Ольга Кузнецова
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познанию предметного мира «Эта загадочная осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое и физическое развитие.
Задачи:
Образовательные : Уточнить представление детей о времени года «осень»; учить детей находить цвета осени вокруг себя, любоваться и восхищаться яркостью и разнообразием красок, которые встречаются в природе; интонационную выразительность речи. Обогащать музыкально - слуховой опыт детей в процессе усвоения классической музыки.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие: Развивать монологическую речь; интерес и любовь к природе и природным явлениям, воспитывать любознательность.
Воспитательные: Воспитывать у дошкольников организованность, коллективизм, любовь к природе.
Предварительная работа :
1. Наблюдения на прогулке.
2. Чтение и заучивание стихов о временах года.
3. Рассматривание иллюстраций с изображением осени.
4. Дидактические игры: «Какое это время года?», «Когда это бывает?», «Угадай, что лишнее?»
5. Рассматривание репродукций с картин художников-пейзажистов.
6. Рисование деревьев и кустарников, осенних пейзажей.
7. Отгадывание загадок о временах года.
Оборудование: аудиозапись И. Чайковского «Осеняя песня» «Времена года»); картинки с изображением осени; атрибуты к игре «Собери букет»; мяч; мольберты, краски, листы А3.
Ход:
-Вы любите отгадывать загадки? Попробуем отгадать их?
1. Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ! (Поздняя осень)
2. Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто… (листопад)
3. Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Осенний лист)
4. Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт,
Убаюкивает? (Дождь)
5. Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный… (дождь)
-Послушайте ребята внимательно музыку и попробуйте отгадать, к какому времени года она больше подходит? (звучит аудиозапись П. И. Чайковский «Осеняя песня» «Времена года»)
- Какая она? Что вы почувствовали, когда слушали её?
- Да, в этой пьесе выражено тоскливое, подавленное, печальное настроение, созвучное неуютной, безрадостной картине увядающей природы. Музыка звучит монотонно, жалобно.
- Ребята, вы наверно догадались о чём сегодня пойдет речь?
-А какие ещё признаки осени вы знаете?
Ответы детей: Листья раньше были зелеными, а теперь желтые, красные, оранжевые, коричневые. С наступлением осени солнце начинает светить не так ярко, как летом, становится прохладнее и листьям не хватает света и тепла, поэтому они меняют цвет. Люди начинают одевать теплую одежду: шапки, куртки, ботинки. Потому что осенью становится прохладно. Осенью начинают идти дожди, и мы начинаем пользоваться зонтиками и одевать резиновые сапоги, чтоб побегать по лужам. Птицы улетают в теплые края. Потому что зимой им не будет хватать пищи, т. к. осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян. В лесу появляются грибы, которые собирают не только люди, но и животные (ежи, белки, так они запасаются на зиму. Осенью люди начинают собирать урожай.
- Первый месяц осени – сентябрь. Зовут его «запевалой осени» и «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, листва деревьев и кустарников становится золотистой. В сентябре рябина радует глаз своей красотой, а ее алые ягоды после первых заморозков становятся слаше. Поэтому и зовут сентябрь «рябинником». В это время на дубах созревают желуди, на орешнике — орехи, на болоте — клюква. В первый осенний месяц в лесу пахнет прелью и грибами. На старых замшелых пнях появляются дружные семейки опят. Прикрытые золотыми, красными и лиловыми листьями прячутся в сухой траве подосиновики, подберезовики, лисички, сыроежки и грузди. Люди говорят: «Грибок в кузовок — зимой будет пирожок».
- Я хочу поиграть с вами. Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете. На смену лету пришла (осень) Осенью опадают (листья) Дует холодный (ветер) Стелиться (туман) В лесу растут (грибы) Моросит мелкий (дождик) Солнышко все реже и реже выглядывает из-за (туч) Птицы собираются в стаи и (улетают в теплые края) - Молодцы! Вы правильно закончили предложения!
Игра «Собери красивый букет» (Разбросать листья от разных деревьев, цветов)
- Второй месяц осени – октябрь «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?
Ответы детей: Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит.
- Ребята, а сейчас мы поиграем в игру: «Какая погода бывает осенью» Я говорю предложение, а вы должны ответить одним словом. Погода бывает какая? (воспитатель по очереди передаёт листок детям и они дают ответ)
-Когда идет дождь - дождливая,
-Когда дует ветер – ветреная,
-Холодно – холодная,
-Пасмурно – пасмурная,
- Сыро – сырая,
-Хмуро – хмурая,
-Ясно – ясная.
А как называется природное явление, когда опадают листья с деревьев?
Дети: Листопад
Физ. минутка «Осенью»
- Смотрите на меня и повторяйте движения за мной
- Повторим еще раз, теперь запоминайте движения.
Ветер подул (губы в трубочку — дуем)
Листья зашуршали (трут ладошки)
Ежик уснул (складывают руки под голову)
Дождь заморосил (стучат пальчиками по столу)
Птицы полетели (машут ладошками)
-Наступила очередь следующего осеннего месяца – ноября. Ноябрь — последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна. Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. Недаром ноябрь зовут в народе «чернотропом». Небо в этом месяце почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом. В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шатер.
- А давайте поиграем с мячом. Игра называется «Осенние ассоциации». Я бросаю мяч кому ни будь, а кто поймает, тот называет какой-либо признак предмета и возвращает мяч мне. Аналогично: холодный - ветер; колючий – еж; серое -небо; круглое -яблоко; разноцветные - листья.
- А сейчас послушайте стихотворение и расскажите «Кто больше услышит примет об осени в этом стихе»
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
-Осень, это время года самое разноцветное, когда мы выходим на улицу нас окружает множество красок. Как Вы думаете, какие эти краски?
Ответы детей: яркие, цветные, немного грустные.
-А сейчас я предлагаю вам пофантазировать и изобразить осень на мольбертах в своих работах.