Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Организация народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста»

Екатерина Шумина
Мастер-класс для педагогов «Организация народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов

«Организация народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: Систематизировать представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни и их значении в нравственно-патриотическом воспитании.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с некоторыми народными играми на примере детей.

2. Повысить профессиональную компетентность участников мастер класса.

3. Закрепить знания участников мастер-класса о классификации, организации и проведении подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста.

Ход: (Участников мастер-класс приглашают занять свои места).

-Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер - класс будет посвящен Русским народным играм и их значению в нравственно-патриотическом воспитании и приобщении к здоровому образу жизни дошкольников. Как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что современные дети много времени уделяют компьютерным играм. А как мы знаем, долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей. Недостаток движения у дошкольников приводит к потере здоровья. Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста сверхзадача воспитателя любой возрастной группы.

Сегодня я хочу обратиться к одной из форм сохранения и укрепления здоровья дошкольников-Народной подвижной игре.

Уважаемые коллеги! Я предлагаю Вам ответить на вопрос:

Чем отличаются, по Вашему мнению, народные подвижные игры от спортивных игр?

Подвижные игры Спортивные игры

Не требуют определенного инвентаря, оборудования; зачастую можно использовать подручный инвентарь – шишки, камешки, палки, самостоятельно нанесенная разметка, предметы быта, самостоятельно изготовленный инвентарь, продукты и т. п. Требуются специальный инвентарь (мяч или ракетка определенно веса, размера, объема, оборудование (сетка, ворота определенной высоты)

Правила в играх могут меняться в зависимости от возраста, состояния игроков, места игры, наличия инвентаря и т. п. Правила строго регламентированы, утверждены федерацией по виду спорта

Количество игроков может быть не ограничено Количество игроков регламентируется правилами

Не требуется какая-либо специальная подготовка игроков Требуется специальная физическая, техническая, тактическая, теоретическая, психологическая, интеллектуальная подготовка игроков

Судейство может осуществлять любой педагог, взрослый, школьник, участник игры Требуются специально подготовленные, аккредитованные судьи, арбитры, секретариат

Не требуется определенная специализация играющих Требуется специализация отдельных игроков: нападающий, защитник и т. п.

Организация и проведение могут носить стихийный характер, связанный с обстоятельствами (время, погода, азарт, настроение и т. п.) Разрабатывается детальный план, календарь соревнований, Положение, расписание игр

Примеры: «Совушка», «День и ночь», «Бездомный заяц», «Салки, дай руку!», «Защити товарища», «Метко в цель», «Челнок» и др.

Народные подвижные игры отличаются от любых других подвижных игр еще и использованием малых фольклорных форм в выборе водящего (считалка) и в зачине игры (общее произнесение слов игры). Роль водящего в народных подвижных играх носит определяющий характер. Использование фольклора при проигрывании народных подвижных игр носит в себе воспитание нравственно-патриотических качеств у дошкольников. О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. У каждого народа свои сказки, песни, танцы, игры, и все они передаются из поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения.

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру. Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением ещё и музыкальны. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом. Чёткой классификации народных игр нет.

На основе исследований Капицы О. И., Науменко Г. М. игры условно можно разделить на виды:

а) подвижные (спортивные) игры;

б) обрядовые (календарные);

в) по отношению к природе (природные);

г) трудовые (бытовые)

д) с ведущим (водящим);

ж) драматические (с элементами театрализованных действий)

К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др). Обрядовые (календарные) игры, это игры: которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Солнышко» и др. По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и добрые отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон» и др. Игры с ведущим (водящим)-игры, где игрок выполняет какие-то действия или ведёт игру: «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке»). Игры забавы -это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в тоже время, несут в себе какой-то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох», и др.

Драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.) Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям, с помощью народных мелодий и движений можно снять негатив, страхи, боязнь, раскрыть чувства и эмоции. Создание благоприятной творческой атмосферы – народная музыки, костюмы, шапочки зверей, атрибуты – всё это в игре настраивает детей на создание индивидуального изображаемого образа.

Таким образом, народные подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста, они:

1. Развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно- сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям, одним словом, укрепляют здоровье дошкольника.

2. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе, а также дружелюбие и желание играть коллективно. Дети учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры развивается внимание, мышление, воображение, память.

3. Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями, считалками. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма. Они несут в себе разную социальную направленность. Приобщаются к национальной культуре. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. В своей работе при проведении подвижных игр учитываю возрастные особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения. Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид. С детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной подвижной игрой, я развиваю интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору (знакомила с пословицами, поговорками, приметами, а также с календарными народными играми. Это игры посвященные циклам земледельческого календаря. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Я провожу русские народные подвижные игры на прогулке, включаю в непосредственно образовательную деятельность по физической культуре, в развлечениях, динамическом часе, физминутках. Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации негативных эмоций на собственный организм. Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем не только физическое, но и духовное здоровье наших детей.

