Наталья Микерова
Конспект интегрированной образовательной деятельности «Прилетайте на опушку — угощенье ждёт в кормушке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у воспитанников ценностное представление о зимующих птицах родного края, прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.
Задачи.
Образовательная область «Познавательное развитие» : развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах родного края (вороне, синице, снегире, воробье, сороке, наблюдать за поведением птиц в природе, рассматривать, называть их, сравнивать следы птиц на снегу, подкармливать их зимой.
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности „Прилетайте на опушку — угощенье ждёт в кормушке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Формировать интегративные качества «любознательный, активный», познавательные интересы : удовольствие от процесса познания и узнавания нового, радость познания; пытаться делать первые умозаключения, исходя из имеющихся знаний, собственного опыта жизнедеятельности.
Образовательная область «Речевое развитие» :
- связная речь: расширять знания детей о зимующих птицах нашего края, развивать диалогическую речь, учить детей отвечать на вопросы полным предложением; составлять описательный рассказ по вопросному плану; воспитание любви и заботы к птицам;
- словарь и грамматика: уточнить и расширить словарь по теме (птица, голова, крыло, хвост, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, летать, клевать, прыгать); совершенствовать грамматический строй речи (образовывать и использовать существительные в форме единственного числа родительного падежа);
активизировать в речи имена прилагательные.
Формировать интегративное качество «овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками» : отвечать на вопросы, поддерживать беседу, использовать речь как ведущее средство общения.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
поощрять желание детей ухаживать за птицами: класть корм в кормушки (при участии воспитателя, воспитывать заботливое отношение к птицам, помогать им в трудных зимних условиях, приобщать детей к подкормке зимующих птиц.
Формировать интегративное качество «эмоциональная отзывчивость» : проявлять сострадание, желание содействовать;
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на музыкальные произведения, красоту окружающего мира.
Образовательная область «Физическое развитие» : сохранение, укрепление и охрана здоровья детей, повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомляемости.
Форма проведения: игра – путешествие.
Оборудование: помещение группы оформлено под опушку зимнего леса : кормушка с плоскостными изображениями птиц (синица на веточке клюёт сало, снегирь клюёт ягоды рябины, ворона под кормушкой клюёт хлебные крошки, воробей в кормушке клюёт хлебные крошки, сорока у кормушки клюёт зёрна, ноутбук или музыкальный центр, аудиозаписи голосов птиц (синицы, снегиря, вороны, сороки, аудиозапись музыки П. И Чайковского «Времена года. Декабрь», кормушки для птиц, корм для птиц : хлебные крошки, пшено, овес, кусочки несолёного сала на ниточках, семена подсолнуха, семена арбуза; ведёрки для корма с изображением зимующих птиц.
В ходе образовательной деятельности использованы следующие методы и приемы:
словесный метод (рассказ воспитателя, рассказы детей, словесные игры,
практический (физкультминутка, кормление птиц,
информационно-развивающий (загадки о зимующих птицах, голоса птиц,
репродуктивный объяснительно – иллюстративный (иллюстрации, картинки, создание импровизационного леса, корм для птиц).
Используемые технологии:
технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
информационно - коммуникативные технологии; игровые технологии; здоровье сберегающие технологии.
Возраст детей, на которых рассчитана образовательная деятельность – 4-5 лет.
Условия для проведения: мероприятие можно проводить в музыкальном зале или в групповом помещении.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на участке, рассматривание альбомов с фотографиями птиц, установка кормушки на участке, обеспечение кормом прилетающих к кормушке птиц, прослушивание звуков, которые издают птицы, рассматривание следов птиц у кормушки, распознавание и сравнение следов ворон, воробьев, сороки, синицы, снегиря в естественных условиях (на снегу).
Содержательная часть:
Воспитатель: «Собирайтесь, дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Вместе за руки возьмёмся, и друг другу улыбнемся!»
