Светлана Гудаева
Конспект интегрированного занятия «Золотая осень» для подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №7»
Конспект
Непосредственно-Образовательной Деятельности
«Золотая осень»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
(подготовительная к школе группа)
Подготовила и провела :
Гудаева Светлана
Евгеньевна,
воспитатель
Московская область
Волоколамский район
с. Осташёво
2017г.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Золотая осень“ для подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Конспект
Непосредственно-Образовательной Деятельности
(интегрированное занятие)
I. Проектировочный компонент
Тема: Золотая осень
Продолжительность: 30-40 минут.
Возрастная группа : дети 6 – 7 лет.
Количество детей в группе : занятие рассчитано на подгруппу не более 10 человек.
Цель: Познакомить с картиной И. Левитана «Золотая осень». Учить отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит.
Задачи:
1. Образовательные:
Подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определенное настроение.
Знакомить со способом рисования с помощью растительных элементов.
2. Развивающие:
Упражнять в подборе эпитетов, сравнений, умении выделять цвет и его оттенки.
Развивать речь и познавательные процессы детей.
3. Воспитательные:
Воспитывать интерес к осенним явлениям природы.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на пейзажную живопись.
Интеграция областей : социально-коммуникативная, физическая культура, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка.
Методы и приемы:
наглядный рассматривание картины, ;
словесный рассказывание стихотворений, вопросы, беседа;
практический рисование с помощью растительных элементов, показ движений, показ способа рисования.
Оборудование: проигрыватель дисков, диск с музыкой.
Медиаобъекты: стихотворения, музыкальное произведение для сопровождения процесса рисования П. И. Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года», для сопровождения игры А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года»
Средства: мольберт, репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»; тычки, кисточки, желтая, красная, оранжевая, зеленая, коричневая, голубая гуашь, баночки с водой, салфетки, влажные салфетки, лист белой бумаги формата А4, клеенка, сухие листья от разных деревьев по количеству детей; для игры - листья из бумаги кленовые и дубовые; медальки в виде листочков.
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, организация бесед об осени, отгадывание загадок, рассматривание картин осенней тематики и составление рассказов по картинам, заучивание стихотворений про осень; рисование и аппликация на тему «осень», рисование с использованием нетрадиционных техник; дидактические игры, рассматривание иллюстраций к произведениям об осени, рассматривание деревьев, разных листьев; чтение стихотворений и рассказов об осени; проведение физкультминуток, упражнения на отработку основных движений, проведение зарядки, использование пальчиковой гимнастики и игр с ладошками; слушание музыкальных произведений, использование музыкального сопровождения в режимных моментах, на занятиях по развитию речи, художественному творчеству, чтение художественной литературы.
Словарная работа: художник, картины пишут (красками, композиция, линия горизонта, передний план, средний план, дальний план, оттенок, пейзаж, художник-пейзажист, отпечаток, шероховатый, прожилки.
II. Организационный компонент
Занятие составлено с учетом требований САН ПиН и здоровьесберегающей технологии, а также с учетом психологических и физиологических особенностей детей данного возраста. Маркировка мебели соответствует росту. НОД проводилась при естественном освещении. Перед началом помещение проветрено. Продолжительность занятия составляет 40 минут, что соответствует требованиям к интегрированному занятию в подготовительной группе. Группа разделена на 4 зоны : зона для рассматривания картины (мольберт, перед ним стулья полукругом, стул у мольберта для воспитателя, зона для проведения динамической паузы (свободное пространство на ковре, зона для показа и объяснения приемов рисования (магнитная доска и стульчики перед ней полукругом, столик с принадлежностями для рисования, зона для художественного творчества (столы со стульями перед доской в два ряда, на столах выставлен практический материал).
Способы организации:
1. Мотивация (1 минуты)
Данный этап проходит в зоне для рассматривания картины. На мольберте картина Левитана «Золотая осень». Картина закрыта чистым листом бумаги. Воспитатель подводит детей к мольберту и просит их занять любое свободное место. Дети садятся. В начале занятия создается положительный эмоциональный отклик.
В о с п и т а т е л ь: Доброе утро, ребята!
Д е т и: Доброе утро.
В о с п и т а т е л ь: Каждое время года красиво по-своему. О красоте осени одна поэтесса написала так: Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.
Утешает осень : «Не жалейте лета!»
Посмотрите – роща - золотом одета.
(3. Федоровская)
Произнося последние слова, воспитатель открывает картину.
2. Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень» (5 мин)
В о с п и т а т е л ь: А вот какую картину про осень написал знаменитый русский художник И. Левитан. Как вы думаете, какой период осени изобразил художник?
Д е т и: Раннюю осень. Золотую осень.
В о с п и т а т е л ь: Можно ли сказать, в каком месяце написана эта картина? Почему вы так думаете?
