Светлана Каранкевич
Конспект интегрированной образовательной деятельности «Учения по пожарной безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Учения по пожарной безопасности»
Анализ и значение выбранной темы: надо или нет учить детей распознавать опасные ситуации, уметь защищать себя? В последнее время это уже не вызывает сомнений. Дети – самая незащищенная часть населения. Они чаще всего страдают из-за собственной беспечности и неосмотрительности. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности „Учения по пожарной безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: Формирование у детей навыков осторожного обращения с огнем и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить знание детей о правилах пожарной безопасности.
2. Дать детям представление о труде пожарного.
3. Закрепить знания детей об огне и его свойствах.
4. Подвести детей к пониманию причинно – следственных связей при возникновении пожара.
5. Дать детям знания о средствах пожаротушения.
Развивающие:
1. Развивать в детях любознательность, познавательный интерес к знаниям об огне и его свойствах.
2. Развивать умения самостоятельно действовать.
3. Активизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, воображение, слух, развивать мелкую моторику рук, двигательную активность.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
2. Воспитывать активность, свободу общения.
Расширять и активизировать словарный запас: эксперимент, лаборатория.
Виды детской деятельности на занятиях:
Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно – исследовательская, продуктивная.
Методы: наглядные (показ иллюстраций, использование ТСО, словесные (объяснения, указания, вопросы поискового характера, практический (игровые упражнения, опыты).
Приемы: показ слайдов, комментирование, беседа, указания, пояснения, сюрпризный и игровой моменты, экспериментальная деятельность.
Создание среды для организации и проведения занятия: ноутбук, проектор, экран, накидки, каски, магнитные доски, набор карточек, свечки, вода, песок, земля, вата, бумага, кусок дерева, монета, пинцет, кошкин домик, карточки – капельки.
Музыкальное сопровождение: презентация, пожарная сирена.
Предварительная работа: проведение с детьми бесед по теме «Огонь - наш друг, огонь - наш враг», «Служба «01» всегда на страже», чтение сказки «Кошкин дом», рассказа Фетисова «Куда спешат красные машины?», раскрашивание пожарной машины, знакомство с пожарным щитом и размещёнными на нём средствами пожаротушения; дидактическая игра «Если возник пожар…», «Горит – не горит».
Ожидаемые результаты:
1. развитие у воспитанников интереса к профессии пожарного;
2. умения действовать самостоятельно;
3. познавательная активность;
4. расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей на занятиях:
• ребенок отвечает на вопросы,
• проявляет самостоятельность,
• сопереживает,
• эмоционально реагирует,
• проявляет интерес к познанию,
• активно участвует в исследовательской деятельности.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: показ слайдов, видеоклип «Профессия пожарного», дидактическая игра «Огонь – друг, огонь – враг», экспериментирование «Свойства огня». Закрепить знания о профессии пожарного, свойствах огня. Дать представления о мерах борьбы с огнем. Закрепить знания безопасного использования материала и оборудования для опытов. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Воспитывать активность, свободу общения.
Социально - коммуникативное: беседа о профессии пожарного и методах борьбы с огнем. Развивать в детях любознательность, познавательный интерес к профессии пожарного.
Речевое развитие: чтение стихотворения «Профессия пожарного». Развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, продуктивной.
Физическое развитие: физкультминутка «Пожарный» - развивать двигательную активность.
Продолжительность занятия 25 минут.
План ОД.
1. Вводная часть (5мин.)
Создание мотивации для детей.
Показ видеоролика «Профессия пожарного»
Определение цели.
2. Основная часть (17 мин.)
Игра – ситуация «Что нужно пожарным?»
Дидактическая игра «Огонь – друг, огонь – враг»
Физкультминутка «Пожарный»
Экспериментирование «Свойства огня»
Игра – ситуация «Вызов на пожар»
3. Заключительная часть (3 мин.)
Оценка деятельности детей.
Подведение итогов.
Длительность ОД 25 мин.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Дети заходят в зал.
Звучит сигнал пожарной машины.
В зал заходит пожарный.
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Пожар Пожарыч.
Дети: здравствуйте!
Пожарный: сегодня во всех детских садах проходят учения по пожарной безопасности. А, вы, хотите участвовать в учениях?
