Елена Вахрушина
Конспект занятия по рисованию для детей подготовительной группы «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Продолжать знакомить с предметами хохломской росписи. Познакомить с видом
хохломской росписи «травка» и ее элементами: «осочка», «капельки», «усики»,
«завиток», «кустик». Дать представление о цветовой гамме орнамента.
Учить рисовать орнамент «травка». Продолжать совершенствовать приемы работы с
красками. Закреплять умение рисовать всей кистью и кончиком кисти, регулируя ее
Публикация «Конспект занятия по рисованию для детей подготовительной группы „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
положение и силу нажима на кисть. Познакомить с новыми словами: «осочка»,
«перпендикулярно». Активизировать словарь: «чаша», «солоница», «поставок»,
«тулово», «спираль», «капельки», «усики», «завиток», «кустик».
2. Развивать память, внимание, речь.
3. Воспитывать чувства красоты.
Оборудование:
- русская народная музыка.
- хохломская посуда;
- краски гуашевые (желтая, красная, зеленая) ;
- кисти беличьи № 2 и 3;
- банка с водой;
- салфетки фланелевые;
- заготовки хохломской посуды (ложки) .
Ход:1. Организационный момент.
Ребята, давайте поиграем. Пальчиковая гимнастика «Помощники» :
Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно) .
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой) .
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды) .
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой) .
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики) .
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно) .
2. Мотивационно-целевой этап.
Ребята, посмотрите на стол. Рассмотрите предметы, которые стоят на нем.
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть посуду хохломской росписи) .
3. Изучение нового.
Кто знает, как они называются? Как вы думаете, где и из чего их изготовили?
(Ответы детей) .
Правильно, они сделаны из дерева и расписаны художниками-мастерами. (Слайды1-7) Давайте
внимательно рассмотрим эти предметы. На круглых золотистых боках хлебосольной
чаши изображены ярко-красные и черные травинки, по тулову вазы изгибаются
нежные листики и веточки с упругими, словно блестящими на солнце, ягодами черной
смородины. На поверхности сахарницы, солоницы и поставка — так называется
цилиндрический сосуд с крышкой — расцветают и вовсе нигде не виданные золотые
цветы. Огненно-красный цвет посуды и золотое сияние узоров действительновызывают ощущение жаркого пламени, огня. И недаром огонь превратил деревянные
поверхности этих вещей в золотые. Почему предметы, о которых пойдет речь,
называются хохломой? Как рождаются они под руками умелых мастеров и чем
отличаются от других произведений народного искусства? Ответы на эти вопросы
звучат в строках русской песни.
Как за Волгой яр хмель
Над кусточком вьется.
Перевился яр хмель
На нашу сторонку.
Как на нашей сторонке
Жилье пребогато:
Серебряные листья,
Цветы золотые.
Как горячо нужно любить свой край, чтобы сочинить такую песню! Как нужно
глубоко чувствовать и видеть все, что тебя окружает, чтобы выразить это в песне и
рисунке. (Слайды 8-13)
Гуляя по лесу, берегом реки, удивляешься обильному разнотравью родных лугов, над
которыми в летний зной стоит сладкий медвяный аромат и гудят на все голоса
лохматые труженицы-пчелы. Ляжешь на эту землю и начнешь рассматривать травинку
за травинкой, цветок за цветком, листок за листочком — сколько их непохожих и
похожих друг на друга. Тут и кудрявые ветки муравки, и гибкие сабельки осоки. Все
они стремятся вверх, навстречу солнцу. Всем сердцем любя родную сторону и
любуясь ею, русские люди не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и
создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в
которой оживали природные мотивы. Истинными произведениями искусства
становятся эти вещи — красивой формы, удобные в пользовании, мастерски
исполненные. Сегодня мы начнем учиться передавать элементы хохломской росписи в
рисунке. Мастера вовсе не стремились показать растения в точности такими, какими
видели их в лесу, на поляне. Хохломские изображения декоративны: они в самом
общем виде передают красоту живой жизни, украшая предметы растительным
орнаментом. Это — узор из цветов, трав и ягод. Хохломские художники так и говорят:
«Пишу под растительный орнамент».(Слайды 14-18) Существует несколько его видов. Самый
старинный и любимый художниками — «травный орнамент», или просто «травка».
Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, пять и более
кустиков. Отдельная «травка» напоминает осоку. Один из видов этого орнамента так и
называется «осочка». «Травка» обычно пишется красным и черным цветами. Ее
основные широкие листья сочны, потому что на кисточку берется много краски и она
ложится плотно. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от
ветра. «Травка» — обязательная часть любого растительного орнамента хохломы.
Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой «травки»
художник помещает ягодки, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже называется
«травным» или именем ягодки или цветка. Сегодня мы будем учиться рисовать
простейший элемент травного орнамента.
(Воспитатель показывает орнамент) .
Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения
предварительного рисунка карандашом. Кисточку надо держать тремя пальцами,
перпендикулярно поверхности листа, т. е. ручка кисти смотрит вверх, в потолок. «Осочка» выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз. «Травинки»
рисуются плавно, с утолщением. «Капельки» рисуются всем вам известным приемом
примакивания. «Усики» рисуются в виде непрерывной линии, закрученной в спираль.
«Кустик» — наиболее сложный элемент «травки» выполняется из простых «осочек»,
расположенных симметрично на бумаге, т. е. на одном расстоянии друг от друга.
А сейчас мы с вами возьмем заготовки посуды и распишем ее.
(Дети выполняют работу под русскую народную музыку)
4. Подведение итогов.
Молодцы ребята. Несите свои работы, сделаем выставку и полюбуемся на вашу
хохломскую посуду. В конце нашего занятия посмотрите, как хохломская роспись может украсить современный мир в котором мы с вами живём. (Слайды19-22
)