Воспитатель: «Ребята, мы сегодня с вами отправимся на прогулку к опушке зимнего леса. Закроем глазки и скажем волшебные слова: «Раз – два – три - повернись, на опушке леса окажись!»
Дети закрывают глаза, говорят слова, поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке.
Звучит аудиозапись из цикла «Времена года. Декабрь» П. И. Чайковского.
Воспитатель: «Посмотрите, как красиво! Какой воздух! Слышите голоса? Это нас встречают лесные жители!» Показывает кормушку с плоскостными изображениями птиц : синица на веточке клюёт сало [1], снегирь клюёт ягоды рябины [2], ворона под кормушкой клюёт хлебные крошки [3], воробей в кормушке клюёт хлебные крошки [4], сорока у кормушки клюёт зёрна [5].
«Рано утром на опушке
Мы повесили кормушку
Для сорок и для синичек,
И для всех голодных птичек.
Вы едите не с ладошки
Зёрна, семечки и крошки?
Прилетайте на опушку, - угощенье ждёт в кормушке».
Воспитатель: «Какие птицы прилетели к кормушке?».
Ответы детей. (Синички, снегири, вороны, сороки, воробьи).
Воспитатель: «Все эти птицы живут рядом с человеком, только снегирь прилетает зимой из леса, так как ему в это время нечем кормиться. У всех птиц в холодное время года пух под перьями становится гуще. Повадки у всех птиц разные: зимой ворона любит находиться на ветках деревьев, воробьи на ветках кустов. Птички сидят нахохлившись, прячут свой клюв, лапки, распушают пёрышки, и так спасаются от мороза. Эти птички зимуют вместе с нами в городе. Их называют зимующими птицами».
Воспитатель:
«За синие крылья она так зовётся,
И в холод и в зной ей так звонко поётся!
В рубашечке жёлтой, и впрямь невеличка,
Так как же её назовёшь ты?»
Дети: «Синичка».
Воспитатель: «Чем питается синичка?» Дети: «Семечками, пшеном, зернышками, хлебными крошками». Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, что в ноябре некоторые люди празднуют «синичкин день» - они укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зёрнышки, вешают за окно кусочки несолёного сала. В народе говорят: «Не велика птичка синичка, а и то свой праздник знает».
[6 - аудиозапись голоса синички].
Воспитатель:
«Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять».
Дети: «Снегирь».
Воспитатель: «Вы знаете, чем питается снегирь?» Дети: «Зёрнышками, хлебными крошками, ягодами рябины». Воспитатель: «Верно, а ещё он питается замороженными гусеницами».
[7 - аудиозапись голоса снегиря].
«Эта птица всем знакома -
Важно ходит возле дома
Кар-Кар-Кар вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её …»
Дети: «Ворона».
[8 - аудиозапись голоса вороны].
Воспитатель:
«Эта птица так болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут её …».
Дети: «Сорока».
Воспитатель: «Вы догадались, чем питается сорока?».
Дети: «Зёрнышками, хлебными крошками».
[9 - аудиозапись голоса сороки].
Воспитатель:
«Эти маленькие пташки
В серых будничных рубашках
Всё клюют, чем угощают,
Даже крохи подбирают.
– Чик, чирик, – везде свои,
Непоседы …».
Дети: «Воробьи».
Воспитатель: «А кто знает, чем питаются воробьи?».
Дети: «Они питаются хлебными крошками, пшеном».
[10 - аудиозапись голоса воробьев].
Воспитатель: «А сейчас, внимательно посмотрите на воробья и скажите:
*Какой он по размеру?
*Какого цвета его пёрышки?
*Сколько у воробушка лапок?
*Для чего нужны воробью лапки?
*Как передвигается воробушек?
*Чем питаются воробьи?»
Составление рассказов о зимующих птицах (синицах, снегирях, сороках, воронах, воробьях) по плану, предложенному воспитателем.
Физкультминутка «Вороны и воробьи».
(Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт воспитатель). “Вороны” - важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” - резво прыгают по дорожке.
«Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными)
Воспитатель: «Синица (какая)».
