Татьяна Осанина
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Знакомство с самоваром»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : Продолжать развивать познавательный интерес к истории некоторых предметов русского быта и народных обычаев, к русскому фольклору; способствовать интеллектуальному развитию детей. Обобщить и систематизировать знания детей по теме "посуда "
Задачи :
- Познакомить детей с самоваром.
- Способствовать расширению представлений детей о самоваре как о предмете народного быта.
- Побуждать детей к сохранению традиций семейного чаепития,
воспитывать желание быть гостеприимными.
Публикация «Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе „Знакомство с самоваром“» размещена в разделах
- формировать связную речь детей, обогащать словарь следующими словами: заварочный чайник, чайная пара, самовар, крепкий, ароматный, чаепитие;
- закреплять название предметов чайной посуды (чашка, блюдце, сахарница);
- активизировать употребление звука «Ч» в словах;
- развивать речевое дыхание
- Воспитание патриотизма, уважительного отношения к национальному художественному наследию, стремление сохранить и обогатить его как бесценную сокровищницу прекрасного; приобщение детей к истокам народной культуры и духовности
Словарная работа: чайник, самовар, заварочный чайник, крепкий, ароматный, чаепитие.
Предварительная работа:
- рассматривание альбомов, иллюстраций;
- заучивание пословиц, стихотворений по теме;
- слушание русских народных песен;
- знакомство с чайным сервизом;
- беседа о видах чая (черный, зеленый, горячем чае, правилах безопасного поведения.
- Слушание русских народных песен и напевов.
Предварительная работа:
- Заучивание стихотворений по теме.
- Чтение и пересказ русских народных сказок, потешек, басен.
- Слушание русских народных песен и напевов.
- Знакомство с чайным сервизом
Методические приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, художественное слово, индивидуальная помощь
Материал и оборудование:
Стол, накрытый скатертью, сервированный к чаю (чашки, блюдца, чайные ложки, сахарница с сахаром, молочник с молоком, вазочка, баранки, конфеты); столик с салфеткой, самовар, чайник для заварки, баночка с заваркой маленький поднос, тарелка с угощением; платок для воспитателя. Аудиозапись с песней «К нам гости пришли»
1. Организационный момент.
Воспитатель в русском костюме с расписным платком на плечах.
Воспитатель:
–Дверь открою – стану звать,
Деток в гости приглашать!
- Где вы детки? Заходите!
Я вас чаем угощу.
А потом будем играть,
Песни петь и танцевать!
Звучит аудиозапись песни «К нам гости пришли»
Воспитатель: Здравствуйте, ребята дорогие! Проходите, пожалуйста. Очень хорошо, что пришли ко мне в гости. Я очень рада вас видеть!
Воспитатель подводит детей к столу.
2. Основная часть.
Воспитатель: - Я вас ждала – в доме убрала, стол накрыла белой скатертью и расставила к чаю красивую чайную посуду.
- Вам ребятки нравится у меня в гостях? Проходите, гости, присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее.
-Гости на порог и самовар на стол!
Воспитатель:
- У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит.
Воспитатель: Так говорят про самовар (Воспитатель показывает самовар)
- Как называют самовар? (Фока).
-А какой самовар? (Он большой, блестящий, красивый) Он похож на чайник, только очень большой.
-Что есть у самовара? (Крышка, ножки, маленький краник).
- Что за «руки в боки»? (Ручки).
- Зачем они нужны? (За них нужно браться, чтобы не обжечься. В самоваре вода горячая, кипяток).
- Чтобы в самовар воду налить, что нужно сначала сделать? (Снять крышку).
- А чтобы воду из самовара в чашку налить, что нужно сделать? (Открыть маленький краник).
Воспитатель:
Я пузатый, я пыхтящий,
Я большущий и блестящий.
Если только захочу
Кипяточку вскипячу,
Всех вас чаем угощу.
Я – русский самовар.
Воспитатель приглашает детей рассмотреть его, потрогать, сравнить с чайником. Дети находят сходства и отличия. Пока идет обсуждение, помощник воспитателя готовит чай в самоваре.
