Валентина Беззубова
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Преданья старины далекой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование у детей нравственно - патриотических качеств через приобщение их к истории русской народной культуры.
Задачи:
Образовательные :
1. Продолжать знакомить детей с особенностями русской избы и бытом крестьян.
2. Совершенствовать знания о предметах народного быта, их материале и назначении.
3. Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях.
Развивающие:
1. Развивать активный словарь.
2. Развивать любознательность, воображение.
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе „Преданья старины далекой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
3. Развивать образное и пространственное мышление, развивать глазомер, мелкую моторику рук.
4. Развивать творческие способности в изготовлении одеяла из лоскутков ткани.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей уважение, интерес к самобытной красоте жизни наших предков, к русскому фольклору.
2. Воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближнему, трудолюбие, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.
3. Воспитывать аккуратность, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Словарная работа: береста, лыко, лапти, бабий кут, красный угол, горница, одеяло из лоскутков, прялка и ее составляющие (донце, ножка с лопаткой, шерсть, веретено, сундук, самовар.
Предварительная работа :
- Восприятие художественной литературы: русские народные сказки, рассказы, былины, пословицы, поговорки, стихотворения, загадки.
- Рассматривание иллюстраций, картин по теме.
- Слушание русских народных песен («Ромашковая Русь», «Незабудковая гжель», «Свирель да рожок», «Наша хохлома»)
- Пение русской народной песни: «Во поле береза стояла»
- Беседы: «Русский самовар», «Золотое веретено», «Эх, лапти мои, лапти липовые», «Как на Масленой недели», «Красному гостю – красный угол»
- Проведение с детьми народных игр («Золотые ворота», «Гуси –гуси», «Колечко», «Совушка – сова», «Чай - чай, выручай!», «Лапти»
- Разучивание танца: «Березонька»
- Литературная викторина: «Знатоки сказок»
- Просмотр мультфильма: «Домовенок Кузя»
- Инсценировка русских народных сказок («Заюшкина избушка»)
- Просмотр презентаций: «Русская изба», «Народная игрушка – кукла самоделка»
- Посещение музея старины в Филинской сельской библиотеке.
Материал и оборудование:
Музыкальный центр, подборка русской народной музыки, убранство русской избы, видео и аудио запись на интерактивной доске, цветные лоскутки ткани, предметы быта русского народа (самовар, лоскутное одеяло, веретено, прялка, лапти, сундук, предметы для чаепития (чашки с блюдцами, пироги, ватрушки, баранки, сахар, мед, варенье, клубок ниток, Домовенок Кузя – игрушка, одежда (сарафаны, рубашки, ленты, кушаки, кокошник, лоскутки ткани, платочки)
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Рябята, вы слышите, кто-то чихает? Обращает внимание на экран интерактивной доски. На экране домовенок Кузя.
Домовенок Кузя: Здравствуйте, гостьюшки ребятушки. Узнали меня?
Дети: (Да, ты домовенок Кузя, домовенок из мультфильма)
Домовенок Кузя: Я приглашаю вас к себе в гости. Буду ждать вас. А приведет вас ко мне волшебный клубочек.
Кузя пропадает с экрана звучит русская народная музыка, катится клубочек.
Воспитатель: Ребятки, а вы хотите в гости к Домовенку Кузе?
Дети: Да
Воспитатель:
Ты катись, катись клубочек,
Со овражка на мосток
Только сильно не спеши
Путь дорожку укажи.
Воспитатель с детьми отправляются в гости к домовенку Кузе.
Приходят в русскую избу.
Воспитатель: Проходите, ребятки, милости прошу присаживайтесь на лавочку, да поближе к печке. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.
Очень часто за событиями и за сутолокою дней Старины своей не помним, забываем мы о ней. Стали более привычны нам полеты на Луну. Вспомним старые обычаи! Вспомним нашу старину!
Воспитатель: Ребятки, а куда мы с вами пришли?
Дети: (Это русская изба; деревянный дом; дом, в котором жили люди в старину; это горница)
Воспитатель обращает внимание детей на шорох за печкой.
Воспитатель: Ребята, я слышу какие-то звуки. А вы слышите?
Дети: (Да, кто то шуршит; скребется; что то гремит)
Воспитатель: Я посмотрю (воспитатель находит за печкой игрушку Домовенка)
Воспитатель: Да это же Кузя - хозяин запечный, дружок наш сердечный. Он здесь живет, добро стережет. Сундучок охраняет.
Воспитатель: Этот сундучок подарила мне моя мама, дарила, и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундучок, мне его бабушка твоя оставила. Береги его – он полон добра. Вот я и берегу! Старенький сундук, уж сто лет ему, а может и больше. А хотите посмотреть, что в нём? (воспитатель приоткрывает сундучок, удивляется).
А сколько он таит в себе чудес, тепла и доброты, ведь все, что в нем хранится, сделано с любовью мастерами умельцами.