Дети: «Быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая.»
Воспитатель: «Если у синицы черная голова, то она какая? (черноголовая)»
Воспитатель: «Снегирь (какой)».
Дети: «Нарядный, красногрудый, медлительный…».
Воспитатель: «Если снегирь мало двигается, то он какой? (малоподвижный)».
Воспитатель: «Снегирь малоподвижный, а синица … (шустрая)».
Воспитатель: «Ворона большая, а воробей … (маленький)».
«Кто что умеет делать?» (на образование глаголов).
Воспитатель показывает птичку-синичку: «Синица летает, клюёт, прыгает, тинькает».
Воспитатель показывает птичку-ворону, сороку, воробья, снегиря.
Дети: «Ворона летает, клюёт, прыгает, каркает».
Дети: «Сорока летает, клюёт, прыгает, стрекочет, трещит».
Дети: «Снегирь летает, клюёт, прыгает».
Дети: «Воробей летает, клюёт, прыгает, чирикает».
«Кого не стало?» Воспитатель: «Посмотрите внимательно на кормушку и запомните, где находятся птички (синица на веточке клюёт сало, снегирь клюёт ягоды рябины, ворона под кормушкой клюёт хлебные крошки, воробей в кормушке клюёт хлебные крошки, сорока у кормушки клюёт зёрна).
Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из них. Открыв глаза, вы мне скажите, кого не стало. Закройте глаза».
Воспитатель убирает плоскостное изображение одной птички (синички).
Воспитатель: «Откройте глаза. Кого не стало?».
Дети: «Синички».
Воспитатель: «Где сидела синичка?»
Дети: «На дереве».
Воспитатель: «Что она делала?»
Дети: «Клевала сало».
Воспитатель: «Я «посажу» синичку на дерево обратно, а уберу другую птичку.
Воспитатель поочерёдно убирает по одной оставшихся птиц (снегиря, воробья, сороку) и после ответов детей возвращает фигурку птиц на место.
Воспитатель: «Молодцы! Хорошо вы знаете птиц, которые зимуют в наших краях.
А вы знаете, что зимой птички хотят есть и не всегда могут найти себе корм. Поэтому они прилетают ближе к людям. А мы их будем подкармливать в птичьей «столовой».
Надо вешать кормушки с пшеном, хлебными крошками, хлебными корочками, салом, семечками. Нужно заботиться о птицах, чтобы им легче перенести холода».
Воспитатель: «Ну, что ж, ребята, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой. Скажем волшебные слова: «Раз – два – три - повернись, в детский сад возвратись!»
Итог:
Воспитатель:
«Что вам понравилось делать больше всего?»
«Что нового и интересного вы сегодня узнали?»
«Каких птиц мы повстречали на опушке леса?»
«Как можно назвать птиц одним словом?»
Сегодня мы с вами пойдём на прогулку, возьмём с собой корм и сделаем добрые поступки [11] : покормим птиц на участке».
Кого мы угостим зёрнышками, хлебными крошками? (Дети кладут корм в ведерко с изображением сороки).
Кто любит лакомиться несолёным салом? (Дети кладут корм в ведерко с изображением синицы).
Кого мы угостим рябиной, арбузными семечками? (Дети кладут корм в ведерко с изображением снегиря).
Кого мы угостим кусочками яблока?» (Дети кладут корм в ведерко с изображением вороны).
Кто любит лакомиться хлебными крошками и пшеном? (Дети кладут корм в ведерко с изображением воробья).
Дети с воспитателем отправляются кормить птиц на участке детского сада.
Список литературы:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, издание 3-е, исправленное и дополненное. МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва. 2015.
2.«Программа развития речи дошкольников» О. С. Ушакова. Четвёртое издание, переработанное в соответствии с ФГОС ДО. Москва. Творческий центр «Сфера».2015
Медиа ресурсы:
3. https:// ornithologist.ru/golosa/passeriac.html/
4. https://wool.ru/dock/fonoteca7, php.