людмила михайлова
Конспект интегрированной НОД для детей старшей группы «Герб — символ малой Родины»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей патриотических чувств – любви к малой Родине и уважительное отношение к государственным символам.
Задачи:
1. Расширить и закрепить знания детей о гербе республики Марий Эл и Моркинского района;
2. Познакомить с историей происхождения герба, его значением в прошлом, так и в современной жизни;
3. Обогащать и активизировать словарный запас;
4. Развивать внимание, память, мышление.
Публикация «Конспект интегрированной НОД для детей старшей группы „Герб — символ малой Родины“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Символика: флаг, герб, гимн
- Символы России для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
5. Воспитывать чувство гордости и любви к малой Родине.
Ход НОД:
В: Ребята, давайте встанем в круг! Покажите мне свои ладошки, а теперь потрите их друг о дружку. Что вы чувствуете?
Д: Тепло.
В: Поделитесь своим добром и теплом друг с другом. А как можно это сделать?
Д: Взявшись за руки.
В: В преданьях старины глубокой
Встают пред нами образы легенд,
К марийской сказке путь лежит далекий
Сегодня с вами мы пойдем ей вслед.
Герой из сказки в гости к нам идет
Посмотрим, что произойдет?
(звучит музыка входит Онар)
Онар. Здравствуйте, дети!
Здравствуйте люди добрые!
Сердцем слышу, что меня здесь ждут!
В: Здравствуйте! Мы вас ждали!
Онар: Брат мой Кокша – богатырь
Нончык – патыр мне братишка,
Из земли марийской мы
Славные её сыны.
Помнят все нас: млад и стар
Я могучий богатырь – Онар!
В: Онар – патыр, мы рады вас видеть!
В: Онар – патыр, вы знаете много историй, а расскажите нам какую – нибудь интересную историю.
Онар: А расскажу – ка я вам легенду возникновения герба. История герба начиналась в те времена, когда наши предки были очень воинственны и большую часть времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены. А что защищало воина? (показывает детям доспехи – это металлическая одежда, шлем, щит.) А во время боя воины, закованные в доспехи очень похожи и было трудно определить, свой или чужой. Чтобы не ошибиться, воины придумывали главный опознавательный знак, который наносили на щит. Изображение на щите стали называть гербом. Чаще всего воин изображал на щите – гербе то животное, с которым себя сравнивал, на которого хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило, что воин считает себя сильным и храбрым как лев. А если нарисована ящерица, то хозяин такого герба ловок и быстр. На моем щите изображен старинный марийский узор, который означает, что я – сын марийского народа. Воины очень дорожили своим гербом. Передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались его не позорить.
Простые люди селились поближе к крепости воинов в надежде, что воины защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал целый город. Над воротами города вывешивался щит - герб. Любой гость, путешественник, увидев герб над воротами, знал, что у города есть надежная защита.
В: Спасибо вам, Онар – патыр, очень интересная легенда. Мы узнали о происхождении герба и поняли, почему герб имеет форму щита.
В: Сейчас у каждой страны, республики, города, района, так же, как и у богатырей, есть свой герб – это отличительный символ. Одинаковых гербов не бывает - потому что каждая страна неповторима.
Онар: Расскажите, пожалуйста, мне про герб Республики Марий Эл. Мне очень интересно!
В: Я с удовольствием расскажу вам, а ребята мне помогут. А вы знаете Онар – патыр, что герб по – прежнему, изображают в виде старинного щита. Герб может рассказать нам целую историю. Знаки и цвета в гербе имеют свое символическое значение, сообщают нам, чем народ славится, гордится и дорожит.
В: Ребята, давайте внимательно посмотрим на государственный герб Республики Марий Эл. Он представляет собой щит белого цвета.
- Что означает белый цвет на гербе? (символ чистоты, чистой одежды, чистых помыслов и поступков людей)
- Кто изображен на белом щите?
Дети: На гербе изображен медведь.
В: Почему изображен медведь, а не другое животное?
Дети: Медведь традиционно был одним из основных животных нашего народа. Медведь олицетворяет собой хозяина и защитника леса. Медведь на гербе символизирует такие качества, как предусмотрительность и силу.
В: Что держит медведь в левой лапе?
Дети: Держит щит с изображением золотого скошенного марийского креста.
