Марина Титаренко
Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира
В исследованиях отечественных и зарубежных психологов убедительно показано, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. В практике работы дошкольных учреждений в последнее время все больший акцент делается на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в ее процессе. Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними. Теоретической базой экспериментальной работы являются исследования Н. Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н. Н. Поддьяков, 1995).Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Публикация «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» размещена в разделах
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не определен и не конкретизирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особую печать на се действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер. Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Для реализации этого направления по экологическому воспитанию должны быть созданы условия для проведения самостоятельного экспериментирования детей. Это может быть уголок-лаборатория, где дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком, глиной. Это может быть уголок на групповом участке или на территории дошкольного учреждения, где в теплый период года пытливый ум ребенка прокладывает путь в неизведанное. Первые эксперименты надо начинать проводить с водой: дети знакомятся со свойствами воды (жидкая, не имеет формы, принимает форму того предмета, в котором находится; вода имеет температуру – бывает теплой, горячей, холодной, прозрачной, не имеет вкуса, запаха; в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет и т. п.). Эти опыты предлагаются от имени игрового персонажа – Капельки. 1 этап – моделируются проблемные ситуации, которые дети решают в процессе совместной деятельности под руководством воспитателя. 11 этап – детей учат самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, продумывать способы ее проверки, выбирать и самостоятельно готовить необходимое оборудование, осуществлять практические действия, делать выводы. Уголок должен постепенно пополняться разными материалами: песком, глиной, почвой, палочками, камушками, дощечками, разными по форме сосудами, стаканчиками, воронками.
Работа в уголке-лаборатории требует соблюдения правил техники безопасности, поэтому совместно с детьми их следует выработать.
Например:
• Бери только нужные для работы материалы;
• Работай с сыпучими материалами на подносе;
• Пробовать на вкус вещество можно только в том случае, если твердо уверен, какое вещество ты пробуешь и что оно безвредно;
• «Капелька» любит порядок: клади на место все материалы по окончании работы.
Детям могут быть предложены карточки со схематическими изображениями предлагаемых опытов. Результаты проведенных исследований могут фиксироваться в дневниках наблюдений. При экспериментировании ребенок не просто усваивает знания, которые дает ему взрослый, - он активно привносит в этот процесс собственный опыт, дома вновь и вновь возвращается к самостоятельным исследованиям.
Например:
СВОЙСТВА ВОЗДУХА: невидим, прозрачен, легкий, имеет вес, бывает теплым – он легкий и холодным – тяжелым; воздух движется, воздух можно загрязнить.
УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ: влага, свет,удобрения,тепло,солнечный свет,прополка,прореживание,растения «пьют» воду, наиболее благоприятна для роста – почва.