Пономарева Екатерина Владимировна
Конспект занятия «Путешествие в лес. Ознакомление с миром природы» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: закреплять знания детей о лесе, о жизни животных в осенний период, об их повадках и особенностях поведения. Повторить правила поведения в лесу. Формировать умение выслушать рассказ товарищей, воспитателя, дополнять его. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: чтение художественных произведений, беседы о природе, заучивание стихотворений, пословиц, загадывание загадок на экологическую тему. Рассматривание картин, иллюстраций на тему лес, дикие животные.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в лес, Ознакомление с миром природы“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Словарная работа: лиственный, хвойный, смешанный, сосновый бор, 1/3 земной поверхности.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, слайды.
Ход ООД
Воспитатель:
Словно сказочной книги страница,
Лес открылся, листвою звеня,
Понимаю и зверя, и птицу,
И они понимают меня.
-Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить ребята? (Ответы детей)
Сегодня мы будем говорить с вами о лесе и о животных, которые в нем живут.
Воспитатель: Ребята, а давайте сегодня побываем в лесу. Для этого нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова.
- «Листик, листик, ты лети
В лес осенний нас приведи».
(звучит музыка, на экране появляется картина осеннего леса) (слайд №1)
Воспитатель: Открывайте глаза. Посмотрите, мы попали с вами в осенний лес. А как вы думаете, какая сейчас осень в лесу? (Ответы детей)
-Вспомните, а какой сейчас осенний месяц? (Ответы детей).
Воспитатель: Как красиво кругом! А сколько здесь деревьев – они самые главные обитатели леса. Около трети земной поверхности покрыто деревьями. Это большие живые организмы, и живут они дольше всех на земле. Служат для животных укрытием, домом, пищей.
Воспитатель: - Скажите, а в какой лес мы с вами попали? (Ответы детей: смешанный).
Воспитатель: - А как вы догадались? (Ответы детей).
Воспитатель:- А какие еще виды леса вы знаете? (Ответы детей: лиственный, хвойный)
Воспитатель:- Посмотрите, а какой лес сейчас вы увидели? (Слайды №2,3)
Воспитатель: - Как называется лес из берёз? (Ответы детей: берёзовая роща).
(Слайд №4)
Воспитатель: - Как называется этот лес (Ответы детей) (на экране появляется картина сосновый бор)
(Слайд №5)
Воспитатель: Какие вы молодцы!
Дидактическая игра: «Деревья».
Я буду называть вам дерево, а вы должны определить к какому виду оно относится: к лиственному или хвойному.
Если я назову лиственное дерево, вы поднимаетесь на носочки, поднимаете руки над головой и качаете ими, словно листочками на ветру. Если я называю хвойное дерево, то вы вытягиваете руки вперёд и шевелите пальчиками, словно это иголки.
Воспитатель перечисляет: Берёза, осина, ель, рябина, сосна, каштан, дуб, липа, кедр, клён, тополь.
-Спасибо за игру. Вы молодцы. Хорошо справились с заданием.
Воспитатель: А почему людям нравиться в лесу? (Ответы детей: потому что там красиво, чистый воздух, птицы поют и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а какие правила поведения в лесу вы знаете?
(Ответы детей: нельзя рубить деревья, так как они – зеленые легкие планеты, они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В лесу нельзя шуметь: можно разбудить диких животных. Нельзя разводить костры, потому что на месте пепелища еще 5 лет не будет расти трава, нельзя ломать ветки деревьев.
Воспитатель: Да, ребята, лес чудесное место, это необыкновенный мир тайн и загадок. А ещё это дом для животных. Сейчас мы с вами поговорим о том, как животные готовятся к зиме. Отгадайте загадку:
У кого берлоги нет,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора? (Заяц) (Слайд№6)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как же заяц подготавливается к зиме? как он спасается от врагов. Есть ли у него дом, и чем он питается.
(Дети отвечают на поставленные вопросы, затем воспитатель обобщает их ответы: задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов – лисы и волка. Норы у зайца нет. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке, а ночью выходит, так как ему нужно добывать пищу. Зимой он обычно обгладывает кору упавших деревьев.
Воспитатель: Зайцев часто называют косыми, хотя на самом деле косоглазия у этих зверьков нет. А называют их так, из-за умения зайчика петлять во время бега. Таким способом заяц старается запутать своего преследователя и уйти от погони. Зверек все время петляет еще и из-за ассиметрично развитых левых и правых лапок;
Воспитатель: отгадайте следующую загадку:
Хитрая плутовка – рыжая воровка
В лесу первая краса,
Догадались, кто? (Лиса) (Слайд№7)
Воспитатель: «Что вы можете рассказать о лисе?» (Ответы детей).
Ответы детей: Лиса к зиме тоже готовится. Осенью она линяет. Она не меняет цвет так, как ей, не от кого прятаться. Она сама хищник. А зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет пушистым хвостиком нос и, чтобы не замерз, и спит. Лиса очень ловкий и хищный зверек. У нее хороший слух. Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь, она быстро раскапывает снег и хватает добычу.
Воспитатель: Лисы очень осторожны. В случае опасности или погони они запутывают следы и перепрятываются в других местах, чтобы ввести преследователя в заблуждение. Именно из-за этой особенности лисе присвоено звание самого хитрого зверя.
Воспитатель: Следующая загадка: Трещат кусты под лапою
Под лапою мохнатою,
Дом ищу себе в лесу,
Крепко выспаться хочу. (Медведь) (Слайд№8)
Воспитатель: Расскажите, как подготавливается к зиме медведь?
(Ответы детей.) Осенью, нагуляв жир, медведь подыскивает себе берлогу. Долго, как заяц петляет и путает следы, чтобы никто не знал, где он устроился на зиму. Перед спячкой медведь питается с утра до вечера. Он ест корни растений, плоды, ягоды, мед, рыбу. Зимой у медведицы появляются медвежата.
Воспитатель: Медведь спит в берлоге пять месяцев. Все это время он обходится без пищи.
Воспитатель: «Молодцы, много вы рассказали о животных, а теперь вот вам последняя загадка, попробуйте угадать.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой
И в рыжей шубке летом. (Белка) (Слайд№9)
Воспитатель: Что вы можете интересного вспомнить о белке?
Ответы детей: Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает серая. У белки домик – дупло. Оно выстлано мхом, сухими листьями, ветками деревьев в виде большого шара, белочке там тепло, бывает, что в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув вход мхом. В отдельном месте лежат беличьи припасы, но много орехов, грибов закопала белка в «лесных кладовых» под деревьями. Часто ее запасами кормятся другие звери.
Воспитатель: Белки очень часто забывают, где спрятали клад. В лучшем случае белка съедает за зиму только четверть своих запасов, об остальных она просто напросто забывает. 2 четверти со временем находят и съедают птицы и другие грызуны, а из еще одной четвертинки вырастают замечательные новые деревья.
Физкультминутка: «Прогулка в осеннем лесу»
Мы пришли в осенний лес. Сколько здесь вокруг чудес (маршируют на месте, разводят руки в стороны)
Справа – березка стоит, слева елка на нас глядит (повороты вправо – влево)
Листочки в небе кружатся, на землю красиво ложатся (кружатся, приседают).
Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал (прыгают)
Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет (двигают руками.)
Все мы спрячемся сейчас, не найдет тогда он нас (приседают)
Лишь медведь в берлоге спит, сладко носиком сопит (закрывают глаза)
Прилетели снегири, как красивы они (имитируют взмахи крыльями)
В лесу красота и покой, а нам уж пора домой (садятся на места)
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Умей видеть следы».
Условия игры: На слайдах изображены следы животных. Дети определяют, какому животному принадлежат следы. (Слайды №10,11,12,13,14,15,16,17)
- Чьи это следы? Как они выглядят?
Воспитатель: Ребята, вам понравилась прогулка по лесу? Что вы узнали интересного? (Дети делятся впечатлениями.) Мы с вами ещё совершим не одну прогулку в лес и узнаем много интересного. А сейчас нам пора возвращаться домой. Закроем глазки скажем волшебные слова:
«Листик, листик ты лети
В группу нас приведи».
Список использованной литературы
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. М. :Просвещение, 2011г.
2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. \ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. :МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014 г.
3. С. Н. Николаева. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010г.