Светлана Мальцева
Конспект интегрированного занятия «Золотая хохлома» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия
«Золотая хохлома»
Воспитатель: Мальцева Светлана Владимировна.
2015 годПрограммные задачи:
1. Познавательные:
-продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Хохлома;
-закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Золотая хохлома“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
народной музыки и русского фольклора;
-дать понятие детям «декоративно-прикладное искусство»;
-развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит
росписи, элементы узора;
-приобщать детей к истокам русской народной культуры.
2. Социально-коммуникативные:
-развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;
-воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;
-продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному
народному творчеству.
3. Речевые:
-активизировать словарный запас. при помощи слов:», «Золотая хохлома», ложкари
4. Художественно-эстетические:
-способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;
-учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;
-вызвать у детей желание побыть в роли хохломских мастеров и самостоятельно выполнить узоры
хохломф на бумажных шаблонах.
5. Физические:
-развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: Мультимедиа, флешка с записями русских народных мелодий, признтацией,
иллюстрации, предметы с хохломской росписью; заготовки для росписи (картонные блюда,
ложки, вазы); кисти, гуашь. клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой.
Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде,
быте. Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях так и в повседневной
жизни. Знакомство детей с изделиями хохломской росписи. Проводили беседы и расписывали
изделия из хохломы. Стук в дверь. Заходит почтальон и передает воспитателю и детям посылку и письмо.
Воспитатель: Как вы думаете, кто бы мог нам ее прислать? (Ответы детей).
Воспитатель и дети открывают посылку.
Воспитатель: Ах! Что за диво! Взгляните-ка, какая интересная деревянная посуда с необычной
росписью! Кто из вас знает, как эта посуда называется?
Дети: хохломская.
Воспитатель: Ах, как же хороша хохломская посуда! Одно удовольствие из неё пить и есть!
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И ни где на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома.
Как волшебница жар-птица
Не выходит из ума,
Чародейка-мастерица, золотая Хохлома!
И богата, и красива
Гостю рада от души!
Кубки, чаши и ковши!
Воспитатель достает посуду и во время беседы раздает детям.
Воспитатель: А как вы думаете почему посуду расписанную под хохлому называют золотой?
(ответы детей)
А говорят, будто давным-давно поселился за Волгой мужичок-умелец. Избу поставил, стол да
лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам не забывал
посыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он её угостил. Птица Жар задела золотым
пером чашку с кашей, и чашка стала золотой.
Это, конечно легенда, сказка. Но село Хохлома существовало и по сей день существует. Росписью
посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы :
Ребята, а хотите я вам раскрою секрет Хохломы, как же эта посуда становится золотой!
(Объясняю технологию изготовления хохломских изделий)
Кто мне скажет, из чего сделана посуда? (ответы детей)
Отличительная особенность хохломской посуды, да и не только посуды в том, что все изделия
вытачивались из дерева липы или осины. Изделия покрывают тонким слоем глины и обжигают в
печи, после чего глину убирают. Но прежде чем нанести рисунок посуду покрывают серебристым
по цвету порошком, пишут по нему красками и ставят в протопленную печь калить. И покрытая
серебристым порошком посуда от жара в печи казалось уже золотой и светилось.
Неслучайно хохломскую роспись называли Золотой!
Воспитатель с детьми рассматривает посуду, обращает внимание на ложки.
Воспитатель: Как выдумаете, для чего служили ложки. (ответы детей) Воспитатель: Ложки, как
и многие другие предметы быта, идут по жизни рядом с человеком с далеких времен. Они
являются принадлежностью обеденного стола, обыкновенные деревянные ложки, как ни странно,с течением времени стали употребляться в народном искустве, а позднее стали называться
народными музыкальными инструментами.
Ложки в дробь пошли послушно,
Не приемля фальшь и брак.
Вид народного искусства
Не какой–нибудь пустяк.
Это вам не кушать ложкой
Борщ домашний и густой.
Нужно слух иметь немножко
И хоть навык небольшой.
Игра на ложках под музыку Е. ЖелезноваИгра на ложках
Воспитатель: Молодцы ребята. А хотите я вам покажу фильм про хохлому
Фильм (Хохлома)во время просмотра фильма воспитатель воспитатель проводит беседу.
Воспитатель: Какие цвета используют мастера?
Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на посуде?
Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки, усики.
Воспитатель: Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?
Ответ: У природы – ягодки, веточки, листки, травка.
После просмотра фильма воспитатель подводит детей к молберту, повтаряют приемы
рисования хохломской росписи.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какой узор здесь изображен (ответы
детей)– растительный – узор состоящий из элементов, изображающих части растений (цветы, травы,
листья);
Воспитатель: Правильно, а какие цвета художники используют в хохломской росписи?
– красный, черный, золотой.
Воспитатель: Да, три основных цвета и дополнительно к ним желтый и зеленый.
Самые маленькие и тонкие травинки называются – "осочки". "Травинки" рисуем сверху вниз без
нажима. Нажим только в середине. Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след, это
"капельки" "Завитки" – это то же, что и "усики" только уже с нажимом на кисть.
Все элемента орнамента располагаются на основном завитке (стебле, веточке).
В орнаменте ритмично чередуются "травинки", "осочки", "усики", "листочки", "ягодки".
Посмотрите внимательно на таблицу, как поэтапно рисуется "травный" орнамент.
Давайте еще раз внимательно посмотрим на хохломскую роспись.
А теперь попробуем самостоятельно нарисовать элементы Хохломской росписи (травинки,
завитки, листочки, ягодки).
Воспитатель: А вы хотите стать мастерами Хохломской росписи? Но для того чтобы стать
мастерами, нужно много учится. Нам вместе с посудой мастера прислали заготовки посуды и
другой утвари.
Воспитатель достает из посылки вырезанные из листов бумаги заготовки.
Воспитатель: Сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и
распишем наши ложки, вазы, чашки, что прислали нам мастера.
После того как дети закончили работу, воспитатель предлагает сыграть в народную игру
«Горелки»
Итог занятия.
Подводим итог занятия, сравниваем, кто что успел за отведенное время, оцениваем с детьми:
– целостность композиции;
– выразительность исполнения цвета, рисунка, объема;
– аккуратность исполнения.
Наиболее удачные работы, соответствующие этим требованиям отмечаем вместе с ребятами.
Все молодцы.