Светлана Дергунова
Конспект интегрированной НОД в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» «Охраняем природу»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Центр образования № 19»
(дошкольное подразделение)
КОНСПЕКТ
ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
ТЕМА: «ОХРАНЯЕМ ПРИРОДУ ЗИМОЙ»
Выполнила:
Воспитатель Дергунова С. Н.
Публикация «Конспект интегрированной НОД в старшей группе по образовательной области „Познавательное развитие“ „Охраняем природу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Интеграция и задачи образовательных областей :
Познавательное развитие :
• продолжать обогащать представления детей о мире природы;
• формировать представления о том, что растения и животные нуждаются в охране и защите;
• развивать наблюдательность у детей, чувства сопереживания и сопричастности к природе, к судьбам птиц зимой;
• расширять кругозор детей;
• формировать причинно-следственные связи и закономерности в природных явлениях;
• обобщать знания детей о правилах поведения в природе в зимний период;
• воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, внимание к каждому уголку родной земли.
Речевое развитие :
• обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи слова: перезимовать, смола, ястреб.
Социально-Коммуникативное развитие :
• учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие, выполняя определенную роль;
• развивать любознательность;
• развивать умение поддерживать беседу;
• формировать самостоятельность в выборе правильного ответа;
• продолжать формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру;
Художественно-эстетическое развитие :
• приобщать к словесному искусству через чтение и прослушивание стихотворения;
• развивать способность эмоционально воспринимать музыку.
Физическое развитие :
• развивать двигательную активность в процессе физкультминутки.
Материал и оборудование: картинки с изображением птиц и деревьев, конверт с письмом, карта Тульской области, чучело птицы, доска, мяч, кормушка.
Ход:
Воспитатель находит письмо. Читает стихотворение Е. Карагановой «Письмецо»
Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца
Что щекочет мне в лицо?
Может это воробьишко
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо,
Как мышку, на окошко затащил?
Ребята, здесь целых два письма. Вы хотите узнать от кого эти письма?
Дети: Да.
Воспитатель: Только сначала надо отгадать загадку.
«Его весной и летом
Мы видим одетым
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки»
Дети: Дерево.
Показать картинку дерева.
Воспитатель: Ребята, назовите деревья, которые растут в нашем крае.
Дети: Дуб, липа, береза, клен, ель, осина.
Воспитатель: В нашей области очень много разных деревьев растет. Они радуют нас своей красотой и не только летом, весной, осенью, но и зимой.
Заснеженные деревья так красивы! Но иногда слишком много снега может принести вред деревьям. Сильные снегопады замели деревья и кустарники, нагнули ветки, которые загородили дорожки и тропинки, что мешает проходу людей. А от сильного ветра поломалось много веток. В этом письме деревья просят у нас помощи. Как же мы сможем помогать деревьям зимой?
Дети: Аккуратно стряхнуть лишний снег. Поставить под ветки опору. Подвязать ветки.
Воспитатель: Ребята, а можно не подпирать ветки, а просто их отломить?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Если обломать ветки, то дерево заболеет, у дерева будет ранка, и весной из нее будет вытекать сок, дерево начнет засыхать и погибнет.
Воспитатель: А если уже сломана ветка, какую помощь мы сможем оказать дереву?
Дети: Надо завязать ранку тряпочкой, бинтиком. Замазать ранку смолой, краской.
Воспитатель: Правильно, дереву нужно обязательно оказать помощь, ведь оно живое, ему больно. Ведь, когда у вас бывает рана, взрослые помогают вам, обрабатывают вашу рану, жалеют вас. Так же и мы с вами должны помочь деревьям, пожалеть их. Ребята, послушайте еще одну загадку:
«По полю рыщет,
Поет, да свищет,
Деревья ломает
К земле приклоняет»
Дети: Ветер.
Воспитатель: Зимой очень часто дуют сильные ветра. Они тоже могут нанести вред деревьям. Ветер сдувает снег около дерева, оголяет ствол и корни. Как вы думаете это плохо?
Дети: Да.
Воспитатель: Почему?
Дети: Под снегом тепло, как под одеялом. Снег спасает корни деревьев от мороза.
Воспитатель: Правильно. Деревья стоят без листьев. Им зимой не хватает света и тепла, но они не погибают, они спят до весны, и снег их согревает. Как же помочь тем деревьям, у которых оголился ствол и корни?
Дети: Надо подсыпать снег под ствол. Засыпать снег под корни.
Воспитатель: Молодцы ребята. Я думаю, мы сможем помочь деревьям в трудный для них период. Деревья перезимуют. Весной на них появляются листочки, они зазеленеют, и будут радовать нас своей красотой. Мы будем дышать свежим воздухом, который они нам дают, прятаться от солнца в тени деревьев.
«Речку, лес, в ромашках луг
Получай в наследство,
Охраняй их юный друг,
Береги их с детства»
А сейчас мы немного развлечемся.
Физкультминутка.
«Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише
Дерево все выше, выше»
Воспитатель: Ребята не только деревья просят у нас помощи.
Послушайте ещё одну загадку.
«Сниться ночью червяку
Чудо-юдо на снегу:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали? Это.
Дети: Птица.
Показать картинку с изображением птицы.
Воспитатель: Я прочитаю вам от них письмо.
«Ну, морозы, ну, морозы,
Нос наружу - ой-ой-ой!
Даже бедные березы
В серой корке ледяной.
Даже белки-непоседки
В ожидании тепла
Не снуют на ветки с ветки,
Не вылазят из дупла.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, ни зерна.
День дымит морозной далью,
Ночи стылы и темны,
Не дожить мне до весны!»
Какие же птицы просят у нас помощи?
Дети: снегирь, воробей, дятел, синица, ворона, сорока, голубь, клест.
Воспитатель: А как их можно назвать одним словом?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Поиграем в игру «Назови птицу».
На столе лежат картинки зимующих и перелетных птиц. Ребенок находит зимующую птицу и читает про нее стихотворение.
Синица
Всюду иней серебрится
Ветка каждая блестит
Скачет, прыгает синица
И на месте не сидит.
Как бы перья синие
Не покрылись инеем.
Сорока
Трещала с самого утра
Пор-р-ра! Пор-р-ра!
А что пора?
Такая с ней морока
Когда трещит сорока.
Снегирь
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стойко встретили метели,
А мороз красный нос
Им рябинки принес.
Хорошо угостил
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые гроздья.
Воробьи
Воробьи - воробушки,
Серенькие перышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить.
Дятел
- Что ты, дятел
Тут стучишь
Целый час?
В дупле осины,
Как привязанный, Торчишь!
-Я недаром тут стучу:
Червяков достать хочу
Пообедаю на славу
И осину полечу.
Ворона
Вот под ёлкой запушенной
Скачут по снегу вороны
Кар-кар-кар
Из-за корочки подрались
Во всю глотку разорались
Кар-кар-кар.
Сова
Мудрейшая птица на свете - сова
Все слышит, но очень скупа на слова
Чем больше услышит, тем меньше болтает
Ах, этого многим из нас не хватает.
Воспитатель: А еще я хочу познакомить с новыми зимующими птицами. Остаются у нас зимовать щегол, свиристель, тетерев, куропатка, филин и большая птица - беркут. Сейчас я вам покажу эту красивую птицу.
Воспитатель вносит чучело ястреба. Рассматривают птицу.
Воспитатель: Все эти птицы зимуют в Тульской области.
Воспитатель показывает на карте Тульской области места обитания птиц.
Воспитатель: Птицы подготовились к зиме. Поменяли свое оперение на более теплое. И все-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают. Поэтому в зимнее время птицы приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. И надо спешить. Дорог каждый час. А вы хотите помочь птицам?
Дети: Да.
Воспитатель: А как мы сможем им помочь?
Дети: Сделать кормушки и подкармливать птиц?
Воспитатель: А чем мы сможем покормить птиц?
Дети: Семена, крошки хлеба, семечки, сало.
Воспитатель: Для корма птиц пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. И лучше их заготавливать летом. Овес, пшено клюют только воробьи, также им можно дать крошки пшеничного хлеба. Синицы, кроме семян, любят сырое несоленое сало. Вороны - всеядные птицы, они едят очистки от овощей. Клесты любят семена еловых и сосновых шишек.
Снегири предпочитают рябину, семечки арбуза, тыквы. Дятлы даже зимой находят насекомых в коре дерева. Голуби - крупу, хлеб.
Подвижная игра «Кого чем угостить?»(Дети стоят в кругу, воспитатель в середине. Воспитатель называет птицу и бросает мяч ребенку, а он должен назвать корм, который любит эта птица).
Воспитатель: Кормить птиц надо с любовью, вкладывать в это свою душу. Ну и конечно необходимо соблюдать некоторые правила:
- во время кормления не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, коробки, банки;
- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тожевремя, птицы будут сами прилетать к этому времени;
- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
-корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
У нас с вами тоже есть кормушка (показ). Выйдя на улицу мы будем кормить птиц, насыпим корм для разных птиц. И может быть спасем этим ни одну птичью жизнь.
«По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья.
И пропоют чирикая:
Спасибо вам великое!»
Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших лесах, садах, огородах. Как же они помогут людям?
Дети: Они будут поедать насекомых - вредителей. Будут радовать нас своими песнями.
Воспитатель:
«Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья!»
Музыкальное прослушивание «Голоса птиц» (грамзапись).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, смогли мы ответить на послание, помочь деревьям и птицам?
Дети: Да, мы смогли помочь деревьям и птицам в трудный для них час. Воспитатель: Вы все сегодня были молодцы, все хорошо занимались. Узнали много нового. Я думаю, что теперь вы будете беречь природу, помогать всему живому и станете настоящими знатоками природы.