Д е т и: В октябре. За окном березы стоят желтые, а сейчас октябрь.
В о с п и т а т е л ь: Какое состояние природы отразил художник? Какое чувство вызывает у вас эта картина?
Д е т и: Спокойное. Радостное.
В о с п и т а т е л ь: Какие краски использовал художник для написания картины?
Д е т и: Красную, оранжевую, желтую, зеленую, голубую, коричневую.
В о с п и т а т е л ь: Каких красок больше?
Д е т и: Желтой, коричневой, оранжевой.
В о с п и т а т е л ь: Везде ли одинаковая желтая краска, которой художник изображал осеннюю листву?
Д е т и: Нет. Разная.
В о с п и т а т е л ь: Действительно. У нее много оттенков.
В о с п и т а т е л ь: Как бы вы назвали картину?
Д е т и: Золотая осень.
В о с п и т а т е л ь: Исаак Левитан именно так ее и назвал. В этот период осени мы видим в природе больше всего желтого и оранжевого цвета, а эти цвета напоминают цвет золота. Потому-то и называют люди этот период осени золотым.
Педагог предлагает рассмотреть, что художник изобразил на своей картине. Указывает то на одну, то на другую часть картины. После рассказов детей обобщает.
В о с п и т а т е л ь: Левитан на небольшой картине смог изобразить очень многое: луг, березовую рощу, текущую издалека речку, пашню и далеко-далеко от зрителя деревенские домики. Интересно, как сумел художник передать в картине такое большое пространство?
Д е т и: Он думал…пробовал…
В о с п и т а т е л ь: Каждый художник, прежде чем написать картину масляными красками на полотне, должен ясно представить себе, как она будет выглядеть, где что будет расположено, сколько места займут те или иные предметы, то есть продумать композицию картины. Сначала художники рисуют эскизы будущей картины - небольшие подготовительные рисунки. На картине Левитана изображение большого пространства получилось, потому что большую ее часть занимает земля. Видите, как высоко на картине проходит линия горизонта. Это та воображаемая линия, где кажется, что земля соединяется с небом (показывает). Он заранее продумал, какой величины будут все предметы на картине. Одинаковой ли величины предметы на картине?
Д е т и: Рядом деревья большие, а которые далеко маленькие.
В о с п и т а т е л ь: Правильно. Ближайшие деревья художник написал крупными, а те предметы, которые находятся дальше, на заднем плане, маленькими. Далекие домики едва заметны, так далеко они расположены от зрителя.
В о с п и т а т е л ь: Ребята, как называется явление, когда с деревьев опадают листья?
Д е т и: Листопад.
В о с п и т а т е л ь: А сейчас я вам предлагаю побыть листьями…
3. Физкультминутка «Листики» (1 мин)
Дети проходят в зону для проведения динамической паузы. Дети берут по листику в каждую руку и встают в круг. Воспитатель читает стихотворение, а дети сопровождают слова соответствующими движениями. Игра сопровождается музыкой А. Вивальди «Осень».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)
4. Вхождение в картину (5 минут)
В о с п и т а т е л ь: Вспомните, какие стихотворения об осени мы с вами учили.
Д е т и: «Осенью» А. Плещеева и «Осень» Е. Трутневой.
В о с п и т а т е л ь: Кто хочет рассказать?
Дети рассказывают стихотворения.
В о с п и т а т е л ь: Скажите ребята, какое из них по настроению больше всего подходит для нашей картины?
Д е т и: Стихотворение Е. Трутневой.
В о с п и т а т е л ь: Как вы думаете, почему?
Д е т и: Потому что оно тоже про золотую осень. Оно тоже радостное и красивое.
В о с п и т а т е л ь: А хотели бы вы войти в картину и погулять там?
Д е т и: Да.
В о с п и т а т е л ь: Как бы вы оделись? Куда бы пошли? Что бы стали делать? Посмотрите на небо. Оглядитесь вокруг.
Далее следуют рассказы 2 – 3 детей. После этого воспитатель подводит итог.
В о с п и т а т е л ь: Художников, которые пишут картины о природе, называют художниками-пейзажистами, а их картины - пейзажами.
5. Динамическая пауза: игра «Кто быстрее соберет» (1 мин.)
Дети проходят в зону для динамической паузы. Воспитатель разбрасывает литья (кленовые и дубовые) на пол. Дает задание детям: мальчики собирают дубовые листья а девочки кленовые. Кто быстрее соберет. Игра сопровождается музыкой А. Вивальди «Осень».
6. Показ и объяснение приемов рисования (3 мин.)
Дети проходят в зону к магнитной доске и садятся на стульчики. Далее воспитатель показывает и объясняет, как и в какой последовательности выполняется рисование с помощью растительных элементов.
Дети еще остаются в зоне магнитной доски.