2. Практический блок (с детьми).

Цель: Воспитывать интерес и уважение к народным традициям и народной культуре через народные подвижные игры.

Задачи:

1. Развивать физические качества: Подвижность, ловкость, выносливость. Воспитывать моральные качества: честность, дружелюбие, коллективизм.

2. Обогащать духовный мир детей, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа.

Оборудование: фонограммы русских народных ритмичных песен, русские народные рубахи, пояса двух цветов, сарафаны, ленты в волосы, колокольчик, обруч, самовар, баранки.

Ход: В спортивный зал входят одетые в русские рубах дети (девочки одеты в сарафаны). Педагог одет тоже в русском стиле.

Воспитатель: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Посмотрите сколько у нас сегодня гостей! Давайте мы поздороваемся с ними.

Воспитатель: добры молодцы, девицы, поглядите друг на друга, чего у вас не хватает?

Дети: поясов.

Воспитатель: раньше на Руси ходить не подпоясанным считалось позором. Сейчас мы с вами проведём игру, найдём свои пояса (они спрятаны по залу).

1. Игра «Поясок» (пример деления детей на команды-знакомство с русской традицией подпоясывания). Дети по команде, разбегаются по всему залу, собирают пояса, быстро завязывают их поверх и встают в две команды – по цвету пояса. Воспитатель: в старину наши предки приветствовали друг друга русским поклоном (дети, построенные в команды, кланяются друг другу).

2. Игра «Звонари» (народная подвижная игра с водящим). А играли на Руси в нее так. Выбирались двое ребят: один с колокольчиком - звонарь, другой – «жмурка». Все играющие вставали в круг, а звонарь и жмурка выходили на середину круга. «Жмурке» завязывали глаза. Звонарь приговаривая: «диги- дон, диги-дон, отгадай откуда звон!»- увертывался от жмурки, который по звуку колокольчика пытался его поймать и обхватить пояском.

3. Старинная русская народная игра «Пирог» (игра малой подвижности, ее проведение актуально в условиях группы). Выбирается пирог с помощью считалки. Пирог становится в середине обруча, упирается руками в бока, надувает щеки. Команды произносят слова: «Вот он какой высоконький, вот он какой мягонький, вот он какой широконький, Режь его, да ешь!». После этих слов играющие по одному от каждой команды бегут к пирогу и стараются его перетянуть на свою сторону. Кто перетянет, забирает пирог в свою команду. Новый «пирог» выбирается из проигравшей команды. Выигрывает та команда, которая заберет больше «пирогов». Игра заканчивается, когда в одной из команд не останется один человек.

Воспитатель: дети, как нам было весело! Вы доказали, что на Руси есть крепкие телом и духом люди. Ну, скажите, вы добры молодцы, красны девицы, вам понравились наши игры? А как назывались наши игры? Какая игра вам больше понравилась, а какая меньше?

Воспитатель: Вас всех я благодарю за игры.

Под русскую народную музыку дети уходят в группу.

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем!» Тема: «Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем! Посвященной.

Организация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возраста Ежедневно дети на прогулках соприкасаются с миром природы, и она не перестаёт их удивлять. Ведь Природа умеет преподносить сюрпризы не только.

Фото и видеоотчет «Организация свободного рисования с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста»Фото и видеоотчет «Организация свободного рисования с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста» Цель: Учить детей овладевать техническими умениями: рисовать цветными карандашами. В формировании личности ребенка с ОВЗ, неоценимое значение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Организация народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 28 февраля 2025 в 12:13
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Организация народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Шумина (УИ 915075) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 марта 2025 суббота
Здравствуй, Весна!
Без кота и жизнь не та!
Он нам силы придаёт – замечательный компот!
Праздник Белого месяца!
Отмечают Калмыкия, Тува, Алтай и Бурятия, дата на 2025г.
День защиты детей от чрезвычайных ситуаций
Давайте говорить друг другу комплименты!
Перечитываем Трех поросят
Закаливаемся для повышения иммунитета!
02 марта 2025 воскресенье
Оформляем группы к весне
Весеннее оформление
— Прости меня!
— Бог простит, и я прощаю.
Вы уже делали миниатюры в спичечном коробке?
Наматываем, привязываем, приклеиваем, вышиваем и рисуем нитками!
Путешествуем на телевидение!
Константин Дмитриевич Ушинский — русский педагог, писатель, основоположник дошкольной педагогики в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД