину? (И. Грабарь)

- Как она называется? («Февральская лазурь»).

- Как вы понимаете слово «лазурь»? (светло-синий цвет, голубой цвет с сиреневым оттенком)

- Какой день изобразил художник: солнечный или пасмурный? (солнечный)

- А что помогает нам понять, что день солнечный? (сверкают стволы берез, тени на снегу).

- Какое настроение вызывает у вас эта картина? (восхищение, радость, удивление, восторг, волнение).

- Как вы думаете, что позволило художнику передать такие чувства? (теплые тона)

Останавливаемся у репродукции А. Васнецова «Вьюжит. Метель»

Воспитатель: обратите внимание на следующую картину.

- Кто вспомнит ее автора и название?

- Какое явление зимней природы изобразил художник? (вьюгу)

- Что можно сказать о погоде, изображенной на картине? (ненастная, ветреная, холодная)

- При помощи каких цветов художник передал ненастье? (серые краски).

- Что можно услышать в этой картине? (завывает ветер, кружит метель)

Воспитатель: художник передает свое отношение к окружающему миру в картинах с помощью кисти и красок, а поэт – посредством слова, композитор в музыке.

Сейчас прозвучит фрагмент музыкального произведения композитора А. Вивальди, послушайте внимательно и подумайте, с каким произведением живописи оно созвучно? (звучит музыка А. Вивальди из цикла «Времена года» - «Зима»)

Дети: это музыкальное произведение созвучно с репродукцией картины А. Васнецова «Вьюжит. Метель»)

Воспитатель: почему вы так решили?

Дети: и музыка и картина говорит нам об одном: на улице – метель.

Воспитатель: да, верно, мы слушали произведение А. Вивальди из цикла «Времена года» - «Зима». А к какой репродукции больше всего подходят строки А. С. Пушкина: «Мороз и солнце; день чудесный!»?

Дети: к репродукции И. Грабаря «Февральская лазурь».

Воспитатель: почему вы выбрали эту картину?

Дети: на ней изображена ясная солнечная погода.

Воспитатель: почему картина А. Саврасова «Зима» не подходит ни к прослушанному нами музыкальному произведению, ни к строкам А. С. Пушкина?

Дети: нет ни метели, ни солнца.

Воспитатель: что объединяет все эти картины?

Дети: изображена зимняя природа.

Воспитатель: как можно назвать эти картины, одним словом?

Дети: пейзаж.

Воспитатель: пейзаж – это французское слово, его предметом является изображение природы в разное время года.

Ребенок:

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж. (Г. Кушнер)

Воспитатель: а как называются художники, которые пишут пейзажи?

Дети: художники-пейзажисты.

Воспитатель: а, сейчас я вам предлагаю вспомнить еще одну прекрасную картину с изображением зимнего пейзажа.

Садимся полукругом у репродукции К. Юона «Конец зимы. Полдень»

Воспитатель: вспомните, пожалуйста, автора и название этой картины. Само название картины говорит нам о том, что художник изобразил конец зимы, а вот, что, как вы думаете, указывает на то, что на картине изображен полдень? (мы не видим солнца, но видим его лучи, ярким светом заливающие все пространство картины. Именно в полдень солнечные лучи такие пронзительные.)

Поиграем в игру «Назови больше!». Вы по очереди будете называть все, что изображено на картине, и узнаем, кто у нас самый внимательный, кто больше увидит и лучше расскажет.

Начинаю я. Я вижу снег. Он мягкий, пористый, сероватый.

(далее дети описывают все, что изображено на картине, показывая указкой)

Воспитатель: какое настроение возникает у вас, когда смотрите на эту картину?

Дети: радостное, бодрое, восхищенное…

Воспитатель: хотели ли вы оказаться в таком месте, которое изображено на картине? Я предлагаю вам оживить этот пейзаж, «войти» в картину в качестве персонажей.

Пространство перед картиной превращается в игровую площадку: пол застилается белой тканью — земля, покрытая снегом. Звучит тихая музыка.

Воспитатель: Алина, Света, Амина и Денис будут изображать курочек и петуха. Где они расположены? (на переднем плане) - надеваю шапочки курочек и петуха, дети занимают место в картине.

- Эдем и Давид изобразят деревенскую избушку. Где она расположена? (на втором плане слева) - 2 ребенка, взявшись за руки, изображают избушку.

- Сколько берёзок мы видим на переднем плане? (пять). Одинокую березку слева изобразит Настя. Следующую березку – Эвелина. Пару березок изобразят Виталик и Даня, и березку, которая находится в правой части картины – Маша.

- Остальные дети будут лыжниками. Сколько мы их видим на картине? (4) Где они находятся? (на втором плане, правее) – оставшиеся дети «входят» в картину.

- Что вы чувствуете, находясь в картине?

Дети: свежий ветерок, легкий мороз.

Воспитатель: чем пахнет зима?

Дети: снегом, свежестью, еловым ароматом.

Воспитатель: что вы слышите?

Дети: скрип снега, треск сломанной ветки.

Воспитатель: какое настроение у вас?

Дети: радостное, бодрое, восхищенное, чувствуется восторг перед пробуждением природы.

Воспитатель: а теперь нам пора возвращаться с зимней прогулки…

Дети друг за другом «выходят» из картины и становятся полукругом.

Психоэмоциональный этюд.

Воспитатель: передайте свои впечатления о картине, представьте себе, что спина товарища — это холст, а ваши пальчики — это кисточки. Будем рисовать легонько, чтобы вашему товарищу было приятно. Нарисуем деревья, веточки, солнце, снег, ветер. А теперь покажите, как вам понравилась картина: обнимите легонько товарища, подарив ему немного тепла.

Воспитатель: К. Юон, в своей картине, изобразил красоту зимней природы в полдень. А, вообще художники писали разные части суток. Сейчас мы рассмотрим такие репродукции. Где же они? Я их сюда положила.

Появление Кляксы.

Клякса (протягивает конверты) : вот они.

Воспитатель: ой, спасибо. (открывает конверт, а там кусочки репродукций). Кто ты такая? Что же ты наделала?

Клякса: Я – Клякса. Ничего вы не посмотрите, потому что от ваших репродукций остались мелкие кусочки и собрать их у вас уже не получится.

Воспитатель: это у тебя, Клякса, не получится испортить нам удовольствие от рассматривания репродукций великих художников. Мы с ребятами сейчас сложим эти кусочки и все равно рассмотрим репродукции.

Д/и «Части суток в картинах».

Воспитатель: мы разделимся на команды по 2-3 человека. Подойдите к своим местам, у вас на столе лежат конверты с разрезными репродукциями картин, вам необходимо собрать их, назвать какое время суток у вас изображено, название картины и ее автора.

Дети выполняют задание, получают целый экземпляр репродукции (А4, показывают его гостям.

Клякса:

- Какие красивые картинки.

Мне стыдно за свои дела:

С картинами груба была.

Больше я шалить не буду.

И про пакость позабуду.

Простите меня, ребята.

Воспитатель: Мы тебя, Клякса прощаем. Учись у ребят: они собираются пойти скоро в школу и знают, что к искусству нужно относиться бережно.

Клякса: поверьте мне. Теперь я не испорчу ни одной картинки. До свидания! (уходит).

Воспитатель: а теперь присаживайтесь. Мы на прошлом занятии начали изготовление композиции зимней природы (вывешиваю заготовку на мольберт). Что успели изобразить? (заснеженную дорогу, деревенскую избушку….)

Есть что-то общее у нашей композиции и картины Константина Юона?

Дети: изображено одно время года, похожа цветовая гамма, изображен пейзаж.

Воспитатель: чем отличается?

Дети: Юон изобразил красками, а мы – из бумаги.

Воспитатель: чего же не хватает в нашей композиции, для того, чтобы пейзаж был законченным?

Дети: деревьев.

Воспитатель: давайте добавим деревья в нашу композицию. Ребята, какие деревья нашего региона вы знаете?

Дети: платан, кипарис, туя сосна, можжевельник…

Воспитатель: давайте мы себя представим зимними деревьями.

Психогимнастика «Я — дерево»

Я — дерево. Я стою в зимнем лесу, окутано в пушистый снег. Мои ноги превращаются в корни. Они погружены в приятную прохладу земли. Мое тело превращается в ствол дерева. Мои руки становятся его ветками. Снег укрывает меня мягким покрывалом, и я засыпаю.

Физминутка.

А теперь деревья встали,

Ноги – корни все размяли,

Плавно ветви вверх подняли,

С зимним ветром поиграли (поочередно сжимают пальцы)

В стороны, вперед, назад.

Наклонились вправо, влево.

Тихо сели и за дело.

Воспитатель: вспомните, мы уже делали с вами деревья разными способами. Сегодня мы выполним их в технике обрывной аппликации. Подходите к своим местам, берите заготовки и приступайте к работе!

Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» - «У камелька. Январь», дети приступают к самостоятельной работе. В процессе самостоятельной деятельности проводится индивидуальная работа с детьми, затрудняющимися в выполнении какого-либо этапа работы.

По мере выполнения детьми работы приглашаю их подойти к композиции и прикрепить свою работу, в индивидуальном порядке спрашивая: какие деревья тебе еще понравились? Чем?

По окончании работы - воспитатель: у нас получился великолепный зимний пейзаж.

- Какое у него получилось настроение? (спокойное, радостное)

- Давайте дадим ему название (предложения детей, например, «Краски зимы»)

- Полюбуемся своей работой (звучит музыка).

- Вы не только внимательные зрители, но и хорошие художники. Вы можете создать красоту своими руками.

- А мне, глядя на ваш пейзаж, хочется прочитать следующие строки Е. Явецкой:

Снова в заботах зима-рукодельница -

Пусть потеплее природа оденется.

Много зима заготовила пряжи,

Белые вещи без устали вяжет:

Сонным деревьям — пушистые шапки,

Ёлочкам — варежки вяжет на лапки.

Шила, вязала и очень устала!

Ах, поскорее весна бы настала…

Воспитатель: давайте попрощаемся с гостями и пойдем помещать этот великолепный пейзаж вместе с репродукциями известных художников в «художественной галерее» нашей группы. Дети прощаются с гостями и под музыку выходят из зала.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по физическому развитию детей старших дошкольников «Путешествие в город здоровья» Цель: использование здоровьесберегающих технологий в двигательной деятельности. Интеграция образовательных областей - Здоровье: Формирование.

Конспект интегрированной ООД по ознакомлению старших дошкольников с искусством «Кто и как создаёт рисунки в книгах» Цели: закреплять представление детей о книжной графике, о труде художников-иллюстраторов: Ю. Васнецова, Е. Чарушина, Е. Рачёва, В. Сутеева.

Конспект НОД по ознакомлению с искусством в подготовительной группе «Народные игрушки» Конспект НОД №1 по ознакомлению с искусством в подготовительной группе Тема: «Народные игрушки» Выполнила: Воспитатель МДОУ д/с №32.

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством в старшей группе (Художник-пейзажист И. И Шишкин) ЦЕЛЬ: 1)Познакомить детей с таким жанром живописи, как-пейзаж. 2)Учить воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы,.

Конспект НОД по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Золотая хохлома» в средней группе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60» Конспект НОД в средней группе «Золотая хохлома».

Конспект занятия по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в средней группе «Путешествие в Город мастеров» Тема”Путешествие в Город Мастеров” Программное содержание: 1. Закреплять знания детей о видах народного декоративно-прикладного искусства.

Конспект занятия по ознакомлению детей с народным искусством (рисование) в старшей группе «Городецкая роспись».Конспект занятия по ознакомлению детей с народным искусством (рисование) в старшей группе «Городецкая роспись». Цель: продолжать знакомить детей с городецкой росписью, учить детей раскрашивать узор по мотивам городецкой росписи, закрепить умение рисовать.

Рекомендации для родителей по ознакомлению старших дошкольников с Москвой. «Прогулки по Москве для дошкольников» (1 часть) Более 15 лет работала по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Подобрала и разработала рекомендации для родителей.

Рекомендации для родителей по ознакомлению старших дошкольников с Москвой «Прогулки по Москве для дошкольников» (2 часть) 1 Часть ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ 4 КРЕМЛЬ Есть в Кремле два чуда литейного искусства: ЦАРЬ-ПУШКА, которая никогда не стреляла и ЦАРЬ-КОЛОКОЛ,.

Конспект педагогического мероприятия по ознакомлению старших дошкольников с детской литературой Возрастная группа: Старший дошкольный возраст. Форма организации: подгрупповая, индивидуальная. Образовательные области: «Социально-коммуникативное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированной ООД по ознакомлению старших дошкольников с искусством «Зимний пейзаж»
Опубликовано: 25 января 2016 в 18:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированной ООД по ознакомлению старших дошкольников с искусством «Зимний пейзаж»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Пилипенко (УИ 349127) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД