Пастушенко Марина Валерьевна
Конспект интегрированной НОД «Зимующие птицы» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Основное направление: познавательно-речевое развитие, социально-личностное развитие.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание.
Цель: расширение и обогащение экологических знаний о зимующих птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить, расширить знания о зимующих птицах, приспособлении их к среде обитания
Публикация «Конспект интегрированной НОД „Зимующие птицы“ с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- учить выделять характерные особенности птиц.
- обогащать словарный запас, развивать связную речь детей, учить давать полные ответы на задаваемые вопросы.
- активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление
- закрепить знания детей о корме, который можно использовать в подкормке птиц.
Коррекционно-развивающие:
- развивать полноту зрительного, тактильного и слухового восприятия
- развивать общую и мелкую моторику рук, совершенствовать двигательную активность.
- способствовать активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь к птицам и желание помогать им в зимний период.
- воспитывать желание беречь природу.
Возраст детей : 5-6 лет
Предварительная работа: наблюдение за птицами на участке (сорока, воробей, ворона, снегирь, свиристель, синица, голубь). Развешивание кормушек для птиц (изготовление вместе с родителями). Чтение стихов, рассказов о птицах. Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц». Наблюдение за птицами на прогулке (вместе с родителями). Загадки о птицах. Настольно-печатные и дидактические игры. Просмотр иллюстраций о зимующих птицах. Птичья викторина.
Место проведения: групповая комната.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами зимующих птиц, проектор, ноутбук, указка.
Демонстрационный материал: слайды с изображением «Город зимой», «Зимний лес», презентация «Зимующие птицы», иллюстрации зимующих птиц и корма для них.
Ход НОД:
Организационный момент.
Воспитатель: Прежде чем мы начнём заниматься, давайте построим «Гору Дружбы», соединив наши руки. (Протягиваю свою руку, на неё кладёт руку другой ребёнок, и т. д.). Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу, а это нам сегодня пригодится. Какое сейчас время года?
Дети: зима.
Воспитатель: Зима вступила в свои права. Дуют холодные ветра, мороз сковал всю землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от ветра.
Дети стоят в кругу. Стук в дверь. Воспитатель показывает детям электронное письмо. Дорогие дети к нам в группу пришло электронное письмо из далекой Африки. (Читает письмо)
«Здравствуйте! Пишут Вам дети жаркой Африки. У нас тут лето. Все цветет, зеленеет, бабочки летают, гусениц полным-полно. У нас очень много птиц.
Никогда мы не видели зимы, и переживаем за птиц, которые у Вас зимуют. Как они проводят зиму? Холодно и голодно им, наверное. Расскажите нам, пожалуйста, как зимуют птицы? Нам очень интересно. Заранее огромное спасибо!
До свидания!»
Воспитатель: Ребята, а как можно рассказать Африканским детям о зимующих птицах? Ведь Африка находиться очень далеко.
( дети строят предложения: отправим сообщение по электронной почте, позвоним, напишем письмо, общение по интернету и т. д.)
Останавливаемся на варианте – общение через интернет.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают в теплые края. Но не все, есть и такие, которые не улетают. Как такие птицы называются?
Дети: зимующие.
Воспитатель: Дети назовите зимующих птиц.
Дети: сорока, воробей, ворона, снегирь, свиристель, синица, голубь.
Воспитатель: Почему они остались?
Дети: они никуда не улетают.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим зимующих птиц.
(показ презентации, беседа по слайдам). Дети начинают исследования синицы, снегиря, дятла, воробья, голубя, вороны, сороки. Детям, у которых возникают затруднения, предлагаются схемы описания внешнего вида птиц на большом экране через проектор.
Слайд 1 Это синица. Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо.
Слайд 2 Это снегирь. Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато-серая спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды рябины.
Слайд 3 Это дятел. Зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев. Окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая — черная, зеленая или пестрая. Это одна из очень полезных птиц наших лесов : работает круглый год по уничтожению вредителей. Является лесным доктором.
Слайд 4 Это воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, всеядная птица.
Слайд 5 Это голубь. Обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги. Окраска перьев у голубей различна. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби очень привязаны к людям.
Слайд 6 Это ворона. Вороны очень умны. Оперение — чёрное с зелёными отблесками. Ест ворона всё. В природе ворона, безусловно, полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой.
Слайд 7 Это сорока. Сорока всеядная птица. Голова, шея, грудь и спина чёрные, живот и плечи белые. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, пауков и мокриц – сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.
Слайд 8 Ребята, устраивайте для птиц столовые!
Воспитатель: а сейчас мы с вами немного отдохнем.
Физкультминутка
Рано утром на опушке
Мы повесили кормушку
Для щеглов и для синичек
И для всех голодных птичек.
Не едите вы с ладошки
Зерна, семечки и крошки
Прилетайте на опушку
Угощенье ждет в кормушке.
(выполняются упражнения в соответствии с текстом).
Воспитатель: Ребята, посмотрите гнездо. А что там внутри, мы с вами сейчас узнаем. (в гнезде находятся загадки)
Отгадывание загадок
Я по дереву стучу,
червячка добыть хочу.
Хоть он скрылся под корой
Все равно он будет мой.
(дятел)
Чернокрылый, красногрудый,
Он везде найдет приют.
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут.
(снегирь)
Любит прыгать и летать,
Хлеб и зернышки клевать.
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем чик-чирик.
(воробей)
Трещала с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что-пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит …сорока.
Всё хлопочет и вертится
Всё свистит и суетится,
Ей на месте не сидится
Называется….синица.
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут.
(Голубь)
Воспитатель: Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
Дети: Надо изготавливать кормушки и подкармливать птиц.
Воспитатель: Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, устраивать для них кормушки на балконе, в саду, в парке, в лесу, у нас на участке в детском саду - везде можно устроить для птиц столовую. А какие кормушки приготовили вы?
(показ кормушек)
Воспитатель: Вам помогали родители. Из чего вы смастерили свои кормушки?
Дети: из дерева, коробочек и т. д.
Воспитатель: А чем вы кормите птиц?
Дети: пшеном, хлебом и т. д.
Воспитатель: Как вы думаете, почему еще необходимо помогать птицам в зимнее время?
Дети: для того, чтобы они, перезимовав, украсили зиму и лето своим пением. Птицы друзья человека, они уничтожают огромное количество насекомых-вредителей, распространяют семена.
Воспитатель: Помогите птицам, и они оплатят вам зелеными парками, лесами, сохраненным урожаем полей и садов, огородных участков.
Зрительная гимнастика. «Птички».
Летели птички, Прослеживание глазами за предметом по кругу
Собой невелички.
Как они летели, Движения глазами вправо – влево
Все люди глядели.
Как они садились, Движения глазами вверх – вниз
Люди все дивились.
Настольная игра «Собери птицу»
Цель: способствует формированию навыка соединения целого изображения из двух-трёх элементов. Развитии зрительного восприятия, мелкой моторики и координации движений рук, наглядно-образного мышления, памяти и внимания.
Птичья викторина
Почему снегиря назвали снегирем? (появляется с первым снегом)
У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
дитя любых пернатых (птенец).
Какая птица одета в желтую блузку с черным галстуком? (синица)
Жизнь, какой птицы очень тесно связана с человеком? (воробей)
Почему снегири и синицы любят водить компанию с дятлом? (подбирают останки насекомых, селятся в дуплах)
Дидактическая игра «Кто как кричит» (аудиозапись голоса птиц)
Цель: развивать полноту слухового восприятия, различать птиц по голосу.
Рефлексия:
Воспитатель: Давайте еще раз построим с вами «Гору Дружбы», как у вас настроение?
Дети: хорошее.
Воспитатель: Как вы думаете, удалось нам рассказать Африканским ребятам о зимующих птицах?
Дети: да.
Воспитатель: Что нового вы узнали?
(разные ответы детей)
Воспитатель: Молодцы!
Список использованной литературы:
1. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (для детей с нарушением зрения). Под редакцией Плаксиной Л. И. - М:. 2006.
2. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?».
3. С. Д. Сажина «Технология интегрированного занятия в ДОУ».
4. Н. В. Нищева «Кабинет логопеда. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».
5. Программа "От рождения до школы" дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой изд. "Учитель", 2011г.
6. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Г. М. Бондаренко. Воронеж, 2006
7. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим. [Текст]/Н. В. Алешина – М. : Педагогическое Общество России, 2000.-128 с.
8. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников [Текст]/ Г. А. Горбунова//Дошкольная педагогика. -2005.-№6-С. 10-12.
9. Иванова, А. И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология» [Текст] / А. И. Иванова - Новокузнецк: изд. ИПК, 1999.-72 с.
10. Каменева, Л. А., Кондратьева, Н. Н., Маневцова, Л. М., Терентьева, Е. Ф. Мир природы и ребенок [Текст] : методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева/ под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : Детство-пресс, 2003. - 319с.