Дети: да!
Пожарный: ребята, а что вы знаете о профессии пожарного?
Ответы детей.
Пожарный: я предлагаю вам видеоролик, где вам расскажут стихотворение о профессии пожарного.
Видеоролик «Профессия пожарного»
Пожарный: ребята, а вы знаете какими качествами должен обладать пожарный?
Ответы детей.
Пожарный: вы готовы начать учения?
Ответы детей.
Игра – ситуация «Вызов на пожар»
Пожарный: для того, чтобы участвовать в учениях вам надо одеться, как и пожарным в специальную одежду. На столе лежит форма, каски и инструменты необходимые для тушения пожара. Нужно быстро одеться, выбрать нужный инструмент и построиться в шеренгу.
Пожарный: молодцы, ребята, вы готовы продолжить учения?
Ответы детей.
Дидактическая игра «Огонь – друг, огонь – враг»
Ведущий: следующим вашим заданием будет проверка, знаете ли вы, когда огонь – друг, а когда он нам враг. Обратите внимание на магнитные доски. На них вы видите изображение доброго и злого огня. А на столе лежат карточки, вы должны выбрать одну из них и правильно ее разместить на одной из досок.
Физкультминутка «Пожарный»
Ведущий: ребята, а сейчас мы проверим какие вы сильные и умелые пожарные. Смотрите на меня и повторяйте за мной движения.
На одной ноге постой-ка
Будто ты пожарный стойкий (стоят на правой ноге)
А теперь постой на левой
Будто ты пожарный смелый (стоят на левой)
Руку левую к груди
И огонь скорей туши (имитируют работу пожарным рукавом)
Пожарный: а теперь я приглашаю вас в свою лабораторию и расскажу вам о некоторых свойствах огня и способах их тушения. Приглашаю вас за стол.
Опыт№1.
(Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи)
Пожарный: Когда мы зажгли свечи, что мы увидели?
Ответы детей.
Пожарный: Какой он?
Ответы детей.
Пожарный: Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?
Ответы детей.
Пожарный: Объясните, почему?
Ответы детей.
Пожарный: Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.
Опыт №2.
Пожарный: Сейчас мы посмотрим, как быстро загораются предметы из разных материалов.
Воспитатель подносит к пламени свечи полоску бумаги - она быстро загорается. Затем подносит к пламени вату - она вспыхивает мгновенно. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету - она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой, она шипит).
Пожарный: ребята, какой материал сгорел быстрее, а какой медленней и что случилось с монетой?
Ответы детей.
Опыт №3.
Пожарный: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?
Ответы детей.
Пожарный: Чего же «боится» огонь?
Ответы детей.
Пожарный: А давайте проверим правильность ваших утверждений. Я приготовил материал, который используют для тушения огня. Вы узнаете их?
Ответы детей.
Пожарный: Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды. (Ребенок выполняет указание воспитателя) Что происходит и почему?
Ответы детей.
Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей.
Опыт №4
Пожарный: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем?
Ответы детей.
Пожарный: Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.
Молодцы, ребята, благодаря нашим знаниям мы смогли провести эти опыты без травм и пожаров.
Звучит сигнал пожарной тревоги.
Ведущий: ребята, звучит сигнал тревоги – это нас вызывают на тушение пожара. Горит «Кошкин дом». Мы должны ей помочь. Вставайте вокруг дома. Я вам даю капельку, вы ее передаете друг другу со словами:
«Тили – бом – тили – бом!
Загорелся кошкин дом.
Мы дом кошечки спасем,
Правила все назовем!»
У кого в руках оказывается капелька, тот объясняет ситуацию на огоньке, если ответ правильный закрывает огонь капелькой «тушит пожар». Играют до тех пор, пока не закроют все огоньки.
3. Заключительная часть
Оценка деятельности детей.
Подведение итогов.
Пожарный: молодцы, ребята, пожар потушен. И наши учения подошли к концу
Ведущий: Ребята, расскажите свои впечатления, когда работали «пожарными».
Что нового мы узнали на занятии?
О чем вам хотелось бы еще узнать?
Для чего вам нужны эти знания?
А сейчас давайте скажем до свидания нашим гостям и пройдем в группу.