Марина Потькалова
Конспект интегрированного занятия «Знакомство с рассказом Н. Носова «Живая шляпа» в старшей группа по программе «Детство»
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество Н. Н. Носова включено в программу детского сада для ознакомления детей с художественной литературой со старшей группы, поскольку именно к старшему дошкольному возрасту дети уже способны глубоко осмыслить содержание литературного произведения, выделить моральные качества героев, оценить их поступки. Согласно программе "Детство" дети 5-6 лет знакомятся с рассказом Н. Носова "Живая шляпа".
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Знакомство с рассказом Н, Носова „Живая шляпа“ в старшей группа по программе „Детство“» размещена в разделах
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Носов Н.Н.
- Старшая группа
- «Живая шляпа», Носов Н.Н.
- Темочки
При выборе образовательной технологии мы учитывали, что у детей 5-6 лет доминирует наглядно-образное мышление, поэтому они лучше оперируют наглядными образами. В связи с чем, процесс ознакомления детей с художественным произведением в конспекте сопровождается показом слайдов с иллюстрациями художника И. М. Семёнова. Игровая образовательная технология также была положена в основу написания данного конспекта, поскольку игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. При организации викторины с детьми нами был использован игровой и соревновательный мотив, поскольку возраст 5-6 лет является сензитивным для формирования умения работать в команде, и способствует достижению детьми более высоких результатов в познавательном процессе.
Мы считали, что родители являются непосредственными нашими помощниками при формировании у детей интереса к книге. Поэтому нами были подготовлены в приёмной информационные материалы для родителей, а их усилиями был создан в группе книжный уголок с подборкой произведений Носова.
Предлагаемый нами конспект может быть интересен для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста и использован ими при организации непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой. Прилагаемая к занятию презентация включает иллюстрации художника И. М. Семёнова для ознакомления детей с рассказом «Живая шляпа».
Цель: Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «Живая шляпа». Побудить их к активной речевой деятельности в процессе совместного с педагогом анализа событий, изображённых в рассказе.
Задачи:
1. Учить понимать юмор, последовательность событий и действий персонажей в рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа» при помощи иллюстраций.
2. Продолжать знакомить детей с особенностями и композицией рассказа в сравнении с другим литературным жанром (сказки).
3. Развивать произвольное внимание при восприятии произведения, связную речь и фантазию детей посредством придумывания другого названия и окончания рассказа.
4. Воспитывать интерес к книге, умение самостоятельно делиться на команды, работать в команде сообща, помогать товарищу для достижения более высокого общего результата в процессе проведения викторины на внимательность.
Предварительная работа:
на занятиях по ознакомлению с художественной литературой:
1. Анализ с детьми особенностей рассказа как литературного жанр.
2. Знакомство с биографией и творчеством писателя Н. Н. Носова.
в совместной работе:
1. Оформление в книжном уголке группы выставки книг с портретом и рассказами Н. Н. Носова;
2. Рассматривание иллюстраций в книгах;
с родителями:
1. Оформление наглядной информации на тему: «Читаем с детьми рассказы Н. Н. Носова» с рекомендуемыми по возрасту рассказами;
2. Привлечение родителей к оформлению в группе выставки детских книг «Рассказы Носова».
Оборудование:
- шляпа;
- текст рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа»;
- мультимедийный диапроектор;
- презентация «Носов Н. Н. Рассказ «Живая шляпа», выполненная в Microsoft PowerPoint, включающая иллюстрации художника И. М. Семёнова;
- две корзины с картофелем для проведения подвижной игры;
- фишки для проведения викторины;
- листы бумаги и изобразительные материалы для творчества (акварельные краски, цветные карандаши и восковые мелки) по числу детей.
Интеграция образовательных областей:
- художественно-эстетическое развитие (знакомство с рассказом, рисование иллюстраций понравившихся моментов для создания мультфильма);
- физическое развитие (проведение подвижной игры и пластического этюда);
- познавательное развитие (анализ жанровых особенностей рассказа, образное восприятие содержания рассказа и поступков героев, решение проблемной ситуации, придумывание названия и окончания рассказа);
- речевое развитие (организация словарной работы, развитие связной речи при озвучивании своего варианта окончания рассказа);
- социально-коммуникативное развитие (осознание детьми эмоционального состояния детей, отражение состояния страха через пластический этюд на имитацию движений).
