Новоселова Наталия Григорьевна
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Царство Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающее занятие для детей подготовительной группы на тему : "Царство земли" .
Программное содержание:
Познавательные задачи:
- познакомить детей с составом земли, с тем, как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы, камней, глины;
- формировать у дошкольников представления о значении почвы в природе и в жизни человека.
Развивающие задачи:
- развивать умение сравнивать, анализировать;
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы „Царство Земли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;
- расширить словарный запас новыми понятиями: сыпучий, пластичный, рыхлый, геолог, пустыня, плодородная.
Воспитательные задачи:
- учить детей работать парами,
- формировать коммуникативные навыки;
- воспитывать любовь к природе;
- учить видеть необычное в обычном;
- заложитьосновы экологической культуры.
Оздоровительные задачи:
- следить за осанкой.
Материалы и оборудование: мисочки с песком, глиной, камнями; вода, ложечки для воды, салфетки; трубочки для коктейля; поднос для "создания" земли; поднос с землёй и проросшими побегами овса; дидактическая игра "Откуда горсть земли"; глобус.
Ход занятия.
Ведущий: Ребята, помните, не так давно мы с вами сажали кустик черноплодной рябины! Давайте посмотрим как это было.
Просмотр видеозаписи.
Ведущий: Вам интересно, что находится под землёй? Сегодня пришло время ответить на этот вопрос. Для этого нам предстоит отправиться в подземное царство. Пойдёт со мной тот, кто ответит на мои вопросы. Но вот проблема, вопросов у меня в два раза меньше, чем вас. Как быть?
(Рассуждения детей. Решение: каждый ответивший, возьмёт с собой друга).
Вопросы:
- Как называется планета, на которой мы живём?
- Какие сказочные герои работают под землёй?
- Как называют людей, которые ищут полезные ископаемые?
- Какие животные живут в земле?
- Загадка: И топчут её, и режут её, она не серчает, добром отвечает. Кто нам общая мать? /Земля/
- Камни, цветы, песок, глина, деревья, - что из перечисленного относится к живой природе?
Ведущий: Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой, по которой мы ходим каждый день. Её ещё называют почвой. Какая земля у нас под ногами - твёрдая или мягкая? (твёрдая, крепкая, надёжная). А что же делает землю такой твёрдой? Почему на ней могут расти растения? На все эти вопросы мы с вами сегодня постараемся ответить. И для этого я предлагаю вам стать учёными и отправиться в подземный мир. Кто знает, чем занимаются учёные? (Исследуют, наблюдают, проводят опыты).
Ведущий: Итак, мы отправляемся в путешествие.
Чтобы узнать строение земли.
Нам нужно вглубь её войти.
Вам опыты помогут в этом.
В пещере все найдём ответы.
Как попасть в пещеру нам?
Глобус здесь поможет вам.
Глобус должен покрутиться,
Чтобы нам в недра земли спуститься.
Ведущий: Под землёй темнота и мрак, волшебный фонарик поможет так: включаем фонарик и идём по туннелю в лабораторию.
Детей в подземной лаборатории встречает учёный.
Ученый: Для проведения опытов ученым нужна лаборатория.
Ведущий: Учёные часто советуются друг с другом и обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. На каждом столе лежат предметы для исследования.
Ученый: Свои исследования мы начнём с изучения песка.
Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется? Какой песок? (Сыпучий). А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? (Ответы детей и проведение опыта).
Куда девалась вода? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий? (Нет, сыпучий только сухой). Из какого песка легче делать постройки - из мокрого или сухого? А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Там очень жарко, растений мало. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения, живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды. Такие места называют песчаными пустынями. По песку тяжело передвигаться - ноги утопают, песок забивается в обувь.
Вывод: "Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер может легко передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг другу".
Исследования глины.
Ученый: Теперь перейдём к исследованию глины. Возьмите мисочки с глиной. Рассмотрите её. Какая она? (Твёрдая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга).
Давайте нальём в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода? (Она плохо проходит сквозь глину).
Как изменилась глина? (Стала пластичной, мягкой, из неё можно лепить). Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться. Ещё в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из неё посуду. Посуду обжигали на огне, и она становилась твёрдой и не пропускала воду.
Вывод: "Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твёрдая, но если её намочить, она станет мягкой, пластичной. Из глины лепят посуду. Её используют в строительстве.
Ведущий: Физкультминутка
Раз - и стану я землёй, И бросать в окошко нас
Мягкой, тёплой и живой! Никому не надо.
Очень сильной, очень крепкой, Пять - я почва - верхний слой,
Очень доброй и большой. Дружат травы все со мной,
Два - и вмиг я глиной стану, И деревья, и кусты,
Может к обуви пристану, Червяки, жуки, корты.
Если дождик на дворе. Всем живущим говорю:
Не ходите вы по мне! "Чтите матушку свою!"
Три - сейчас я холм зыбучий, Наша круглая планета
Очень жёлтый и сыпучий. Называется ЗЕМЛЯ,
Осторожней, люди, будьте, Все живущие под солнцем
Если вы не на верблюде! Братья нам. И мы друзья!
А четыре - камни мы,
Дружные ребята.
Исследование камней.
Ученый: Давайте исследуем камни. Рассмотрите их, потрогайте, постучите ими друг о друга. Какие они? (Твёрдые, холодные, шероховатые и т. п.). Налейте на камни немного воды. Что получилось? Стали ли камни от этого мягче, как глина? Может они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни? (Нет). Как они изменились? (Стали ярче, красивее). Кто знает, где "живут" камушки? (В горах, в море, в реке, в пещерах и т. п.). Кто из вас видел камни, и где это было?
Вывод: "Камни твёрдые, крепкие. Они "живут" на земле, под землёй, в земле, на дне морей, озёр, рек, в вулканах. Камни бывают очень разными по цвету и форме. Если их намочить, они меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче".
Исследовании почвы.
Ученый: Возьмите оставшуюся мисочку. Что в ней? Здесь находится особая земля - почва. Рассмотрите её внимательно, исследуйте из чего она состоит. (В ней есть частички тёмного цвета, сухие листочки, веточки песчинки и т. д.). Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится "еда" для растений. Чем больше такой "еды", тем лучше чувствуют себя растения. Налейте в мисочку немного воды. Что произошло? (Вода впиталась, почва стала влажной). Вспомните, как мы поливаем почву в горшках для комнатных растений, на клумбе. Куда при этом девается вода? (Она уходит в почву, и растение может "напиться"). А кто живёт в почве? (Дети перечисляют).
Вывод: "Почва - это "живая" земля. Без неё не могут жить растения. В почве обитает много разных животных. Она состоит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений. Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их. (Ответы детей). У нас под ногами - песок, глина, камни. Самый верхний самый плодородный слой земли называется почвой".
Ученый: Давайте попробуем всё содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать. Что получилось? (Земля). Все эти части можно обнаружить в земле, у нас под ногами. Люди часто называют землю "кормилицей", "матушкой-землёй". Почему? (Ответы детей). На земле растут деревья, травы, кустарники. Земля - это ещё и название нашей планеты. Давайте скажем" матушке- Земле" несколько добрых слов и пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, "живую землю", на которой всё оживает. Пусть каждый из вас произнесёт своё пожелание земле. (Дети говорят добрые слова. В это время поднос накрывается большим лоскутом).
Ведущий: А теперь давайте поиграем!
Игра "Откуда эта горсть земли?"
Ведущий: Ребята, к лепесткам этого цветка прикреплены картинки, на которых изображены разные уголки нашей планеты. Давайте отгадаем, из каких мест взяты"горсти земли" в пакетиках. Дети по очереди берут пакетики и кладут их на той или иной лепесток. Пакетик, в котором много камешков, - на лепесток с изображением гор, пакетик с чёрной, плодородной землёй - на лепесток с изображением цветника и леса, с глиной - на глинистую дорогу, с песком - на лепесток с иллюстрацией пустыни, с морскими камушками - на лепесток с изображением морского берега.
Ученый: Мы с вами провели интересные исследования. Теперь, может быть, вы по-другому будете смотреть на то, что у вас под ногами, когда пойдёте на прогулку, посмотрите, какая земля на территории нашего детского сада. А теперь давайте "пообщаемся" с землёй. (Берёт поднос, накрытый тканью, и снимает ткань. Оказывается, что в земле выросли молодые побеги овса - во время игры педагог незаметно меняет поднос с землёй, но уже с проросшими побегами). Смотрите, что произошло с нашей землёй после того, как мы сказали ласковые слова. Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю. Возьмём этот поднос в группу и будем наблюдать, что произойдёт с землёй и растениями дальше.
(Воспитатель с детьми по туннелю возвращаются в группу).
Ведущий: Дети, а может быть у вас ещё какие-то пожелания есть Земле?
Дети: Планета любимая - наша Земля,
Как близкого друга мы знаем тебя.
И все твои тайны, что скрыты от глаз
Для наших друзей мы открыли сейчас.
И пусть всех богатств никогда нам не счесть.
Мы все обещаем сегодня и здесь,
Что будем любить, и беречь, и хранить
Всё то, что земля нам будет дарить.