Елена Ермакова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Архитектурные сооружения малой Родины (города Брянска)»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащать и расширять знания детей в сфере искусства (архитектура, представлении об ее значимости в обществе; формировать знания детей подготовительной группы дошкольного возраста об элементарных архитектурных сооружений города Брянска (как в прошлом, так и настоящем времени); способствовать развитию познавательного процесса и логического мышления (сравнение, анализ и обобщение); воспитывать эстетический вкус через эталоны архитектурного искусства города Брянска и выражать бережное отношение к наследию авторских архитектурных сооружений малой Родины.
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Архитектурные сооружения малой Родины (города Брянска)“» размещена в разделах
- Брянская область, Брянск
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Программные задачи:
Образовательные:
- формировать интерес детей к архитектурным постройкам города Брянска;
- расширять осведомление дошкольников в сфере человеческой деятельности (архитектуре, представление об ее значимости в обществе;
- формировать знания воспитанников детского сада подготовительной группы об элементарных формах архитектурного строения;
- обогащать знания детей в сфере искусства (архитектуре) о том, что существуют знания различного назначения (церковь, больница, школа, вокзал, театр, цирк).
Развивающие:
- способствовать развитию познавательного процесса к логическому мышлению детей подготовительной группы дошкольного возраста ( выделение отдельных элементов: предмета, сравнение, анализ, обобщение);
- побуждать дошкольников соединять в одном рисунке различные изобразительные средства (шаблоны, простой карандаш, цветные карандаши) для создания выразительности предмета;
- развивать умение воспитанников детского сада подготовительной группы находить сходства и различия характерных деталей архитектурных сооружений, одинакового в различных временных рамках: реальной действительности и в прошлой жизнедеятельности общества;
- закрепление порядкового счета до 10.
Воспитательные:
- воспитывать эстетическое восприятие и желание самостоятельно передавать в художественной деятельности образ архитектурной постройки;
- прививать любовь к родному краю и малой Родины (город Брянск) и вызывать бережное отношение к памятникам его архитектуры;
- активизировать желание дошкольников подготовительной группы делиться впечатлениями, высказывать предпочтения и отражать в своей творческой работе увиденное.
Методы и приемы:
1. Наглядный:
- показ слайдов.
2. Словесный:
- вопросы, ответы;
- чтение стихов;
- указание - предложение педагога о создании предмета;
- порядковый счет до 10;
- физкультминутка.
3. Игровой:
- импровизация езды в «машине времени».
Средства:
- проектор;
- слайды архитектурных строений;
- шаблоны;
- карандаши (простой и цветные);
- альбомный лист на каждого ребенка.
Предварительная работа:
- беседа «Город Брянск – культурный центр»;
- рассматривание зданий города Брянска;
- чтение стихов о городе Брянске;
- составление рассказа о родном городе;
- беседа об искусстве (архитектуре);
- создание различных зданий по словесной инструкции воспитателя;
- декоративная лепка в предметном творчестве по представлению детей;
- рисование зданий по шаблонам с использованием фломастеров;
- беседы о памятниках архитектуры столице нашей Родины (город Москва);
- рассматривание памятников архитектуры города Москвы.
Интеграция областей:
- познавательное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие.
Планируемый результат: дети подготовительной группы дошкольного возраста получили на данном занятии рост познавательной активности и проявили активный интерес к сфере человеческой деятельности (архитектуре) города Брянска. Во время данной деятельности дошкольники проявили положительный эмоциональный подъем и любовь к родному краю, малой Родине (городу Брянску,- это было очевидно отражено в их творческих работах и желанием поделиться впечатлениями об увиденном.
Ход занятия:
(Дети входят в группу и строятся полукругом в одну шеренгу)
Воспитатель:
Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.
Здравствуй! – Улыбнется он в ответ.
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Ребята, что мы скажем нашим гостям?
Дети: “Здравствуйте!”.
Ребенок: Много городов на свете есть
Нам их всех не пересчитать,
И у всех – свое лицо,
Неповторимое оно.
Воспитатель: Ребята назовите, какие вы знаете города?
(Дети перечисляют названия городов)
Воспитатель: Как вы себе представляете, что означает понятие «лицо» города?
Дети: «Лицо» - это красота домов, памятники, дворы, парки, различные места отдыха.
Воспитатель: Чем же отличаются друг от друга города?
Дети: Города отличаются названиями. Многие города отличаются друг от друга зданиями, памятниками.
Воспитатель: Да, один город от другого, прежде всего, отличается различными видами построек. По -другому можно сказать, что в каждом городе есть свои архитектурные сооружения.
Воспитатель: Ребята, а что включает понятие «архитектура»?
Дети: Архитектура - это красивые здания и постройки.
(Воспитатель дает определение архитектуры)
Архитектура — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения, а также совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, наш город раньше был таким как сейчас?
(Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель отвечает сам).
Воспитатель: А давайте мы сейчас сядем в «машину времени» и увидим наш Брянск в прошлом (старом) времени.
(Воспитатель предлагает присесть на стульчики, закрыть глаза и посчитать до 10).
Вот и оказались мы в старом времени, посмотрите, перед нами какое-то здание?
Воспитатель: Первая остановка «Старый Брянск» (на слайдах фотографии старого Брянска : вначале здание школы, затем появляется здание вокзала и больницы).
Воспитатель: Как вы думаете, что это за сооружения? Для чего предназначены? Из какого материала построены?
Дети: Это школа, больница, вокзал построены из дерева.