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Воспитатель вносит на занятие шляпу и уточняет у детей :
- Ребята! Посмотрите, что у меня в руках! Кто знает, что это такое? (ответы детей)
- Правильно, ребята. Это шляпа. А кто знает, для чего она нужна? (ответы детей)
- Совершенно верно. Шляпа нужна, чтобы покрывать голову от жары или от холода (воспитатель надевает шляпу на голову и показывает детям)
- Скажите, а у вас шляпы есть? (ответы детей)
- Ребята, шляпа – это красивый головной убор, который носят взрослые люди.
- Посмотрите на мою шляпу! (воспитатель снимает шляпу) Потрогайте её! Какая у меня шляпа? ( ответы детей: красивая, белая, лёгкая, мягкая, светлая и пр.).
- Ребята! А ещё шляпа может быть живой! Не верите? Я тоже сначала думала, что это сказка, пока не прочитала рассказ писателя Николая Николаевича Носова «Живая шляпа».
Мы с вами уже говорили о том, что рассказ и сказки – разные литературные жанры. Кто из вас помнит, чем рассказ отличается от сказки? (ответы детей)
- Правильно, ребята! В рассказе всегда говорится о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и превращений, как в сказке. Значит, живая шляпа была на самом деле! Не верите? А хотите узнать, как всё было на самом деле? Тогда присаживайтесь на стульчики.
II. Основная часть:
1. Чтение педагогом содержания рассказа :
- Ребята! Я буду читать рассказ и по ходу чтения показывать вам иллюстрации, которые сделал к рассказу замечательный художник Иван Михайлович Семёнов. А вы внимательно слушайте рассказ, запоминайте его героев и смотрите иллюстрации (воспитатель читает рассказ и сопровождает чтение демонстрацией слайдов с иллюстрациями художника И. М. Семёнова).
2. Беседа с детьми по содержанию рассказа :
- Вот такой интересный рассказ. Ребята, скажите, а это смешная была история или грустная? (ответы детей)
- А что вам показалось самым смешным?
- Почему мальчики подумали, что шляпа живая?
- Автор назвал свой рассказ «Живая шляпа». А как по-другому вы бы назвали этот рассказ? (дети предлагают свои варианты названий, педагог при этом привлекает к творчеству малоактивных детей).
- Молодцы, ребята! Вот сколько интересных названий для рассказа вы придумали.
3. Решение проблемной ситуации:
Скажите, а если бы я назвала его «Шляпа-волшебница», это название подошло бы рассказу? Почему вы так думаете? Кто думает иначе? Почему? Кто ещё как думает? (педагог выслушивает аргументы детей за и против).
- Конечно, ребята, волшебные шляпы бывают только в сказке, а в рассказе чудес и превращений нет, только описываются реальные события. Поэтому название «Шляпа-волшебница» не подходит для рассказа.
4. Словарная работа:
- Ребята! Автор в рассказе использует слова, которые могут быть не всем вам знакомы. Давайте уточним их смысл.
Первое слово – комод. Кто из вас знает, что такое комод? (ответы детей) Правильно, комод – это низкий шкаф с выдвижными ящиками. Посмотрите, вот он на слайде (воспитатель показывает комод на слайде).
Второе слово – кочерга. Кто из вас знает, что такое кочерга? (ответы детей). Правильно, кочерга – это удлинённая палка с загнутым концом, которую используют для выгребания углей из печки. Посмотрите, вот она на слайде (воспитатель показывает кочергу на слайде).
Третье слово – лыжная палка. Кто из вас знает, что это за палка? (ответы детей). Правильно, лыжная палка – это палка, которую используют лыжники для ускорения движения. Посмотрите, вот она на слайде (воспитатель показывает на слайде лыжную палку, которую держит в руках один из мальчиков).
Вот теперь все слова, которые использует автор, нам стали понятны.
5. Пластический этюд:
- Ребята! А мальчики сильно испугались, когда впервые увидели живую шляпу? А сможете мимикой показать друг другу, как они испугались! Вот как они испугались!