В о с п и т а т е л ь: Сегодня, ребята, мы тоже будем с вами художниками и тоже будем рисовать золотую осень. Только рисовать, ребята, мы с вами будем необычным способом. А помогут нам в этом листочки с деревьев.
Воспитатель раздает каждому ребенку по листочку.
В о с п и т а т е л ь: Если внимательно посмотреть на листок, на что он похож?
Д е т и: На дерево, только маленькое.
В о с п и т а т е л ь: Действительно, контур листа – это крона, прожилки похожи на веточки, а черешок – это ствол. А если хорошо присмотреться лист с обеих сторон одинаковый?
Д е т и: Нет. С одной стороны он более гладкий, а с другой – шероховатый, чувствуются прожилки.
Посмотрите, как листочки помогут нам нарисовать деревья. Я возьму листок, положу на клеенку, с помощью тычка на листок наношу краску. Затем беру листок за черешок (чтобы не испачкаться, переворачиваю его, прикладываю на белый лист бумаги и салфеткой прижимаю. Далее я убираю салфетку и аккуратно (чтобы не смазать отпечаток) убираю листок. На белом листе остался отпечаток, похожий на дерево. Таким образом вы рисуете несколько разных деревьев, используя разные краски. Какой краски будет больше всего на вашем рисунке?
Д е т и: Желтой.
В о с п и т а т е л ь: Конечно, ведь осень у нас золотая! Далее вы берете кисточку и прорисовываете стволы деревьев. Каким образом вы будете рисовать стволы?
Д е т и: Кончиком кисточки.
Здесь воспитатель вызывает ребенка и просит дорисовать стволы.
В о с п и т а т е л ь: И на последнем этапе вы добавляете к вашему рисунку детали на ваше усмотрение. Это может быть трава, небо, река, грибы и т. д.
Далее воспитатель просит занять свои места за столами и начинать рисование.
7. Рисование с помощью растительных элементов (15-20 мин)
Затем дети проходят к столам, садятся и выполняют рисунок. Перед выполнением работы воспитатель напоминает технику безопасности. Рисование сопровождается музыкой. В процессе выполнения работы воспитатель оказывает помощь, подбадривает тех, кто испытывает страх, неуверенность.
8. Итог занятия (1 мин.)
Воспитатель вывешивает готовые работы на доску и проводит анализ работ детей.
В о с п и т а т е л ь: Ребята, какие красивые пейзажи у вас получились…
Педагог спрашивает нескольких детей, о том, чей рисунок им понравился больше всего и почему?
В о с п и т а т е л ь: Из ваших работ мы сделаем выставку. А сейчас, ребята, пройдемте к мольберту.
Дети вместе с воспитателем проходят в зону, где стоит мольберт. Воспитатель задает ряд вопросов.
В о с п и т а т е л ь: Ребята, как называется картина, которую мы с вами рассматривали?
Д е т и: «Золотая осень»
В о с п и т а т е л ь: Кто написал эту картину?
Д е т и: Исаак Левитан.
В о с п и т а т е л ь: Чем еще мы занимались сегодня?
Д е т и: Рисовали. Слушали музыку. Рассказывали стихи.
В о с п и т а т е л ь: Музыка, которую мы слушали, тоже про осень. Ее написал П. И. Чайковский, а называется она «Осенняя песня». Вам понравилось сегодня на занятии?
Д е т и: Да.
В о с п и т а т е л ь: Что вам понравилось больше всего?
Воспитатель спрашивает 2-3 детей и выслушивает их ответы.
В о с п и т а т е л ь: Было ли вам трудно?
Ответы детей.
В о с п и т а т е л ь: Спасибо вам, ребята. Мне тоже было с вами интересно. Хорошо на занятии работали…
III. Рефлексивный компонент
Конспект НОД составлен в соответствии с возрастными особенностями детей подготовительной группы. Соблюдены основные санитарно-гигиенические нормы. Содержание занятия соответствует поставленным задачам и цели. Выбранные методы обеспечивают достижение цели. Все произведения изобразительного искусства, художественной литературы и музыки объединены одной темой «Осень»
Продолжительность занятия 30-40 минут, что соответствует требованию к интегрированному занятию. НОД состоит из двух частей. В первой части мы рассматриваем с детьми репродукцию картины, во второй части осваиваем новую нетрадиционную технику рисования с помощью растительных элементов. В НОД включены динамическая пауза и физкультминутка, что является профилактикой утомления и перегрузки детей на занятии.
Список литературы:
1. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражения для физкультминуток. Спб. : КАРО, 2007.
2. Т. А. Цквитария Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2011.
3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд., прераб. и доп. - М. : Просвещение, 1991. – 176с.
4. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество : (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 1985. – 192с.
5. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа : Программа, конспекты : Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 176с.