- Что означает щит? (символ защиты прав своего народа)
- Что означает золотой скошенный марийский крест на щите? (знак оберега)
В: Что держит медведь в правой лапе?
Дети: Держит меч и золотой молот.
- Что означает меч? (Меч означает символ готовности к защите Родины, миролюбия)
- Что означает молот? (Молот – символ трудолюбия народа)
Щит украшен золотой короной, который олицетворяет государственную власть, представляющую собой венец с тремя зубцами ( 3 крупных города республики: Йошкар - Ола, Волжск, Козьмодемьянск).
А где можно увидеть герб? (на флаге, на фасаде зданий, в рабочих кабинетах руководителей, на печатях, на границе республики при въезде на территорию республики и выезде за нее, на республиканских спортивных наградах и грамотах)
Онар: Спасибо вам за интересный рассказ.
В: А теперь поиграем в игру «Собери герб РМЭ из частей»
Физкультминутка. Ну, а нам пришла пора отдохнуть, да показать свою силу, ловкость богатырскую. И вы, Онар - Патыр, присоединяйся к нам!
Дружно встанем раз – два – три (дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показываю силу)
Мы ладонь к глазам приставим (правую руку подносят козырьком к глазам)
Оглядимся величаво.
Приседаем – ниже, ниже,
Потянулись – выше, выше.
Подрастем, мы и, смотри,
Станем, как богатыри!
В: У каждого человека на земле есть малая Родина. Как вы думаете, что такое малая Родина?»
Дети: «Малая Родина – это место, где человек родился, вырос, учился. А как называется поселок и район, где вы живете?
Д: Моркинский.
В: Правильно, значит п. Морки Моркинского района Республики Марий Эл – будет для вас малой Родиной.
В: Ребята, а вы любите малую Родину?
Дети: Да.
В: Онар – патыр, наши ребята знают стихотворения о родине, сейчас Николай и Наталья расскажут о своей любви к родине.
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете –
Есть родина своя.
А там, где мы родились,
Где радостно живём…
Края свои родные…
Мы «Марий Эл» зовём…
(В. Карасёв)
Малая Родина – островок земли.
Под окном смородина, вишни расцвели.
Яблоня кудрявая, а под ней скамья.
Ласковая, малая Родина моя!
(Т. Бокова)
Онар: Молодцы, ребята! Вижу, вы любите свою Родину!
В: Да, Онар – патыр, уважать свою малую Родину и герб малой Родины – это долг каждого её гражданина. Поэтому мы должны знать про герб Моркинского района.
Онар: И мне интересно узнать про герб Моркинского района.
В: Герб представляет собой щит. На гербе мы видим белое и зеленое поле, которое разделено линией.
- Что напоминает вам эта линия?
Дети: Напоминает серп.
- Как вы думаете, что означает серп? (Серповидное деление щита указывает на то, что район занимается сельским хозяйством.)
Что означают цвета на гербе?
- Что означает белый цвет? (символ чистоты, добра, светлых помыслов и намерений населения)
- Что означает зеленый цвет? символ надежды, радости, ассоциируется с богатой природой: лесами и полями нашего края.
На зеленом поле нарисована золотая белка с золотой шишкой в лапах.
- Что означает золотой цвет? (символ богатства)
- Что означает белка? (Изображение белки в гербе района символизирует такие качества, как запасливость, трудолюбие и терпеливость.)
- Что означает золотая шишка? (символ лесных богатств)
- Что означает марийский бело – красный орнамент? (орнамент внизу герба отражает принадлежность Моркинского района к Республике Марий Эл)
В: А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется: «Найди не достающий символ и восстанови герб Моркинского района». Будьте внимательны! Белка смотрит в левую сторону. Готовые гербы подарим Онару в память о нас и Моркинском районе. (игра проходит под спокойную марийскую музыку) (вместо шишек - грибочки)
Онар: Вы все сегодня были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали. И я вам приготовил небольшой сюрприз – это книжка - раскраска «Богатыри» на память о нашей беседе. Вы сможете раскрасить их дома со своими родными и друзьями и рассказать всем о том, что сегодня узнали и запомнили. Желаю, чтобы вы были смелыми, честными, добрыми, храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли марийской.
В: Ребята, а я вам подарю раскраску герба Республики Марий Эл. Я уверена, что вы будете помнить, что означают герб Республики Марий Эл и Моркинского района, и будете гордиться ими.