Воспитатель: Да, действительно большинство зданий делали из дерева. Они были не прочными, в случае пожара, могли сгореть. Они были как двух этажные, так и одного этажа. А что же необычного в этих постройках?
(Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель им помогает).
Воспитатель: Обратите внимание на окна. Они украшены различными узорами. Кто знает, как называются эти украшения?
Дети: Это наличники на окнах.
Воспитатель: Можно ли сейчас в городе встретить такие здания? Как вы думаете, бережно ли мы должны относится к таким строениям и почему?
(Ответы детей сводятся к тому, что это памятники архитектуры, а о памятниках нужно заботиться).
Воспитатель: Я предлагаю вам немного отдохнуть, затем продолжим нашу поездку.
(Проводится физкультминутка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит педагог и дети).
Мы по городу шагаем (шагают на месте)
То, что видим называем (взмах руками)
Светофоры и машины, (поворачивают голову вправо)
Ярмарки и магазины (поворачивают голову влево)
Скверы, улицы, мосты (взмах правой рукой)
И деревья, и кусты (взмах левой рукой)
И высокие заводы (взмах обеими руками)
И на Десне пароходы (изображение волны руками)
Люди шумною толпой (ходьба на месте)
И все это город мой (разводят руки вперед, затем в стороны).
Воспитатель: Ребята, занимайте места в «машине времени» и давайте посмотрим как наш город выглядит сейчас?
(Воспитатель предлагает присесть на стульчики, закрыть глаза и посчитать до 10).
Воспитатель: вторая остановка «Брянск современный».
(на слайдах фотографии современного Брянска : школа, вокзал, больница).
Воспитатель: Какие перед нами сооружения? Кто знает, для чего они предназначены?
Из какого материала выполнены?
(Ответы детей)
Воспитатель: Найдите сходства и отличия этих сооружений? Чем они похожи? Чем отличаются между собой?
(Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас давайте сравним их с постройками прошлых времен города Брянска.
( на слайдах фотографии зданий: вокзала, школа, больница старого и современного Брянска.)
(Ответы детей)
Воспитатель: В нашем городе Брянске много и других архитектурных строений. Назовите это строение?
Дети: Это церковь.
Воспитатель: Да, это Троицкий собор. Давайте его сравним с нашими всеми зданиями. В чем его схожесть? В чем отличия?
Дети: Церкви имеют купола, колокола и кресты.
Воспитатель: Кто узнал это здание?
(Ответы детей)
Воспитатель: А чем отличается Драматический театр от других построек? Какие у него архитектурные элементы в строении?
Дети: Характерные элементы в строении театра - это колонны, украшения на крыше.
Воспитатель: Рассмотрите это сооружение? Что это?
Дети: Это сооружение цирка.
Воспитатель: А что общего в архитектуре цирка и у других построек? В чем различия?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а кто строит эти сооружения? Как называется профессия этих людей?
(Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, прежде чем построить здание, кто его придумывает, создает на бумаге? Этот человек кто по профессии?
Дети: Здания придумывает архитектор.
Воспитатель: Правильно ребята. Многие строения нашего города Брянска создал архитектор Николай Алексеевич Лебедев. Вот посмотрите его архитектуру : библиотека им. Проскурина и больница на Набережной.
( на слайдах фотографии: библиотека им. Проскурина, больница на Набережной).
В создании этих сооружений Николай Алексеевич вложил характерные элементы украшения – это набор строительного материала (белый и красный кирпич, где обязательно на красной стене присутствуют белые детали, поэтому его постройки выглядят нарядными, красивыми. Форма окон необычна, могут быть как арочные, так и прямоугольные.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня увидели различные сооружения города Брянска. Что же вы можете сказать об архитектуре нашей малой Родины? Пожалуйста, поделитесь впечатлениями.
(Ответы детей)
Воспитатель: Наше путешествие продолжается в «машине времени».
(Воспитатель предлагает присесть на стульчики, закрыть глаза и посчитать до 10).
Воспитатель: третья остановка «Брянск будущего».
Мы с вами оказались в будущем Брянске. Что мы здесь видим? Какие здесь театры, школы, больницы?
( на слайдах: ничего нет)
(Ответы детей заключаются в том, что в будущем Брянске ничего нет)
Воспитатель: Я предлагаю вам сейчас стать архитекторами и создать на бумаге здания города Брянска - это может быть различные сооружения : дом, школа, больница церковь, театр. Вот вам необходимый материал.
(Дети встают и садятся за столы, где лежат шаблоны и карандаши (простой и цветные, лист белой бумаги А4).
(В ходе творчества воспитатель напоминает детям, что остается 5 минут до окончания работы. Предлагает по окончании работы, рассказать о своем творчестве, предварительно выложив их на доску. Дети выстраиваются в шеренгу перед доской. Рассматривают работы, делятся впечатлениями).
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие.
(Воспитатель вместе с детьми подводит итог занятия.)
Воспитатель: Мы с вами побывали в Брянске старого времени, что можем сказать об архитектуре этого времени? Что привлекло ваше внимание в Брянске настоящего времени? Кто создал библиотеку им. Проскурина и больницу на Набережной? Мы должны заботиться о памятниках архитектуры. Сейчас, послушаем стихотворение о нашей малой Родине.
Ребенок: Брянск – это звоны минувших столетий,
Брянск – это летопись славных побед,
Брянск – ты хранитель российских наследий,
Брянск – отчий край, ты надежда и свет.