А теперь покажите:
- как они тряслись от страха, сидя на диване,
- как они побежали бегом из комнаты,
- как они заглядывали в комнату через приоткрытую дверь.
- Молодцы! Присаживайтесь на стульчики.
6. Продолжение беседы с детьми:
- Ребята! В каждом рассказе, как и в сказке, есть три части – начало, середина и конец. Каждая часть идёт друг за другом, иначе ничего не было бы понятно. Нам помогут вспомнить рассказ слайды с иллюстрациями.
- Итак, с чего начинается рассказ? (ответы детей)
- Какое название можно придумать для этой части? (ответы детей)
- Какая часть рассказа следует за первой? (ответы детей)
- О чём в ней говорится? (ответы детей) (ответы детей)
- Какое название можно придумать для этой части? (ответы детей)
- Чем закончилась история про мальчиков и котёнка?
- Какое название можно дать третьей части? (ответы детей)
7. Подвижная игра «Попади в шляпу»
- Ребята! А как вы думаете, сложно попасть в шляпу картошкой? (ответы детей) Вот сейчас и проверим! Я предлагаю вам самостоятельно поровну разделиться на две команды: команду мальчика Вовки (на первого ребёнка в колонне надевается шапочка с изображением лица ребёнка с иллюстраций И. М. Семёнова) и команду мальчика Вадика (надевается шапочка).
Перед вами две корзины с картошкой и одна шляпа, которую мы положим посередине комнаты. Вам необходимо попасть в неё картофелем. Команды бросают картофель поочередно. Побеждает та команда, которая совершила больше точных попаданий (игра проводится с детьми под руководством педагога).
- Молодцы, ребята! Победила у вас дружба! Видите, как сложно попасть картофелем в цель. Вот поэтому и Вовка с Вадиком долго не могли попасть в шляпу.
8. Викторина на внимательность (викторина рассчитана на 2 команды по 10 человек в каждой, при необходимости можно увеличить или сократить число вопросов) :
- Ребята! А шляпа может быть ещё и волшебной (воспитатель переворачивает шляпу углублением вниз, где предварительно помещён пакетик с фишками). Давайте сыграем с вами в викторину и проверим, какая из двух команд была более внимательная, когда я читала вам рассказ. Я буду поочерёдно задавать каждому игроку команды вопросы по содержанию рассказа, и он должен будет на него ответить. Если он затрудняется, ему могут помочь члены команды. Но если и команда не сможет ответить, то право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 фишку. Я, как фокусник, буду доставать вам из шляпы фишку только за правильный ответ (воспитатель достаёт из шляпы фишку и показывает её детям). В конце игры мы подсчитаем фишки у каждой команды и та команда, у которой будет больше всего фишек, станет победителем. Условия игры понятны? Итак, начнём!
1. Где лежала шляпа? (на комоде)
2. Где сидел котёнок? (на полу возле комода)
3. Каким цветом был котёнок? (серый)
4. Что делали мальчики? (сидели за столом и раскрашивали картинки)
5. Кто из мальчиков хотел поднять шляпу с пола? (Вовка)
6. Куда запрыгнул Вадик, спасаясь от шляпы? (на диван)
7. Куда побежали мальчики, когда шляпа поползла к дивану? (на кухню)
8. На что дети решили пойти посмотреть в комнате? (посмотреть, может кто-нибудь шляпу за верёвочку дёргает)
9. Чем решил Вадик ударить шляпу, если она вдруг к ним поползёт? (кочергой)
10. Почему Вовка взял лыжную палку? (потому что у них не было другой кочерги)
11. Как Вадик хотел спугнуть шляпу, чтобы она задвигалась? (он стал стучать по полу кочергой и кричать)
12. Что предложил Вовка, чтобы спугнуть шляпу? (набрать картошки и стрелять ею в шляпу)
13. Где лежала картошка, которой мальчики решили кидаться? (на кухне, в корзине)
14. Кто из мальчиков первым попал в шляпу? (Вадик)
15. Что случилось со шляпой, когда в неё попал Вадик? (шляпа подскочила кверху)
16. Что вначале высунулось из под шляпы? (серый хвост)
17. Что после хвоста высунулось из-под шляпы? (лапа)
18. Что сделали дети, когда увидели, что из-под шляпы вылез котёнок Васька? (Ребята обрадовались, Вадик схватил Ваську и стал его обнимать)
19. Кто из ребят догадался, что шляпа упала на котёнка с комода? (Вовка)
20. Что ответил ребятам котё нок на вопрос: «Васька, как же ты под шляпу попал?» (ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света)
- Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными, когда я вам читала рассказ, и всё запомнили. Поэтому у нас сегодня проигравших нет. Вы все победили, потому что были внимательными и дружными, помогали своим товарищам в команде дать правильный ответ.