Воспитатель:
-Зачем нам нужен самовар? (Чай пить).
- Горячая вода у нас есть, нам нужно заварить чай.
- Вы видели, как ваши мама и папа или бабушка заваривают чай? (Да).
- Как они это делают? (Высказывания детей).
- А сейчас я заварю для вас чай. Как вы думаете, что нам для этого понадобится? (Заварка).
(Воспитатель открывает баночку, высыпает заварку на поднос, показывает детям; ребята трогают заварку, пробуют помять ее пальцами)
Воспитатель:
- Какая заварка? (Твердая, сухая, шершавая).
- Еще заварка бывает крупная и мелкая. Посмотрите, что лежит в этих баночках и скажите, где заварка крупная, а где мелкая? (Дети показывают и отвечают).
Воспитатель: Есть специальный чайник, в котором заваривают чай. Он так и называется: чайник для заварки, заварочный. Есть такой чайник на моем столе? Кирилл, покажи нам заварочный чайник (показывает и называет). Как вы думаете, из какого материала сделан этот чайник? (Из стекла).
- Правильно, он сделан из стекла, значит – стеклянный.
Воспитатель снимает крышку у чайника и предлагает детям засыпать в чайник заварку с подноса.
Воспитатель: Чем можно насыпать заварку? (чайной ложечкой).
Анюта, найди, пожалуйста, на столе и подай мне чайную ложечку.
Воспитатель снимает крышку у чайника и предлагает детям засыпать в чайник заварку с подноса.
Воспитатель: - А что надо еще сделать, чтобы заварить чай? (Налить в чайник воды).
- И непросто воды. А какой воды? (Очень горячей, надо налить кипяток).
- А где у нас кипяток? (в самоваре).
- До самовара дотрагиваться нельзя, можно обжечься, потому, что в нем кипяток. Что нужно открыть, чтобы полилась вода? (Кран).
Воспитатель: Кран открывается,
Вода наливается!
(Воспитатель наливает горячую воду)
- Сначала налью воды немного,
А через некоторое время добавлю воды до самого горлышка чайника.
Мы пока оставим чай завариваться, чтобы чаинки разбухли, разварились и чай у нас душистый и ароматный.
Физкультминутка.
Кипит самовар,
во все стороны пар (дети показывают руками вверх и стороны)
-Давай выручай! закончился чай. (руки в стороны и сложить ладошкой у груди
- 2 раза)
Кипяток наливай (имитация движения по очереди левой и правой р)
Побежал через край (круговые движения 2 руками выше головы)
Ай-ай-ай (ладошки у щек, покачивания головой).
Воспитатель:
- Дети, слышите, кто-то стучит к нам в дверь? Входит домовенок Кузя.
Кузя: - Здравствуйте, ребята! Я почувствовал, что пахнет чем-то ароматным, душистым и мне захотелось узнать, что же это?
(Дети отвечают, что так пахнет чай, который они заварили; и приглашают Кузю к столу. Воспитатель разливает чай по чашкам.)
Кузя: - Я люблю чай с сахаром и молоком.
Воспитатель добавляет сахар и молоко. Домовенок Кузя ставит на стол тарелку с угощением.
- Я к вам не с пустыми руками пришел, Вот что я принес вам.
Читает:
Ай качи, качи, качи
Глянь, баранки, калачи,
С пылу, жару, из печи.
С пылу, жару, из печи –
Все румяны, горячи.
Прилетели тут грачи,
Подхватили калачи,
Нам остались
Бараночки.
Воспитатель наливает чай всем детям. В это время Кузя беседует с детьми:
- Что за Фока у вас на столе? Расскажите, какой он?
- А в чем вы чай заваривали?
- А как вы чай заваривали?
3. Итоговая часть НОД.
Кузя предлагает поиграть в «Ладушки» с родителями. Дети читают потешку «Ай, качи – качи - качи». Начинается чаепитие. После окончания дети прощаются с Кузей.
4. Рефлексия: Ребята, вам понравилось занятие? Если вам понравилось занятие, возьмите смайлик солнышко, если нет –тучку.