Воспитатель загадывает детям загадки:
Воспитатель:
«Верчусь, верчусь – не потею,
Все толстею и толстею»
Дети: Веретено
Воспитатель:Правильно молодцы (достает из сундука веретено). Ребятки, как вы думаете для чего оно?
Дети:(Чтобы пряжу прясть; чтобы ниточка получилась; делать нитку)
(Индивидуальная работа с затрудняющимися в ответе детьми) Воспитатель: Молодцы. А одним веретеном можно спрясть нитку?
Дети: Нет. Нужна прялка.
Воспитатель: Из каких деталей состоит прялка?
Дети: (Донце, на него садилась мастерица; ножка с лопаткой; еще нужна шерсть)
Воспитатель: А к чему привязывалась шерсть?
Дети: К лопатке.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, все знаете. Пряли женщины в специально отведенном месте, около печки. А кто знает, как называется это место?
Дети: Бабий кут.
Воспитатель:Правильно, бабий кут. Ребятки, хотите посмотреть как в старину пряли?
Дети: Да.
Веретено, веретено!
Жужжит и кружит оно.
Нитку сучит,
Об пол стучит.
Показ воспитателем процесса прядения. Воспитатель вместе с детьми исполняют русскую народную песню: «Во поле береза стояла»
Воспитатель: Хорошо, ребятки, а сейчас следующая загадка.
«Эту обувь не забыли
Хоть давным-давно носили».
Дети: Лапти.
Воспитатель: Правильно, ребятки, это лапти (достает из сундука лапти). Из чего плели лапти?
Дети:(Из бересты; лапти плели из бересты; из лыка)
Воспитатель: А из чего получали лыко?
Дети: (Лыко делали из коры липы; из липы)
Воспитатель: А как делали лыко?
Дети: (Кору с липы снимали, в воду пускали, замачивали)
Воспитатель: А кто знает, какие лапти считались праздничными?
Дети: (Лапти сплетенные из бересты; из бересты)
Воспитатель: А как их плели?
Дети: (Их плели аккуратно; с рисунком)
Воспитатель: Молодцы, ребятки, каждый мастер плел лапти аккуратно и у каждого мастера был свой рисунок. А я знаю очень интересную народную игру «Лапти». Хотите поиграть?
Дети: Да
Проводиться русская народная игра «Лапти»
Воспитатель:
«Спать прилягу на кровать я
Чем я буду накрываться?
Нежно и тепло обняло
Лоскутное.»
Дети: Одеяло
Воспитатель: Хорошо, ребятки, отгадали загадку (достает из сундука лоскутное одеяло). Что это такое?
Дети: (Одеяло; одеяло сшитое из лоскутков ткани)
Воспитатель:А вы хотели бы сами смастерить такое одеяло?
Дети: (Да; хотим смастерить)
Воспитатель вместе с детьми собирают на основе одеяло из лоскутков ткани (помощь воспитателя затрудняющимся детям)
Воспитатель: Вот какое красивое одеяло мы собрали с вами все вместе. «Одному хорошо, а вместе - лучше». Вместе и работать веселее, такое было правило на Руси – помогать друг другу, делать все сообща.
А что мы теперь будем делать с ним, где можно его использовать?
Дети: (Покрываться; на печку положим; малыша в люльке укрыть; на стену повесить)
Воспитатель:
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник….»
Дети: Самовар
Воспитатель: Правильно самовар. (Достает из сундука самовар)
А для чего нужен самовар?
Дети: (Пить чай; в нем люди раньше кипятили воду; чтобы горячая вода была)
Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая семья. В гости звали на посиделки соседей, друзей. Чаевничали и вели беседу. Чаепитие за самоваром – это традиция, без которой невозможно представить Россию. Ребятки, поможете мне накрыть на стол?
Дети: Да
Воспитатель: Ребятки а где стоял стол в избе?
Дети: В красном углу.
Воспитатель: А что хозяйка ставила на стол к чаепитию?
Дети: (Ватрушки; пироги; баранки; сахар; мед; варенье)
Игра «Накрой стол к чаепитию» (дети ставят на стол чашки, варенье, мед, баранки, пироги, ватрушки, сахар)
Воспитатель:
Вы меня теперь потешьте
Пирогов моих поешьте.
Не красна изба углами,
А красна пирогами.
Дети вместе с воспитателем садятся за стол, пьют чай, беседуют (релаксация)
Воспитатель: Ребятки, понравилось вам в гостях у домовенка Кузи?
Дети: Да понравилось.
Воспитатель: А что понравилось?
Дети:(Понравилось играть; собирать одеяло из лоскутков, накрывать на стол, песни народные петь; играть; чай пить; петь)
Воспитатель: А еще, ребятки, придем к домовенку Кузе?
Дети: Да
Воспитатель:
Умный сильный наш народ
Свою землю бережет
А преданья старины
Забывать мы не должны
Список использованной литературы:
1. О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт-Петербург, Детство-пресс 2019г.
2. И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» Подготовительная к школе группа. Санкт-Петербург, Детство-пресс 2018г.
3. Дополнительная образовательная программа дошкольного образования «Родной край»
4. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Москва 2014г.