9. Придумывание окончания рассказа.
- Ребята, а как вы думаете, тяжело придумывать рассказы? (ответы детей). Конечно ребята, это серьёзная и сложная работа, потому что в рассказе показаны реальные события и писателю приходится быть очень наблюдательным и умным человеком. Давайте и мы с вами попробуем придумать окончание рассказа.
Итак, Н. Н. Носов закончил свой рассказ на моменте, когда ребята нашли под шляпой котёнка. Я вам предлагаю продолжить его рассказ и закончить его по-своему. Помните, вам надо придумать окончание рассказа, а не сказки (дети придумывают разные варианты и озвучивают их. В случае затруднения воспитатель предлагает для детей заготовки фраз: Тут пришла мама и … Вовка взял котёнка у Вадика и вдруг… Ребята побежали на улицу и ….).
- Молодцы, ребята! Видите, сколько интересных вариантов окончания рассказа «Живая шляпа» у вас получилось.
10. Самостоятельная работа:
- Вы знаете, ребята, по некоторым рассказам Н. Н. Носова уже сняты мультфильмы. Например, есть мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса», есть мультфильм «Приключения Незнайки». А мультфильма про «живую» шляпу ещё нет! А вы хотите стать авторами данного мультфильма?
Тогда я предлагаю вам разделиться на три команды (дети самостоятельно делятся в команды по 6-7 человек). Перед вами на столах лежат листы белой бумаги. Вы можете выбрать для своего творчества любые изобразительные материалы: акварельные краски, цветные карандаши и восковые мелки.
Первая команда садится за стол и рисует иллюстрации к первой части рассказа, вторая команда рисует иллюстрации к середине рассказа, а третья – к окончанию рассказа. Дети самостоятельно рисуют. Воспитатель по ходу рисования оказывает детям индивидуальную помощь по развитию у них технических навыков. После рисования рисунки выкладываются на столе и рассматриваются детьми.
III. Рефлексия:
- Ребята! Подходит к концу наше занятие. Давайте с вами уточним, о чём же мы сегодня с вами говорили? ( ответы детей: о рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа», о шляпе и пр.)
- С чем новым для себя и интересным вы сегодня познакомились? ( ответы детей: с новым рассказом Носова, с новыми словами, с новой игрой, с новым занятием – придумывание названий и окончаний рассказов и пр.)
- Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей)
- Что было для вас самым сложным? (ответы детей)
- А что больше всего понравилось? (ответы детей)
IV. Заключительная часть:
- Ребята! Ваши рисунки мы вечером сфотографируем, сделаем из них мультфильм и покажем его родителям и другим детям в детском саду. А шляпу мы сейчас повесим на вешалку. Наше занятие окончено.
В результате данного занятия дети :
- научатся понимать юмор, заложенный в содержании рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа»,
- осмыслят особенности рассказа как литературного жанра;
- проанализируют с помощью педагога и иллюстраций последовательность событий в рассказе и запомнят действия его персонажей.
У них будет развиваться произвольное внимание при восприятии произведения, мышление – при решении проблемной ситуации, связная речь и фантазия – при придумывании другого названия и озвучивании своего варианта окончания рассказа. У детей сформируется интерес к книге, умение самостоятельно делиться на две и три команды, работать в команде совместно с другими детьми, помогать им для достижения более высокого общего результата в процессе проведения викторины на внимательность.
Список используемой литературы:
1. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду / Методическое пособие для воспитателей детского сада / Сост. Н. В. Гончарова и др. Под ред. З. А. Михайловой. – СПб, 2000.
2. Программа «Детство» / Под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др. - СПб, 2014.
3. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. – М., 2000.
4. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. – М., 2015.